Моё знакомство с ювелирным домом Oscar Heyman состоялось благодаря вот этой броши, которая попала на лондонский аукцион Bonhams в 2014 году и была продана частному лицу. Провенанс - т.е. история хранения предмета - прописан был скупо, ничего лишнего и личного, указано, что брошь создана в 1927 году, имеет геометрическую форму, украшена резными лунными камнями, бриллиантами, сапфирами, аквамаринами, инкрустирована кораллом. Аукционные торги, как обычно, позволили посмотреть на удивительный ювелирный шедевр, который был заперта почти век в чьей-то парюре и, поменяв владельца, снова оказался в заточении у частного лица.
«Ювелирные изделия не должны подвергаться изменениям. Они должны переживать века, как прекрасные картины, и никогда не терять своей привлекательности» Оскар Хейман
Работы такого уровня достойны любого типа хранения, в том числе и музейного, но даже если они ласкают глаз в постоянной или временной экспозиции, в этикетаже прописано не имя Оскара Хеймана, а известные всем ювелирные дома - Tiffany&Co, Marcus & CoCartier, Van Cleef&Arpels, Shreve, Crump&Low, Black, Starr&Frost, Harry Winston etc.
И таких историй, когда за фасадом мировых брендов стоят малоизвестные - по разным причинам - имена - обычное дело. И многие великолепные работы были созданы Оскаром Хейманов и для американских ювелирных домов (Shreve, Crump&Low., Tiffany&Co, Marcus&Co, Black, Starr&Frost) и для европейских, имевших американские отделения (Cartier, Van Cleef&Arpels).
Компания Oscar Heyman&Brothers была организована в 1912 году в Нью-Йорке двумя братьями-иммигрантами, приехавшими в "город большой мечты" из Латвии. Оскар и Натан Хейман обладали недюжинными навыками работы с драгоценными камнями и металлами, особенно с платиной, которая тогда входила в моду. Эти знания они получили от своего дяди, владевшего ювелирной мастерской, где и проходило обучение в течение 5 лет (1901-1906 гг). Уровень работы в мастерской был настолько высок, что часть заказов выполнялось для Поставщика Двора Его Императорского Величества - Faberge!
Вполне понятно, что с такими навыками Оскар почти сразу нашёл достойную место и, прежде чем основать собственную компанию, и в течение пяти лет работал в нью-йорском отделении Cartier.
В 1912 году на ювелирном небосклоне появилась ещё одна звёздочка - Oscar Heyman&Brothers, стратегия которой была довольно понятна - всё время оставаться в тени, стать, как потом стали называть Oscar Heyman - "ювелиром для ювелиров", что позволило без особенных хлопот, которые сваливаются при активном развитии бренда, быть на плаву и развивали своё дело.
Оскар получил несколько патентов, которые обеспечили прогрессивное поступательное движение вперёд, плодотворное сотрудничество со старейшими ювелирными домами и Америки, и Европы, и доступ к уникальным, в том числе и историческим камням и реликвиям.
Например, эта брошь с центральным историческим камнем - индийским резным изумрудом весом 60 карат создана братьями Хейман для Marcus & Co.. Столь изысканное украшение принадлежало светской львице и владельце General Foods Марджори Мерривезер Пост (Крупным планом: коллекция Cartier Марджори Мерривезер Пост и гипермасштаб).
Или в компании Oscar Heyman&Brothers. производили работы с использованием сложнейшей техники невидимой оправы. В течение 60 лет заказчиком такого рода работ была Van Cleef&Arpels (1939-2001гг) (об особенностях этой техники - Ювелирное искусство ар деко: секрет "невидимой оправы"/Serti Mystérieux).
Несмотря на изменение политики коипании, которая с 1970 года стала изготавливать украшения под собственным брендом, собирать воедино собственные архивы, о ней написана всего одна единственная монография, выпущенная издательским подразделением бостонского музея Музей изящных искусства в 2017 году. Вполне возможно, что в дальнейшем такие исследования откроют новые страницы, посвященным тем, кто стоит за глянцевыми фасадами извесных ювелирных домов.
Подписаться на тематический канал "Ар Деко легендарный", посвященный художественному стилю ар деко, - на этой странице!
Если вам понравилась публикация, поделитесь, пожалуйста, своим впечатлением. Для автора - это важно!