Произойдет ли это завтра? Нет, про завтра – это я, конечно, слегка опережаю события. Но есть идея, и движение в нужном направлении уже началось. Но – обо всем по порядку.
Что это за летающие грузовики? Так – дирижабли, незаслуженно забытые. В 1930-е годы им уделяли значительное внимание. Правда, всего несколько лет – до крушения дирижабля-рекордсмена СССР-В6 в 1938 году.
А в кино: белоснежные сигарообразные сооружения легче воздуха, которые плавно катают в безбрежном синем небе отдыхающих пассажиров...
А в стимпанке: в вымышленном мире паровых машин дирижабли – одно из главных летательных средств.
Но вернемся в реальное небо над Байкалом
Поднявшись над нашим Священным морем, дирижабли могут разрешить множество нынешних проблем и узких мест. В этом уверен Сергей Попов, сотрудник Института систем энергетики имени Мелентьева СО РАН, который и рассказал мне про данный проект.
Итак, какие отношения могут возникнуть между чудом природы, на берегах которого нам посчастливилось жить, и полуфантастическим монстром из прошлого века?
Для перевозки грузов, топлива, строительства объектов зеленой энергетики, связи и т.п. на Байкальской природоохранной территории нет нужного количества дорог и мест для складирования стройматериалов.
Заметим, что речь идет о небольших населенных пунктах, которых вокруг Байкала десятки.
Попасть в них, а тем более доставить груз – как минимум большая проблема.
Если водным транспортом по акватории, то препятствиями для транспортировки грузов являются фактическое отсутствие оборудованных для приема и отправки грузов причальных сооружений, равно как и полное отсутствие самого грузового флота.
При этом любое строительство, включая прокладку автомобильных дорог на труднодоступных территориях ЦЭЗ БПТ для новых объектов, кроме уже существующих населенных пунктов, невозможно. Такие сверхжесткие рамки установлены федеральным законом «Об охране озера Байкал».
Как строить? Как перевозить грузы? Как вырабатывать энергию? Одни вопросы с видом на заповедные территории…
И вот тут остается одно — обратить взор к небу.
Обращаем взор к небу
Определенная необходимость перевозки достаточно тяжелых (несколько десятков тонн) грузов между необорудованными для взлета и посадки площадками в нашей стране имеется. Что подтверждают уникальные отечественные разработки.
Например, вертолеты В-12 и Ми-26 установили мировые рекорды по транспортировке на большой высоте и на дальние расстояния грузов в 40 и 25 тонн соответственно.
Но, как говорится, есть нюансы. Вертолеты использовать дорого, грузы хотелось бы возить потяжелее – до сотен тонн, и сильно дальше – до нескольких тысяч километров…
Но на чем же?
Здесь очень к месту и актуально вспомнить про дирижабли.
Что и как там с этими небесными красавчиками сейчас? Как у них теперь насчет подкинуть несколько тонн груза в дальний таежный угол?
Действительно, в условиях фактически безлюдного горного ландшафта западного берега Байкала дирижабли могут стать единственным видом транспорта, который обеспечит выполнение строительных работ, доставку грузов (в частности, топлива) до потребителей с минимальным воздействием на уникальную экосистему акватории озера и Байкальской природной территории.
Воздухоплавание с деловым прицелом
Идея использования дирижаблей возрождается по всему миру. Хотя воздухоплавание никогда и не умирало окончательно, в наше время и даже в нашей стране энтузиасты вновь занимаются этой многообещающей тематикой, причем с деловым прицелом.
Ведь уже в относительно недалеком будущем безопасные (гелиевые, а не водородные) беспилотные грузовые дирижабли (БГД) могут занять очень узкие ниши гражданского применения.
Кроме сельского хозяйства, охраны лесов, обеспечения доставки достаточно тяжелых грузов (до сотен тонн!), они могут сработать и как летающие грузовики с краном – монтаж крупногабаритных конструкций, крупномодульного оборудования на уже подготовленной площадке. Для этого не потребуется строить специальные дороги, мосты, туннели или углублять фарватеры и сооружать причалы.
Идеальный транспортно-монтажный агрегат – дирижабль позволит буквально с неба установить готовое жилье или обеспечить энергокомплекс новым запасом топлива.
Если по воздуху, то и зимники не нужны
Владимир Ворошилов из Аэроконструкторского бюро дирижаблестроения – один из российских предпринимателей, кто на своем опыте руководства логистической компании, в том числе по доставке на протяжении более двух десятков лет крупногабаритных грузов в Арктике и на Дальнем Востоке, убежден в коммерческой перспективности таких инновационных воздухоплавательных аппаратов.
При его участии и при поддержке Фонда перспективных исследований (ФПИ) в 2022 году создан проект и сформирован технический облик современного грузового дирижабля, который должен выполнять транспортные операции с учетом сложных климатических условий изолированных и труднодоступных территорий, включая восточные и арктические регионы нашей страны.
Это будет полужесткая конструкция вроде тороидального термоплана грузоподъемностью от двух до 60 тонн, без непосредственного присутствия человека в летательном аппарате (беспилотный воздухоплавательный аппарат).
Возможностями БГД первыми заинтересовались наши северные соседи
В Якутии хотели бы снизить затраты на доставку жизненно необходимых грузов для труднодоступных территорий, поскольку всесезонный характер применения БГД в принципе может исключить необходимость ежегодного строительства зимников.
Еще в феврале 2022 года в Якутске прошло обсуждение проекта для доставки грузов в удаленные населенные пункты арктических улусов. Надо сказать, что при этом экспертами в разработке и эксплуатации летательных аппаратов был высказан ряд обоснованных вопросов и проблем.
Вопросы, которые есть
Безусловно, в любом предложении деловой человек обязательно должен видеть не только достоинства, но и недостатки. По мнению Сергея Попова,
- одной из основных проблем грузовых дирижаблей является огромный объем, необходимый для создания подъемной силы.
- Далее большой объем ведет к значительному влиянию ветровых потоков на изменение траектории движения
- Суровые климатические условия Арктики выдвигают жесткие требования к конструкционным материалам, системам борьбы с обледенением, удержания позиции самого летательного аппарата и особенно – его полезного груза.
- Надежность и безопасность работы в небе крупного и тяжеловесного беспилотного объекта в воздушном пространстве – также проблемы, которые предстоит решить.
- Немаловажным фактором является и отсутствие каких-либо экономических оценок применения БГД, поскольку пока что они не имеются в наличии даже в виде опытных образцов.
Небо пора открыть
Вместе с тем, буквально недавно произошло важнейшее событие, которое значительно ускорит процессы разработки и создания в нашей стране такого особого вида беспилотных авиационных систем, как БГД.
Президент России Владимир Путин в ходе совещания по вопросам развития беспилотной авиации в январе этого года поручил «открыть небо для гражданских беспилотников в безопасных регионах, где для этого соблюдены и другие необходимые условия. При всех текущих объективных трудностях, повышенных требованиях к безопасности это принципиальный вопрос для опережающего развития отрасли (беспилотных авиационных систем), для испытаний и массового производства новой продукции».
В заключение стоит добавить, что к теме грузовых дирижаблей свой интерес проявили уже такие субъекты как "Ростех", Росатом, другие крупные промышленные и транспортные компании, а также Минэкономразвития РФ.
Такая у нас сегодня статья - дирижабли как воздушный транспорт будущего. Понравилась - подписывайтесь, чтобы не пропустить мои следующие публикации.
А еще вас могут заинтересовать эти мои истории (жми на синие подписи к фото):