Государственная стратегия и меры поддержки
Финансирование:
Более 500 млрд рублей направит Кабмин на развитие судостроения и судоремонта в рамках обновлённой стратегии до 2050 года.
Поддержка судового оборудования в 2023 году составила 14 млрд рублей — удвоена из-за санкций. До 80% затрат можно компенсировать субсидиями.
Целевые ориентиры до 2050 года:
Рост загрузки предприятий: до 61% к 2036 г., 73% к 2050 г.
Увеличение доли серийных судов до 80%
80% комплектующих — российские
Удвоение числа судоремонтных предприятий
Рост занятости с 166 тыс. до 200 тыс. человек
Текущие вызовы отрасли
- Дефицит судов:
- Не хватает более 400 морских судов, особенно ледового класса для Севморпути.
В 2022 году ушли суда под иностранным флагом — вакуум частично компенсирован (закуплено 100+ танкеров), но дефицит сохраняется.
Дефицит судоремонтных мощностей:
Отечественная инфраструктура перегружена, сильно зависит от Китая и Турции.
Имеются проблемы с:
Доступом к современному оборудованию (санкции)
Кадрами и профессиональными компетенциями
Нерегулярностью загрузки (отсутствие серийности)
Недостаточной господдержкой на местах
Крупные проекты по расширению судоремонта
Судоремонтный кластер от ГТЛК в Мурманском рыбпорту реализация проекта до 2026 г., 4 этапа, начальная мощность — 6,5 тыс. т
Объем инвестиций в судоремонтную базу Росморпорта в порту Усть-Луга оценивается в 4 млрд руб. Предприятие должно выйти на полную мощность в 2027 году
2025 год
В Санкт-Петербурге спустили на воду новый траулер «Капитан Таран», строительство которого обошлось в 7 миллиардов рублей.
Одобрена стратегия развития судостроительной отрасли России до 2036 года — планируется создать 1600 гражданских судов.
В РФ завершено строительство танкера-химовоза «Азимут-1» — одного из крупнейших в своём классе.
Госкорпорация «Росатом» основала предприятие «Энергофлот Мурманск», специализирующееся на строительстве морских судов.
В Якутии ввели в эксплуатацию Жатайскую судоверфь, на реализацию проекта было направлено 6,3 млрд рублей.
«Росморпорт» закупает 6 самоходных судов для дноуглубительных работ на сумму 6,6 млрд рублей — рекордная сделка.
В Калининграде спущен на воду крупнейший российский рыболовный траулер «Виктор Гаврилов».
В Архангельской области на заводе «Красная Кузница» после 30-летнего перерыва начали строить гражданские суда.
Импортозамещение и локализация
- Поддержка отечественных производителей, комплектующих — ключевой приоритет. Пример: АО «Армалит» разработал полностью локализованный типоряд судовой арматуры.
Возможность получения 85 баллов по постановлению №719 за использование отечественной продукции
Предложения участников рынка
Создание Ассоциации судоремонтных предприятий — для координации, лоббизма и развития стандартов.
Госпрограмма "квоты под ремонт" — по аналогии с "квотами под киль".
Расширение лизинга на плавучие доки — с низкой ставкой и сроком до 15 лет.
Введение нормо-часов — для прозрачности ценообразования и стабильных договоров.
Стимулы для долгосрочных контрактов с судовладельцами.
Субсидия на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию
Общие сведения
Мера поддержки: Финансовая субсидия
Объем бюджета: 1 995 млн ₽ на 2025 год
Администратор: Минпромторг России
Регулярность: Ежегодно
Уровень: Федеральный
Цель
Стимулирование утилизации устаревших судов и замены их на новые, отвечающие современным требованиям безопасности и экологичности.
Категории поддерживаемых судов
Основные требования к получателю
Российская организация (не оффшор, не иностранный агент, не банкрот, не ликвидируется).
Отсутствие задолженности по налогам и бюджетным платежам.
Не получает параллельное финансирование на ту же цель.
Судно построено/приобретено в РФ, за счёт собственных или российских кредитных средств.
Новое судно зарегистрировано в российском судовом реестре.
Утилизируемое судно утилизировано не ранее, чем за 24 месяца до заявки.
Необходимые документы
Для подачи заявки:
- Договор о приобретении/строительстве судна (+ при лизинге — 2 договора).
- Выписка из ЕГРЮЛ.
- Документы по утилизируемому судну (выписка из реестра, классификационное свидетельство).
- Подтверждение назначения (северный завоз, экологичность и др.).
- Подтверждение отсутствия предыдущей господдержки на это судно.
- Выписка из реестра российской промышленной продукции (ПП РФ №719).
- Расчёт размера субсидии.
- Справка об объекте инвестиций (если рыбопромысловое судно).
Для получения субсидии:
- Заявление на предоставление субсидии с номером соглашения.
- Платежные документы на оплату судна.
- Акты утилизации.
Процедура получения
- Подача заявки – после публикации отбора Минпромторгом.
- Рассмотрение – до 25 рабочих дней.
- Заключение соглашения – в течение 20 рабочих дней.
- Перечисление субсидии – до 10 рабочих дней после решения.
- Отчетность:
Квартальная, годовая и итоговая (до 5 лет).
Подтверждение регистрации судна.
Для северного завоза –ежегодный отчёт по назначению.
Если статья была вам полезна не забудьте подписаться на мой блог. Здесь я делюсь ценной информацией о финансах,маркетинге, инвестициях и бизнесе.