Сейчас выходит 2-я часть дорамы "Цветущий пион". Хочу немножко рассказать о внешнем виде женских персонажей, не всем нашим зрителям нравятся их макияж и прически. Но что поделать, таковы были времена и нравы, такова была жестокая мода, она подчиняет дам в любую эпоху. Не всегда это удобно, иногда, через какое-то время кое-что вызывает улыбку, но... это было, было, было.
А внешность красавиц эпохи Тан(618-907) имеет решающее значение, поскольку именно эта блестящая эпоха находит отражение не только в "Цветущем пионе", но также и во многих других китайских дорамах.
В это время империя была открыта всем ветрам, западному, восточному, южному, северному ... что несомненно отразилось и на нравах и на общей обстановке и жизни людей. Столица империи Чанъань(в переводе "долгий мир") была конечным и начальным пунктом Великого шелкового пути. Город имел регулярную структуру и напоминал по форме прямоугольник, разбитый на одинаковые кварталы. Население Чанъаня в эпоху Тан составляло более 1 миллиона человек, что делало его самым крупным городом тогдашнего мира. А все население империи Тан в двух переписях VII и VIII веков оценивалась примерно в 50 млн человек.
Определенный космополитизм, расцвет культуры и самых разнообразных искусств, привлекали ученых, писателей( в этот период появилась в Китае ксилография, предтеча печатной техники, позволившая быстрее распространять книги), художников, музыкантов. и других, несомненно важных для развития страны лиц, торговцев, монахов (именно буддийские монахи занесли культуру пионов в Китай, а не только философию, и еще в Чанъане была христианская община несторианского толка, постройка пагоды Дацинь, в переводе - "римская башня", связана именно с ней, башня сохранилась до наших дней и в ней есть фрески на библейские темы)... В этот период знаменитые чайные традиции распространились сначала по всей стране, а потом и в другие страны. И сами китайцы(или танцы) многое заимствовали от соседей.
Почему великолепие Тан быстро закончилось? Об этом рассказывает совсем другая дорама "Путь личи", но мы не будем о грустном, эпоха ушла, а люди и их традиции, обычаи, культура оставили яркий след в истории Китая.
Но обо всем по порядку.
Макияж
Для женщин в период династии Тан броский макияж с рисунками, яркими красками был вполне традиционным и существовал уже не одно столетие.
Точки на лице, как мушки в эпоху рококо, многое говорили окружающим. Одна из легенд связывает их появление с традицией, возникшей во времена империи Хань(206 г.до н.э. - 220 г.н.э.). Жены и наложницы императорского двора в критические дни таким образом сообщали чиновникам, что их нельзя внести в "графики" для посещения императором или принцами. То, что неудобно было проговаривать, рисовалось на лице, подумать только!
Впрочем есть более романтичная легенда о возникновении этакого затейливого макияжа: внук принца У из царства Цзинь(265-420 гг) во время танца случайно поранил щеку своей любимой наложнице, госпоже Сун. Интересно, что он вытанцовывал, танец с саблями? Врач лечил-лечил бедняжку всеми способами традиционной китайской медицины и залечил, у девы после исцеления на лице появились красные пятна, однако принц не считал это уродливым, ему казалось, что госпожа Сун стала даже более симпатичной. Возможно, это была обычная вежливость или извинение за нанесенные увечья, но таким высоким особам надо быть осторожнее в высказываниях, ибо мышь породила гору.... С тех пор наложницы из гаремов и простые женщины стали подражать героине этой истории и одна за другой, использовали румяна для нанесения красных пятен и точек на свои щеки и лоб.... И так и повелось, что еще много-много столетий(лет 600-800) женщины в Китае украшали себя именно таким образом. А некоторые и сейчас не прочь приобщиться к старинной традиции.
В эпоху Тан искусство разрисовки лица стало настолько изощренным, что женщины занимались им по многу часов. Процедура производилась в несколько приемов:
- сначала нанесение свинцовой пудры, белил, лицо грунтовали как картину,
- затем нанесение румян и не только на щеки, но и на веки и под глаза,
- рисование бровей. Да, да, натуральные брови сбривали(как и в средневековой Европе) и на их месте рисовали, что
душемоде угодно(в Европе дам так и оставляли без бровей). А у танских женщин было 30 вариантов на выбор. И я поняла, современные визажисты совершенно скучные люди абсолютно без фантазии, среди этих тридцати есть такой великолепный сюр. Например, над внутренним уголком каждого глаза "сажали" кустик, такой пушистенький и больше ничего, дальше голое пространство без волос, смотрится прикольно. Жалко в дорамах такое не увидишь. - после всего этого следовало окрашивание лба в желтый цвет и/или нанесение на лоб рисунка, узоры тоже были разные, не только в виде цветов, но и в виде абрикосовых косточек, монеток и прочего. И не всегда использовали киноварь(красное), в более поздние эпохи рисунки стали наносить зеленой краской
- потом нанесение дополнительных точек мянье на лицо, иногда тоже в виде рисунка*, или же их делали из цветной бумаги, растений, золота, нефрита, жадеита для последвющего наклеивания. С помощью клея выкладывали из подготовленных материалов различные узоры близко к положению естественных ямочек на щеках, позже стали наносить рисунки и на другие части лица, под глаза, на виски,
- косые красные штрихи на висках или под глаза, часто их тоже делали с помощью драгоценных камней или жемчуга,
- и только в конце нанесение помады на губы и не абы как, рот настоящей красавицы должен был напоминать две вишенки, т.е. края губ вообще не красили, "мазали" только центр,
...уфф, кажется все. Красота неписанная, ничего своего, все можно нарисовать или налепить! И вы еще будете говорить о сложности нашего макияжа?) У танских красавиц, если промахнулся на миллиметр с тем же рисунком, начинай все сначала))) Но не все так печально, некоторые ученые считают, что такой сложный макияж наносился только по особым поводам. В дораме такая "боевая" раскраска на лице героини Ян Цзы появился только на свадьбе, до этого и после этого в повседневности у нее был упрощенный вариант макияжа. А вот ее свекровь и принцесса были "отгламурены" по модному практически всегда.
* У героини Ян Цзы, кстати, в уголках рта, не простые точки, а изображены именно цветочки.
Прически
Между прочим, в эпоху Тан существовало более 60 типов только официальных женских причесок, некоторые прямо-таки легендарные. Однажды дворец императора У Ди посетила небесная богиня, впечатленный до глубины души, он запомнил ее прическу и наказал, чтобы женщины его дворца делали именно такую. Так появилась прическа фэйтян - "летающая фея", где настоящие волосы соединялись на макушке с шиньоном, а в качестве украшений использовались нефритовые шпильки... Считается, что такая прическа не просто какой-то тривиальный дамский убор, она символизирует связь между небом и землей. И эту связь описывали весьма поэтично: "Феи с небес, спускающиеся навстречу императору; при ближайшем рассмотрении вы увидите только отражение волос, как свет, исчезающий, как одеяло тумана".
Или уманьцзи. Буквально в переводе - прическа черных варваров, а черными варварами в те времена называли жителей юга из Сычуани. Но носили этакое замужние женщины Тан, не особо знатные, но и не простолюдинки. Тихая простота и элегантность с претензией на роскошь, волосы взбиты и уложены складками на уши, высота прически не должна была быть больше 30 см(это тоже регламентировалось). Немного похоже на прическу свекрови героини.
У китайцев все не просто. Поэтому все эти "гульки", "рогульки", спирали, пучки, начесы, складки и наплывы, имеют очень разное значение, принималось во внимание даже то, в какую сторону закручен или направлен пучок.
Прически украшали не только шпильками и заколками, но и живыми цветами. В дораме, это роскошные пионы.
У простолюдинов этаких "вавилонов" на голове не наблюдалось, "летящая фея" им была недоступна, но думаю, что она еще и была не очень практична. И как пишут историки, в следующие эпохи женщины даже знатные перешли на прически простых людей. Видимо эти затейливые парикмахерские церемонии были непростыми даже для богатых и не обремененных трудами тяжкими ради пропитания.
Одежда
Наряды, пожалуй, самое незамысловатое в образе танской красавицы. В те времена женщины носили топ и длинную юбку, которую завязывали чуть выше груди, поверх одевали рубашку или халат. Кроме того, к наряду прилагался шарф. Ткани должны были быть лёгкими, летящими, струящимися, иногда даже полупрозрачными. Мода того времени была под сильным влиянием космополитической культуры, женская одежда постепенно становилась все более свободной и откровенной. Ткани были шелковые, хлопковые(часто более дорогие, чем шелк, так как в основном хлопок был привозной, только к концу IX века в Китае появилось хлопководство), льняные или шерстяные.
Сначала преобладающим цветом в эпоху Тан для всех слоев населения был золотисто-жёлтый, охристый, но он позже в эту же эпоху превратился в символ императорской власти и стал недоступен для прочих подданных. Для знати оставались фиолетовые, зеленые, красные, синие насыщенные тона, поэтому в их одеяниях было множество самых разных цветовых сочетаний, чем пестрее и ярче, тем красивее. А для простолюдинов для одежд разрешались тона земли и воды, коричневый, серый, тускло-зелёный и такой же синий или голубой.
Вышивка на одежде тоже многое могла рассказать о положение человека, драконы, фениксы - это все было доступно только императорской семье, регламентировали даже перья на голове и в хвосте феникса, когти у дракона, то, что дозволялось императору, не дозволялось быку его жене, а остальное ограничивалось даже у членов императорской семьи.
Другие благоприятные символы существовали только для богатых и знатных. Цветочные и плодово-ягодные узоры символизировали изобилие, геометрические - баланс и гармонию. Узор в виде цветка лотоса означал чистоту и благородство, узор в виде облаков - тайна, вода присутствовала как символ жизни. Еще нужно было принимать во внимание сочетание узоров, облако среди цветов, например, это пожелание удачи и счастья.
Материалы для вышивки и украшений тоже строго определялись положением человека, золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг только для императорской семьи и знати, медь и белая медь (сплав никеля и меди), дерево, перья , простые камни, для тех, кто не вышел в "калашный" ряд.
Внешний вид, телосложение
Еще о корпулентности/дородности красавиц эпохи Тан. В принципе, на большинстве сохранившихся картин, фресках и рисунках дамы пышнотелые, частенько с несколькими подбородками, нос утонул в щеках, глаза щелочки, талии не разглядеть. Может потому и юбку подвязывали над грудью, потому как талию было не обнаружить, а грудь - вот она, весомая и легко находимая и ее даже не надо подчеркивать, итак видно. И лицо разрисовывали, чтобы было на что глянуть).
Любимая наложница танского императора Сюаньцзуна(685-762) Ян Гуйфэй(719-756), та самая, что так любила свежие личи и считалась одной из четырех легендарных красавиц древнего Китая, именно такой и была, пухленькая, кругленькая, хотя вроде вполне "спортивная". Источники сообщают, прекрасно танцевала, ездила верхом, играла в конное поло. Правда, на одном рисунке четверо прислужников эту даму с трудом подсаживают в седло, ох, бедный конь).
Из-за этого красотку Ян Гуйфэй часто противопоставляют императрице Чжао Фэйянь из династии Хань(202 г.до н.э. - 220 г.н.э.) , которая была известна своим изяществом. Появилось даже идиоматическое выражение хуаньфэй яньшоу( (環肥燕瘦, буквально "толстая Янь, худая Фэй"). Но, заметьте, Чжао Фэйянь так и не вошла в число легендарных красавиц со всей своей стройностью и царственной осанкой, а толстушка Ян запросто. Опять же некоторые современные историки пишут, что ее полнота, это неправильный перевод старинных источников, но, увы, если большинство современниц были именно таковы, а ее на всех, пусть более поздних картинках, изображают такой же. Скорее всего, она и была пышкой весьма приятной на ощупь и на взгляд мужчин той эпохи.
К месту будет упомянуть, что в дораме "Цветущий пион" актриса Чжан Яцинь, играющая принцессу, специально поправилась, чтобы хотя бы чуть-чуть приблизиться к тогдашним стандартам красоты, но до Ян Гуйфэй ей еще очень далеко. А вот Ян Цзы, наоборот, видимо, взяла за образец Чжао Фэйянь.
Настоящее имя легендарной красавицы Ян Юйхуань, в переводе - "Нефритовое колечко", так как она по легенде вроде как с ним и родилась. А "гуйфэй" - это титул первой императорской жены, означающий "Драгоценная жена". Император отбил жену у собственного сына, причем провел такую изощренную операцию, так изящно маневрировал вокруг красавицы, что современные разведки и контрразведки нервно курят в сторонке. А история их взаимоотношений такова, что Болливуд рыдает и танцует, однако у китайцев почему-то очень мало дорам об этой героине и все они сняты давненько и в основном в Гонконге.
Кстати, именно по инициативе Сюаньцзуна впервые на севере страны в Чанъане стали выращивать апельсины и личи, так любимые его подругой. Он также вернул из Лояна пионы, изгнанные туда по приказу императрицы У Цзэтянь(624-705), опять же для своей любимой жены. Основал первый китайский театр, писал стихи и музыку, комментарии к трактатам Конфуция и Лао-цзы, но правителем был никудышным. В 756 году в империи произошло восстание, которое возглавил, как считается, любовник Ян Гуйфэй, а ее кузен примкнул к войску повстанцев.
Далее история очень печальная и мутная, одни историки сообщают, что женщину и всех ее родственников уничтожили повстанцы, когда император бежал, забыв свою любовь, другие, что император под давлением министров был вынужден перед бегством приказать задушить красавицу, "покорившую города и погубившую государство". После подавления восстания, он не нашел в себе силы править страной без любимой и отрекся от престола. Оставшиеся годы он был пленником собственного сына и провел их в страданиях перед ее портретом. Именно так описывают этот последний эпизод из его жизни поэты и новеллисты.
В Японии существует легенда, что Ян Гуйфэй не погибла, она успела сбежать в Японию и там стала влиятельной фигурой. Эта дама сумела войти в литературу двух стран, она - главное действующее лицо многочисленных поэм, новелл, театральных пьес как в Китае, так и в Японии.
✨✨✨
Вот и все, что можно рассказать о красоте и моде эпохи Тан. Нет, рассказать несомненно можно больше, но это надо писать сразу много-много статей. Но надо же еще и смотреть, так что все, по плану у меня "Цветущий пион 2", вышли уже 5 серий. Кто смотрит?
#дорама #мода_эпохи_тан #красавицы_династии_тан #китай