Не ищи меня, богатый, -
Ты не мил моей душе.
Что мне, что твои палаты?
С милым рай и в шалаше!
(Из стихотворения поэта Н. М. Ибрагимова (1815 г.)
Положим, шалаш – это про страсть. Тогда квартира – про любовь? А там и дети пойдут… может быть. Демографическая проблема могла возникнуть только у людей, птички-рыбки строят гнезда и приступают к размножению. А гомо сапиенс размышляет, на что семья будет жить, сможет ли выжить, если возьмет ипотеку. И найдет ли подходящую работу, если уволят.
Раньше с жильем было проще: или терем доставался по наследству, или в деревне община строила новый дом молодой семье. Когда началась урбанизация, человечество стало меняться в худшую сторону. Москвичей, как известно, давно уже испортил «квартирный вопрос». Булгаковский Воланд не удержался от социологической оценки публики варьете: «Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»
Удивительное совпадение: в демографической проблеме на первых позициях тоже деньги и жилье. Для рождения детей молодым семьям нужен стабильный доход или гарантированная помощь со стороны государства. А на приобретение или ремонт жилья семьи потратили, как мы уже писали, 8 из каждых 10 выплат материнского капитала.
Благодаря удачной ставке Центробанка богатые богатеют, бедные беднеют, производство лишено средств, строительство жилья сокращается. Вице-премьер Марат Хуснуллин предупреждает, что через три года на рынке не будет нового жилья. Жилищная ипотека находится в кризисе, а фондирование так называемой семейной ипотеки раз за разом не дотягивает до конца бюджетного года.
Россия находится на 167-м месте в мире по рождаемости. ВЦИОМ докладывает, что число молодых семей, не планирующих заводить детей, за 20 лет увеличилось в три раза, - с 6 до 18 процентов, а по данным социологов МГУ каждый девятый российский мужчина не состоит ни в официальном, ни в «гражданском» браке.
«Современная молодёжь живёт в эпоху «отложенного будущего», - считает социолог Дмитрий Лобойко, -«Ипотечная кабала превратилась в новую форму крепостного права – только теперь к земле «привязывают» не рождением, а кредитным договором».
«Вычленять и купировать риски»
Экзистенциальную ответственность за демографию (судьбу России!) федеральная власть пытается разделить с регионами. Заламывая руки, вице-премьер Татьяна Голикова обращается к губернаторам 06 июня 2025 года: «Сегодня нет такой сферы в Российской Федерации, которая не затрагивала бы тему семьи. Еще раз хочу обратиться к губернаторам: чрезвычайно важная тема, абсолютно приоритетная, очень прошу вас, включите в повестку ваших оперативных совещаний, не знаю, какие еще у вас совещания проходят, просто несколько показателей, что у нас происходит с рождаемостью, что у нас происходит со смертностью, и просто что у нас происходит в регионе с тем, как организовывается эта работа и, главное, как у нас вычленяются те риски, которые надо купировать для того, чтобы преодолевать эти ситуации». Коротко и ясно, - «крик души» Т. Голиковой, по ее собственному признанию.
Конечно, рождаемость и смертность – важнейшие интегральные показатели, которые позитивно изменились было вследствие напряженной государственной работы. Но «испорченность» населения по Воланду сохраняется, и большинству семей по-прежнему не хватает денег и жилья.
Дети как дорогое удовольствие
Обозреватель «Комсомольской правды» Владимир Ворсобин 26 июня 2025 года «чиновничьим истерикам» противопоставил рациональный подход, сформулированный учеными РАН. Чтобы повысить коэффициент рождаемости на 0,2, подсчитали демографы, «нужны деньги, очень много денег», а именно 4,5 трлн. рублей (около 57 млрд. долл. США).
Из этой суммы почти 2 трлн. – «прямая раздача денег семьям с детьми» - расходы на ежемесячные пособия и материнский капитал, возрастающий в зависимости от числа детей в семье. Еще 900 млрд. – фондирование льготной ипотеки; еще столько же - поддержка работающих матерей, пропаганда семейных ценностей, развитие инфраструктуры; 200 млрд. – репродуктивная медицина; 600 млрд. – льготы для многодетных семей.
«Я без иронии, с сочувствием наблюдаю, как руководство нашей страны сражается за демографию… Наш двуглавый орел… исторически никак не может определиться: империя для людей или люди для империи… Когда… людей для гигантской империи перестало хватать, государство протрезвело: Россия демографически серьезно больна, провинция стоит пустая», - рассуждает В. Ворсобин.
Но на ученых РАН обрушивается «Царьград»: «Демографическая политика в России работает сейчас так. Министерство труда наняло Институт демографических исследований РАН. Там работают либеральные демографы, которым вообще наплевать на людей. Они считают нас в штуках, как скот. Смотрят на цифры и говорят: единственный шанс - это замещающая миграция».
Директор ЦЭМИ РАН Альберт Бахтизин уверен, что названные 4,5 млрд. рублей (2,2 процента ВВП) – «сумма вполне подъемная». Заметим, эта сумма сопоставима с доходами банков в условиях рекордно высокой учетной ставки ЦБ РФ, ставки, которая «охладила» не только экономику, но и постели.
Наши капиталисты будто и не читали Адама Смита (не был коммунистом!), Смит почти 250 лет назад писал: «Есть известный предел, ниже которого нельзя уменьшить, на время сколько-нибудь предположительное, обыкновенную заработную плату даже самого низкого разбора труда. Дело безусловной необходимости, чтобы человек мог жить своим трудом и чтобы его заработная плата была достаточна по крайне мере для его пропитания. В большинстве же случаев требуется несколько больше этого, ибо иначе рабочий не будет в состоянии обеспечивать семью, да и сам разряд таких рабочих не мог бы продолжаться более одного поколения».
Короче говоря, если работнику зарплаты хватает только на еду, в следующем поколении на капиталиста работать будет просто некому.
Жить, чтобы работать или работать, чтобы жить?
Снижается смертность, растет продолжительность жизни, повышается пенсионный возраст, бабушкам некогда заниматься внуками, да и внуков уже поменьше, - на 27 процентов за 10 лет. Работников не хватает, капитал завозит мигрантов (отдельная тема), ВЦИОМ ищет и находит внутренние резервы: «К 2036 году сценарии старости и восприятие потенциала третьего возраста для общества и экономики трансформируются, качество жизни, которое сейчас имеют люди в 40-50 лет, может продлеваться до 70-80 лет, поэтому «регламентированное» старение с выходом на пенсию будет не единственным жизненным сценарием».
Напомним, в развитых экономиках господствует солидарное пенсионное обеспечение, потому критическое снижение доли трудящихся (плательщиков социальных фондов) неизбежно ведет к обнищанию пенсионеров. Из-за плохой демографии трудящихся становится все меньше, поэтому пенсия с 70-80 лет может стать реальностью.
Некоторые эксперты в качестве стимула предлагают понижать возраст выхода на пенсию матерям, в зависимости от числа воспитанных детей, например, на 5 лет за каждого ребенка.
Ожидается, что статус «Мать-героиня» (10 и более детей) приравняют по льготам к «Герою Российской Федерации» и «Герою Труда Российской Федерации», хотя демографически стране нужно 2,1 ребенка на женщину в среднем.
По подсчетам экс-губернатора Белгородской области Евгения Савченко, работник за свою рабочую жизнь приносит примерно 100 миллионов рублей (около миллиона долларов) ВВП. То есть женщина, родившая трёх детей, принесёт «государству» три миллиона долларов.
«Мама должна стать главным гражданином для нашей страны и русского будущего… Так почему мы этой женщине не платим сейчас зарплату для того, чтобы она была матерью? Именно эта её «работа» намного более выгодна, чем её трудоустройство в любой другой отрасли», - восклицает учредитель «Царьграда» Константин Малофеев.
Что нам стоит дом построить. Нарисуем, будем жить…
«Можно раздать семьям с тремя детьми бесплатно дома. Если же в семье рождается четвёртый малыш, то списывать ипотеку», - предлагает К. Малофеев, - «Это не имеет экономического смысла в сегодняшних цифрах. Зато это будет иметь смысл в цифрах 2050 года... Потому что мы сегодня родили тех детей, которые завтра станут работниками, налогоплательщиками». Прямо по А. Смиту!
Напомним, демограф Юрий Крупнов предлагает сделать модельной семью с 3-4 детьми, а рождение каждого ребенка рассматривать как инвестиционный проект: государство, общество и конкретная семья должны просчитать и спланировать первые 25 лет после появления ребенка на свет.
Экономист Михаил Хазин считает, что количество детей должно непосредственно влиять на доступность ипотечного жилья, и предлагает «списывать» некоторую значимую часть ипотечного кредита с рождением каждого следующего ребенка.
В эфире радиостанции «Говорит Москва» депутат Государственной думы от «Справедливой России» Михаил Делягин заявил: «Молодые семьи находятся в безвыходном положении в силу государственной политики, которая, с одной стороны, обеспечивает заведомо недостаточный уровень доходов, с другой стороны, долгое время способствовала и до сих пор способствует произволу монополий, раздуванию цен на недвижимость и загону этих цен на недвижимость «в космос».
И верно, по данным ЦБ РФ, сейчас средний срок жилищной ипотеки составляет 26 лет, а при средней стоимости квартиры 4,4 млн. рублей «переплата» составляет 10 миллионов.
М. Делягин, доктор экономических наук, предлагает провести простые подсчеты: «Давайте прикинем в первом приближении, во что обойдётся государству «льготная» ипотека под 6 процентов. Если реальная ставка ЦБ (после набиуллинского повышения) стала 28 процентов, то государство будет из бюджета доплачивать: 28% — 6% = 22%. То есть каждые пять лет за счёт процентов государство будет оплачивать квартиру ещё раз. Если ипотека на 30 лет, то за одну квартиру заплатят ШЕСТЬ раз только процентами!».
М. Делягин уверен, что государство могло бы выделять нуждающимся бесплатное жильё без ущерба для бюджета; более того, государству было бы дешевле просто строить за бюджетные деньги жильё и выдавать его нуждающимся. Льготная ипотека воспринимается обществом как мера социальной поддержки, тогда как на деле служит скрытой субсидией крупному бизнесу. «Дешевле будет просто выкупать эти квартиры и отдавать людям даром. Так за них придётся платить всего ОДИН раз», —утверждает Делягин (апрель 2025 года). Но реакция чиновников на это предложение неизвестна.
Вместе с тем, кажется, лед тронулся. Председатель Комитета по защите конкуренции Государственной думы Валерий Гартунг 20 мая 2025 года предложил изменить подход к жилищной политике. Он призвал правительство прекратить финансирование ипотеки, которая, по его словам, фактически поддерживает банковский сектор, а не граждан. Вместо этого парламентарий предложил покупать квартиры за счет бюджета и передавать их в аренду нуждающимся по договору социального найма, если они не могут позволить себе ипотеку даже с господдержкой.
Заметим, что во Франции учителя, врачи, полицейские и др. могут претендовать на арендное жилье от государства, а в столице Австрии Вене около 80 процентов жилищного фонда – муниципальное арендное жилье. В России тоже есть законы о социальном найме жилья и соответствующих льготных категориях населения. Если наше государство будет выкупать у застройщиков жилье по разумной цене и передавать его бесплатно нуждающимся семьям с детьми, оно поддержит не только демографию, но и строительный бизнес. Правда, это сильно не понравится банкам.
С учетом демографического коэффициента 1,41, пришло время выбирать между сверхприбылью банков и ужасной демографией, - между деньгами и людьми. Чтобы отойти от края пропасти.
Автор: Андрей Д.
#рождаемость #демография #стратификация #губернаторы #АндрейД