Найти в Дзене
Дмитрий Тамбовский

Кто ты, идущий дорогой своей?

В 1997 году издательство «Московский писатель» выпустило сборник моих стихов, который назывался «Свой круг». Валентин Алексеевич Устинов – советский и российский поэт-писатель, президент Академии поэзии (Москва), на тот момент, и председатель издательства «Московский писатель» спросил меня, терпеливо ожидающего в коридоре его аудиенции: «И о чём таком стихи твои, что ты так возжелал, чтобы мы их опубликовали?». «О природе» - ответил я, на что он громко рассмеялся и прочёл целую лекцию о том, что о природе уже столько писано-переписано, и что, кроме, как за шутку моё желание воспринять он не может. Перечислил целый список именитых поэтов, прочитал отрывки их произведений и спросил: «А ты Фета читал? А, да о чём мы говорим, махнул он рукой, только время тратить! Ну, уж коли пришёл, давай, что там у тебя». У меня с собой была местная областная газета, в литературной колонке которой, по рекомендации профессора тамбовского университета Руделёва В.Г., были напечатаны с десяток моих стихов,
Кто ты, идущий?
Кто ты, идущий?

В 1997 году издательство «Московский писатель» выпустило сборник моих стихов, который назывался «Свой круг». Валентин Алексеевич Устинов – советский и российский поэт-писатель, президент Академии поэзии (Москва), на тот момент, и председатель издательства «Московский писатель» спросил меня, терпеливо ожидающего в коридоре его аудиенции: «И о чём таком стихи твои, что ты так возжелал, чтобы мы их опубликовали?». «О природе» - ответил я, на что он громко рассмеялся и прочёл целую лекцию о том, что о природе уже столько писано-переписано, и что, кроме, как за шутку моё желание воспринять он не может. Перечислил целый список именитых поэтов, прочитал отрывки их произведений и спросил: «А ты Фета читал? А, да о чём мы говорим, махнул он рукой, только время тратить! Ну, уж коли пришёл, давай, что там у тебя». У меня с собой была местная областная газета, в литературной колонке которой, по рекомендации профессора тамбовского университета Руделёва В.Г., были напечатаны с десяток моих стихов, как раз по теме о природе. «И что; раз в газете опубликовался, так сразу и к нам нести можно? - как-то совсем недоброжелательно мотнув головой высказался Валентин Алексеевич и нехотя приступил к беглому прочтению.

Не знаю, почему, но мне его длительное молчание показалось вечностью. Было как-то не по себе и стыдно от того; что он подумал теперь обо мне, самонадеянно, явившегося к нему и вознамерившемуся опубликовать стихи в столь высокоранговом издательстве, что я опасался и взглянуть на него, дабы не встретиться взглядами. Время шло, а он по-прежнему смотрел в газету и молчал, погружённый, как мне показалось, в какие-то свои, не касающиеся нашего разговора, мысли. Я уж подумал встать и уйти по-тихому, как, вдруг, он поднял на меня, отчего-то увлажнённые, глаза и сказал; «А вы знаете, я ничего подобного о природе в своей жизни ещё не читал, а почитать-то мне за свою жизнь пришлось много чего». Извинился, наговорил много не свойственного ему. Так и познакомились, подружились. Сборник стихов тех, стал «ключиком» от многих, ранее напрочь затворённых, дверей. Благодарность и светлая Вам память, Валентин Алексеевич!

ОГНЯ БУШУЮЩЕЕ ПЛАМЯ – часть 2;

* * *

Вечер.

Солнце голову в перины,

Небо пледом марь на плечи,

Прядь волос: лучи-седины разметались по заречью.

Вечер.

Месяц своды растворил,

Зажигает свечи,

Воссияет до зари звездной выси вече.

Вечер…

Утро.

Лучик робко и несмело

Пелену раздвинул,

Осторожно, неумело на пол ночку скинул,

Вскрикнул птицей озорливо,

К небу взор поднял,

Зорьку-Девоньку игриво сладостно обнял.

Утро.

Ночь смеялась, песни пела –

Не хотела спать,

Солнце вышло – засопела,

Темный лес – кровать.

Утро.

Солнце - заспанные очи

Изумрудною росой омывает после ночи;

Семь лучей – косой.

День –

Царевич, солнца Сын возведен на трон;

Из-за облачных вершин правит жизнью он.

Кони-ветры колесницу вдали унесут,

Полетят лучи - Жар-птицы,

Вечер тут – как тут.

* * *

Уж месяц гонит солнце прочь.

Храм звездный свечи запалил.

Неспешно обнажалась ночь,

А солнца луч еще шалил;

Окрасил в рыжий облака,

Немного синего пролил,

Лес, будто черная строка,

Огнем верхушки опалил,

За горизонт рассыпал краски,

Искрой мазнул, смешал, поджег –

Пожар в полнеба, словно в сказке,

Зевнул зарницей и возлег.

* * *

За край земли скатился день.

За облака лучи цеплялись.

Ветвистой тенью лес-плетень.

Стадами звезды проявлялись.

Уныло скрипка заиграла -

Артист испробовал смычок;

Печаль пленила, забирала –

Исполнил ля минор сверчок.

В реке плескался месяц рьяно,

Шепталась с берегом волна,

Камыш о прошлом что-то пьяно -

Ночь сокровенных тайн полна.

* * *

Как лира нежная звучала –

Ручей семь нот перебирал.

Притихло. Осень. Всё молчало.

Сюиту лету он играл.

Шепталась с лилией кувшинка.

Скрипел по-старчески камыш.

За куст держалась паутинка.

Царило лето бабье - тишь.

Вмиг поседевшие березы,

Главу склонивший долу бор

Роняли капельками слезы –

Листвы чарующий узор.

«Пора, пора» - сорочьи крики.

Свеча угасла – день исчез;

Стрелами солнечные блики

Последний раз пронзают лес.

* * *

День заплакан и невесел.

Солнце – призрак, миг, обман.

Словно простыни развесил –

На кустах лежит туман.

Челка желтая берез.

Ель укуталась в шинель.

Жухлый от дождей и рос

На деревьях пьяный хмель…

Пестро-желтое с красным,

Синева со свинцом,

Серость красок с прекрасным,

Вечность жизни с концом -

Осень – сонная пора.

Ночь развесит фонари,

Небо – звездная гора –

Торжествует до зари.

В конце 90-х – время противоречивое, сложное, мы перебрались в Москву. Финансовый кризис 1998 года изменил многое и стал неподъёмным обременением для многих. Однажды мне позвонил мой знакомый, очень известный продюсер, к тому времени, к слову сказать, уже успевший пересесть с мощного «Ferrari» на «Alfa Romeo». Попросил подъехать к Парку Горького. На вопрос: «зачем», сказал: «узнаешь». Тогда я ещё «безлошадный» и добираться вынужденно предстояло на метро, потому и не очень-то хотелось «выдвигаться» неизвестно ради чего и по какому поводу, но, статус «понаехавших не славы ради» обязывал реагировать на все предложения, потому я и согласился. Стою, жду. Вдруг, останавливается крутая «иномарка» и выходят два шикарно одетых незнакомца. Один из них, уважительно так, но с осторожностью, как мне показалось, спросил: «Вы Дмитрий?». Говорю «да», а в чём дело? «Это действительно вами написано стихотворение-баллада «Лебёдушке, свету твоей души?» - «Да», снова непонимающе отвечаю ему. «И стихотворению «Крест» вы написали?» - Тут я уже забеспокоился: «Да, но в чём собственно дело; я, я написал всё это и, что из того?». «Меня зовут Михаил Котляров, проживаю в Париже. В Москве по личным вопросам на пару дней, с единственным концертным представлением в «Зале Чайковского». Вот вам моё личное приглашение, приходите. Я горжусь, что живу с вами в одно время». Ничего больше не произнеся и не спросив, они сели в машину и ухали. Я в недоумении, позвонил бывшему «звёздному» продюсеру и пересказал ситуацию. Оказывается, это действительно был Михаил Юрьевич Котляров - российский оперный певец. Окончил аспирантуру при парижской консерватории, проживает в Париже. Прославился после выступления с Лондонским Королевским филармоническим оркестром в 1991 году. Выступал, к тому времени, на одних сценах с такими мэтрами мировой оперы, как Лучиано Паваротти, Пласидо Доминго и Хосе Каррерас. Принимал участие во многих оперных спектаклях, фестивалях по всему миру от Европы до США, от Канады до Великобритании. А предыстория же нашей состоявшейся встречи была не совсем обычной: на одной из после концертной презентации в присутствии известных политиков и многих знаковых деятелей культуры, и в частности, такого эксперта в области музыковедения и литературоведения, как Святослава Бэлзы, продюсер прочитал им басни, написанные мною, и те самые два произведения: «Лебёдушке, свету твоей души» и «Крест». Святослав Бэлза, как только услышал «Лебёдушке, свету твоей души» сказал: «Никак не могу вспомнить имя автора; вот вертится на языке, знаю, что произведение конца «Серебряного века», а имя запамятовал». И когда он услышал от продюсера, что эти произведения написаны его хорошим знакомым, с которым он вот только вчера виделся, и, что он лично принимает участие в продвижении моего творчества, Белза не поверил и во всеуслышание сказал, что на спор докажет, что это произведение принадлежит поэту «Серебряного века». Попросили устроить со мной встречу. Кто-то, по всей видимости, «поднял» неплохие деньги на этом споре, а заодно и приподнял мой статус, как автора. Ибо, и на выступлении я побывал и на банкете - после концертной презентации вместе с известнейшими современниками культурной жизни и не только столицы нашей Родины. Благодарность и светлая Вам память, Святослав Игоревич!

Лебёдушке, свету твоей души

Лебедь над гладью свинцовой воды,

Горькой, что стала от слез и беды,

Плакал в тоске безутешной, кричал:

Деву-невесту отец обвенчал…

Брови насупил сердито жених –

Ворон-стервятник глядит из-под них:

Али не рада доле своей?

Грусть поскорей же, мой ангел, развей.

Род наш вороний - вам не чета.

… …

Птица свободы? - Ты?!

Нищета!

Будь благодарна, мужа возвысь,

Будет смотреть-то в звездную высь.

Станешь вороной, женой темноты,

Прелесть познаешь земной красоты,

Серого цвета наденешь наряд…

Снова на звезды? – глядишь, как горят?!

… …

Слуги!

Скорее!

За-ма-ле-вать!

Живо закрасить, все заплевать!

Полная тьма, ни огня – ни свечей!

Пусть осознает прелесть ночей…

Тяжко Лебедушке - свету души:

Небо! – взывает она, поспеши;

Что же ты медлишь, прошу – помоги,

Сердце желают похитить враги;

Мучила смертью, холодом жгла

Веру, надежду, любовь мою мгла…

Вспыхнуло небо – чудное диво;

Солнечный лучик пляшет игриво,

Мечется, мечется стая теней –

Солнце все ярче, свет все сильней…

Радостно сердцу, трепещет душа:

Ах, и Невеста! – как хороша!

Лебедь красив – неба Жених;

Выпьем же -

выпьем вместе за них!

Избранное; из серии «Кто ты?»

За что б ни взялся - ты в ответе,

И пыль оставит в мире след.

Что всех желаннее на свете

И есть ли то, в чём смысла нет?

Семь замешай,

Семь мер взболтни,

Семь тайн не терпят болтовни.

Ни всё найти - ни всем успеть,

И боль не всякую стерпеть ни жертва, если ни палач -

Всему своё; и смех, и плачь.

Свет не выносит темноты и пустоты, а ты;

Кто ты?

* * *

Яма, столб, да груда камней.

Эй, мимо идущий, пульни и добей.

Статус ни статус - еврей ни еврей,

Закон на закон.

Ни губи - ни убей?

Так мы же от бога, а то от людей…

Дышим ровней , так прицельность точней.

Яма и столб, да груда камней.

Кто ты, идущий дорогой своей?

(Продолжение следует…)

Мир Вашему дому!

P.S.

Владимир Георгиевич Руделёв (8.07.1932 — 20.11.2018) — советский и российский лингвист, педагог, переводчик. Доктор филологических наук, профессор-консультант кафедры русской филологии и журналистики Института гуманитарного и социокультурного образования Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина

Святослав Игоревич Бэлза (26.04 1942 — 3.06.2014) — советский и российский музыковед, литературовед, музыкальный и литературный критик, публицист, телеведущий, музыкальный обозреватель телеканала «Культура». Народный артист Российской Федерации, Заслуженный деятель культуры Польши, Заслуженный деятель искусств Украины. Лауреат многих государственных премий и наград.

Кто ты, идущий дорогой своей?
Кто ты, идущий дорогой своей?