Найти в Дзене
5 Колесо

Самый странный советский лимузин ГАЗ-12 ЗИМ: работал маршруткой, «санитаркой» и свободно продавался

ЗИМ выпускали всего одно десятилетие. Это был большой семиместный седан с самым мощным двигателем, которым в конце 1940‑х располагал завод ГАЗ, по всем параметрам — представительский автомобиль. И очень необычный. ЗИМ одновременно первый и последний автомобиль подобного класса, который в СССР продавали практически свободно. А еще через два десятилетия в биографии и судьбе ГАЗ-12 произошел неожиданный и даже отчасти курьезный поворот. СВОЕЙ ДОРОГОЙ Любители искать, кто у кого что содрал, наверняка расстроятся, но ЗИМ не содрали ни с чего. Конечно, он впитал элементы американской стилистики и инженерии. Как и большинство его ровесников по всему миру. Американский дизайн в те годы был мейнстримом для большинства европейских компаний. Но ГАЗ-12 похож на американские образцы примерно настолько же, насколько машины США тех лет друг на друга. А уж конструктивно ЗИМ очень сильно отличается от большинства аналогов конца 1940‑х, в первую очередь — именно американских. Главному конструктору Горьк

ЗИМ выпускали всего одно десятилетие. Это был большой семиместный седан с самым мощным двигателем, которым в конце 1940‑х располагал завод ГАЗ, по всем параметрам — представительский автомобиль. И очень необычный. ЗИМ одновременно первый и последний автомобиль подобного класса, который в СССР продавали практически свободно. А еще через два десятилетия в биографии и судьбе ГАЗ-12 произошел неожиданный и даже отчасти курьезный поворот.

СВОЕЙ ДОРОГОЙ

Любители искать, кто у кого что содрал, наверняка расстроятся, но ЗИМ не содрали ни с чего. Конечно, он впитал элементы американской стилистики и инженерии. Как и большинство его ровесников по всему миру. Американский дизайн в те годы был мейнстримом для большинства европейских компаний. Но ГАЗ-12 похож на американские образцы примерно настолько же, насколько машины США тех лет друг на друга.

Первый опытный образец ГАЗ-12 ЗИМ
Первый опытный образец ГАЗ-12 ЗИМ

А уж конструктивно ЗИМ очень сильно отличается от большинства аналогов конца 1940‑х, в первую очередь — именно американских.

Главному конструктору Горьковского завода Андрею Липгарту в министерстве советовали принять за основу американский Buick. Но Липгарт решил делать семиместный автомобиль длиной 5530 мм с базой 3200 мм (на 500 мм больше, чем «Победа») с несущим кузовом. А ведь все американские аналоги, да и европейские автомобили подобного класса были рамными.

Но рамный ГАЗ-12 получился бы слишком тяжелым. А завод располагал единственным подходящим для автомобиля такого класса мотором: шестицилиндровым объемом 3,5 л — аналогом двигателя ГАЗ-51, а основе которого лежала конструкция Dodge D5. Даже в форсированном варианте со степенью сжатия 6.7 двигатель развивал всего 90 л. с. при 3600 об/мин. И более тяжелый, чем ЗИМ, сухая масса которого составляла 1800 кг, автомобиль был бы совсем тихоходным.

ГАЗ-12 ЗИМ — семиместный седан с двумя откидными сиденьями — страпонтенами
ГАЗ-12 ЗИМ — семиместный седан с двумя откидными сиденьями — страпонтенами

По подвеске, тормозам, коробке передач ЗИМ унифицировали с «Победой». Но передние тормоза впервые в СССР сделали с двумя цилиндрами на каждом колесе — по одному на колодку. ЗИМ получил и первую в СССР гидромуфту в трансмиссии. Вот ее, действительно, скопировали с устройства Fluid Drive компании Chrysler. Муфта позволяла «бросать» педаль сцепления, да еще и трогаться даже с третьей передачи. Правда, разгон машины в таком случае был совсем вялым. Зато муфта сглаживала все рывки при переключениях. А тем, кому предстояло ездить на ГАЗ-12, особо торопиться было некуда. Их жизнь уже сложилась.

ПУТЕВКА В ЖИЗНЬ

Очевидцы вспоминали, что во время показа ГАЗ-12 в Кремле Сталин ехал в новой машине, сидя на страпонтене — откидном сиденье. В последние годы вождь и в своем бронированном ЗИС-115 сидел именно там. По одной из версий, из соображений безопасности, по другой — пожилому вождю, страдающем радикулитом, на страпонтене было просто удобней.

ЗИМ утвердили к производству 14 июня 1949 года. Пробную партию собрали в 1950‑м, серийное производство начали 1951‑м.

Помимо базового седана сразу запланировали несколько модификаций. ГАЗ-12А с дефорсированным двигателем и упрощенной отделкой должен был работать в такси. К слову, ведь и ЗИС-110, в том числе и с кузовом кабриолет несли такую прозаичную службу.

Санитарный ГАЗ-12Б выпускали серийно
Санитарный ГАЗ-12Б выпускали серийно

Медицинский ГАЗ-12Б дополнил небогатый модельный ряд советских санитарных машин. Эту работу в те годы выполняли, в основном, машины, представляющие собой медицинский модуль на шасси грузовика ГАЗ-51, небольшое количество ЗИС-110 и еще более редкие «Победы», которые местные ремзаводы делали из стандартных Носилки в ЗИМ, как и в другие легковые «санитарки», задвигали через багажник.

Заложили и кабриолет. Но завод сделал лишь два опытных образца. Открытая машина требовала серьезного усиления кузова, а подобная модификация, в СССР явно была далеко не самой необходимой.

В ПЕРВОЙ ЖИЗНИ

Кабриолет на базе ГАЗ-12 в производство не пошел
Кабриолет на базе ГАЗ-12 в производство не пошел

ГАЗ-12 стал первым горьковским автомобилем с оленем на эмблеме и последним, в названии которого оставалось сталинское наследие. Ведь ЗИМ (Завод имени Молотова) был названа в честь Вячеслава Молотова — по партийной клички Вячеслава Скрябина — ближайшего соратника Сталина.

Солидный семиместный седан, занявший в небогатом автомобильном ряду СССР место между «Победой» и ЗИС-110, предназначали в первую очередь советским и партийным чиновникам условного высшего среднего звена: министрам, начальникам главков, директорам крупных предприятий, секретарям горкомов.

Но автомобиль, который тогда казался верхом технического совершенства и комфорта, появился и в свободной продаже. Однако стоил ЗИМ 40 тысяч рублей. «Москвич-400» обходился тогда — в 9000, «Победа» — в 16 000. То есть ГАЗ-12 обходился, как две «Победы», а если добавить еще тысячу, то в придачу к ним можно было купить и «Москвич». К слову, средняя зарплата в промышленности в те годы была около 800 рублей.

Тем не менее, частные ЗИМы, хотя, конечно, и в небольших количествах, действительно, появились у знаменитых ученых, деятелей культуры. В одном из интервью свой ЗИМ вспоминал прославленный в конце 1950‑х драматург Виктор Розов. Такой же автомобиль купил знаменитый актер Игорь Ильинский.

Многие владельцы ГАЗ-12, как было принято в те годы, сами за руль не садились, а пользовались услугами персональных шоферов.

ЭКРАННЫЙ ОБРАЗ

Советское кино, при всех его идеологических особенностях, часто довольно реалистично отражало детали повседневности, а иногда и тренды эпохи. И в этом контексте биографию ГАЗ-12 прослеживать по кино особенно интересно.

Один ЗИМ — ученого, второй — знаменитого композитора. Кадр из фильма «Разные судьбы» (1957)
Один ЗИМ — ученого, второй — знаменитого композитора. Кадр из фильма «Разные судьбы» (1957)

В фильме режиссера Исидора Анненского «Екатерина Воронина» (1957 на ГАЗ-12 возят начальника пароходства в Горьком. В очень популярном некогда детективе «Дело пестрых» (режиссер Николай Досталь, 1958) ЗИМ — служебный автомобиль следователя прокуратуры и большого милицейского начальника.

Личный ЗИМ прославленного певца из фильма «Обыкновенный человек» (1957)
Личный ЗИМ прославленного певца из фильма «Обыкновенный человек» (1957)

Ну, а владельцы представительского седана в кино 1950‑х, как и было на самом деле — представители советской элиты. В картине 1957 года «Разные судьбы» (режиссер Леонид Луков) один ГАЗ-12 — в собственности у видного ученого, второй — успешного композитора. Еще одни частный ЗИМ засветился в фильме «Обыкновенный человек» 1957 года (режиссер Александр Столбов). В этой ленте машиной владелец знаменитый высокооплачиваемый певец. И у всех владельцев есть личные шоферы. Правда, в «Обыкновенном человеке» автомобиль водит иногда и молодая женщина — дальняя родственница владельца. В данном случае престижный ЗИМ — важный элемент советской автомобильной эмансипации 1950‑х.

В НАРОД И В НОВУЮ ЭЛИТУ

Когда Никита Хрущев в конце 1950‑х затеял очередную борьбу с чиновничьими привилегиями, ее жертвой стали и солидные начальственные седаны. В газетах появились письма трудящихся и фельетоны о том, что автомобили руководителей высоких рангов целыми днями простаивают возле министерств и ведомств без дела, а то и возят за покупками жен начальников. ЗИМы стали отбирать у ведомств и переводить на работу в такси, в том числе маршрутками. Кстати, ГАЗ-12 — такси, в которых обычно ехали веселые молодежные компании, тоже любили показывать в кино. Некоторая часть уже поезженных автомобилей попала и в руки частникам, которые выкупили их по остаточной стоимости.

ЗИМ — маршрутка в Москве
ЗИМ — маршрутка в Москве

Во второй половине 1950‑х в Горьком занялись модернизацией машины. Два опытных образца ГАЗ-12В и ГАЗ-12Г отличали цельное ветровое стекло, модные козырьки над фарами, новая решетка радиатора, на которой появилась характерная «птичка». Шестицилиндровый двигатель форсировали до 110 л. с. На ГАЗ-12В поставили даже автоматическую коробку передач. Но смысла модернизировать устаревший и по дизайну, и по конструкции автомобиль не было. Завод работал над Чайкой ГАЗ-13. Последние ЗИМы — санитарные собрали в 1960 году. Всего сделали 21 527 машин.

Опытный образец модернизированного ГАЗ-12В
Опытный образец модернизированного ГАЗ-12В

«А ТЫ РАЪЕЗЖАЕШЬ На ЗИМАХ!»

Прошло еще десятилетие. Казалось бы, машине конструкции и дизайна конца 1940‑х давно пора на пенсию. Но и в 1970‑х ЗИМ оставался престижным автомобилем. Ведь машин подобного класса, доступных частникам, в Союзе по-прежнему не делали. А престижная Волга ГАЗ-24 была остродефицитна. Поэтому большие и солидные ГАЗ-12 пользовались успехом у некоторых советских граждан с благосостоянием выше среднего. В известной мере, езда на ЗИМе в те годы стала даже неким общественным вызовом.  Именно за такой вызов ругал молодого члена теневого, подпольного синдиката — пижона, купившего ЗИМ, главарь этого синдиката в фильме сериала «Следствие ведут знатоки» под названием «Ответный удар», вышедшем в 1975‑М: «А ты разъезжаешь на ЗИМах! Не можешь, как все на Жигулях кататься!».

В заботливых руках престижные седаны работали десятилетиями
В заботливых руках престижные седаны работали десятилетиями

В картине «Тайна записной книжки» уже даже 1981 года ЗИМ — вновь автомобиль советских торговых мафиози. Так причудливо изменилась репутация престижного «профессорского» автомобиля 1950‑х.

ЗИМ теневых дельцов позднего социализма. Кадр из фильма «Тайна записной книжки» (1981)
ЗИМ теневых дельцов позднего социализма. Кадр из фильма «Тайна записной книжки» (1981)

Ну, а еще через полтора десятилетия сохранившиеся автомобили перешли в категорию очень дорогого и очень желанного для богатых коллекционеров антиквариата. Такая вот необычная биография у необычного советского дворянина…

Что еще почитать:

«Мятеж» на заводе: почему в СССР запретили выпускать переднеприводный ИЖ-13, который появился задолго до «восьмерки»

Броневик для вождя: автомобили Сталина, которые невзлюбил Хрущев

Гости из будущего: какие удивительные машины придумали в СССР, и почему они не стали серийными