Найти в Дзене
ПРОАВТО

Потерянные сокровища СССР: Куда исчезли экспериментальные авто «Запорожца» и «Волги»? Охота за раритетными прототипами.

Где-то в Запорожье в конце 80-х на заводском дворе стояла странная машинка. Внешне – тот же «ушастый» Запорожец, но под капотом рычал форсированный движок, а на кузове красовались спортивные полоски. Рабочие называли ее «Спорт», но в серию она так и не пошла. Куда исчез этот прототип? Никто не знает. Таких историй в СССР было сотни. Конструкторы не дремали, создавали смелые проекты, а потом… машины исчезали. Будто их никогда не было. Постарался собрать фотографии раритетных авто. В Запорожье работали не только над массовым автомобилем. Помню, дядька рассказывал – он в 70-х на заводе трудился – как в секретном цехе собирали что-то необычное. ЗАЗ-966В «Спорт» должен был стать советским ответом западным спорткарам. Двигатель форсировали до 60 лошадиных сил – по тем временам прилично для малолитражки. Были и другие проекты. ЗАЗ-968А «Юность» – попытка создать компактный городской автомобиль с передним приводом. Революционная для СССР компоновка! Но перестройка все порушила. Заводы стали вы
Оглавление

Где-то в Запорожье в конце 80-х на заводском дворе стояла странная машинка. Внешне – тот же «ушастый» Запорожец, но под капотом рычал форсированный движок, а на кузове красовались спортивные полоски. Рабочие называли ее «Спорт», но в серию она так и не пошла. Куда исчез этот прототип? Никто не знает.

Источник - tr.pinterest.com
Источник - tr.pinterest.com

Таких историй в СССР было сотни. Конструкторы не дремали, создавали смелые проекты, а потом… машины исчезали. Будто их никогда не было. Постарался собрать фотографии раритетных авто.

Секретные эксперименты ЗАЗ

В Запорожье работали не только над массовым автомобилем. Помню, дядька рассказывал – он в 70-х на заводе трудился – как в секретном цехе собирали что-то необычное. ЗАЗ-966В «Спорт» должен был стать советским ответом западным спорткарам. Двигатель форсировали до 60 лошадиных сил – по тем временам прилично для малолитражки.

Были и другие проекты. ЗАЗ-968А «Юность» – попытка создать компактный городской автомобиль с передним приводом. Революционная для СССР компоновка! Но перестройка все порушила. Заводы стали выживать, не до экспериментов стало.

Инженеры потом вспоминали: прототипы либо разбирали на металлолом, либо… просто исчезали. Кто-то говорил, что их увозили в частные гаражи. Кто-то – что вывозили за границу энтузиасты.

Волги, которых не было

С Горьковским автозаводом история еще круче. ГАЗ-24-95 – полноприводная Волга для спецслужб. Представляете, Волга с приводом на все колеса! Делали штучно, для КГБ и армии. Броня, усиленная подвеска, спецсвязь – настоящий бронеавтомобиль под видом обычной машины.

ГАЗ-24-95 / Источник - m.fotostrana.ru
ГАЗ-24-95 / Источник - m.fotostrana.ru

ГАЗ-3105 – вот это был прорыв! Роторный двигатель, как у Mazda RX, футуристический дизайн. В 90-х даже показывали на выставках. Но денег на доводку не нашлось, проект закрыли. А куда делись опытные образцы?

ГАЗ-3105 / Источник - playbookpro.ru
ГАЗ-3105 / Источник - playbookpro.ru

«Волга-турбо» – еще одна легенда. Турбированный двигатель, премиум-отделка, попытка создать советский люкс. Собрали несколько штук, но распад СССР все похоронил.

Куда все исчезло?

Начало 90-х – время хаоса. Заводы банкротились, люди выживали как могли. Опытные образцы? Да кому они нужны были! Металлолом дороже стоил.

Но энтузиасты рассказывают разные версии. Мол, часть прототипов растащили сами работники – кто домой, кто на дачу. Другие уверяют, что иностранные коллекционеры скупали все подряд. В Европе сейчас советские раритеты ценятся.

Один старый конструктор как-то признался: «Мы же понимали, что история заканчивается. Кто-то документы прятал, кто-то машины. Надеялись, что потом пригодится».

Документы частично сохранились, а вот живые автомобили… Их единицы.

Современные кладоискатели

Сейчас по всей стране энтузиасты роются в заброшенных гаражах, на свалках, в колхозных сараях. Ищут то, что когда-то считалось хламом.

Паша из Тулы три года искал прототип экспериментального Москвича. Нашел в деревне у деда – машина простояла в сарае 30 лет. Дед даже не знал, что у него раритет!

autonews.ru
autonews.ru

А в Питере парни откопали на заводской свалке кузов от опытного ЗАЗ. Восстанавливают по крупицам, по старым фотографиям. Говорят, уже половину собрали.

Интернет помогает – создаются группы, форумы. Люди делятся фотками, схемами, воспоминаниями. Иногда находят целые машины, иногда – только детали. Но процесс идет.

Что удалось найти

Музей ретро-автомобилей в Москве может похвастаться уникальной коллекцией. Там стоит восстановленный ГАЗ-3105 – один из двух сохранившихся в мире. Стоимость? Примерно как квартира в центре города.

Автомобильный музей Моторы Октября / Источник - YouTube
Автомобильный музей Моторы Октября / Источник - YouTube

В частных коллекциях тоже есть находки. ЗАЗ-966В нашли в Крыму – хозяин 40 лет держал в гараже, даже не догадываясь о ценности. Сейчас эту машину оценивают в полмиллиона рублей.

Но большинство прототипов остаются призраками. Есть фотографии, документы, воспоминания. А живых машин – раз-два и обчелся.

Каждая найденная машина – это кусочек истории, который чудом уцелел. Ведь СССР мог бы пойти совсем другим путем в автомобилестроении. Может, у нас были бы свои спорткары, свои внедорожники, свои технологические прорывы.

А вы не видели в своих гаражах странных машин? Может, у дедушки в деревне что-то интересное пылится? Поделитесь в комментариях – вдруг найдем еще один потерянный шедевр советского автопрома!