Во все времена люди пытались укротить пламя и не допустить разгула огненной стихии. Еще до появления профессиональной пожарной команды изобретатели создавали различные инструменты и технику, помогающие в нелегком деле по борьбе с огнем. С развитием пожарной охраны стали открываться и пожарные депо, где изготавливался и ремонтировался необходимый огнеборцам инвентарь. Так, первая подобная мастерская в Санкт-Петербурге распахнула свои двери 13 апреля 1812 года на территории современной Гражданской улицы. В январе 1876 года Пожарное депо переехало в новое здание на Пеньковой улице. Здесь был налажен выпуск пожарных насосов всех конструкций, механических лестниц, пожарного инструмента и иного спасательного оборудования, как для нужд Петербурга, так и других городов Российской империи. Кроме этого, в стенах депо велось обучение мастеровых по изготовлению пожарного инструмента и техники, по три человека от каждой губернии. Данное предприятие можно смело назвать предшественником современной Технической службы, о которой и пойдет речь далее.
В 1904 году Пожарное депо было переименовано в Городские мастерские. Примерно с этого времени и ведет свою историю Техническая служба пожарной охраны города на Неве. Тогда на Санкт-Петербургских фабрике Петра Фрезе и петербургского общества «Леснер» были построены первые пожарные автомобили на заграничных шасси. Однако отечественные автостроители проигрывали иностранным конкурентам в производительности и, следовательно, в себестоимости продукции. Поэтому на вооружении у огнеборцев царской России находились в основном машины французских и германских марок и в ограниченном количестве.
После революции вопрос автомобилизации стал одним из важнейших вопросов, вставших перед советской пожарной охраной, ведь до 1922 года собственных пожарных машин страна так и не имела. Отдельные бригады пытались приспособить под свои нужды буквально все, что было под рукой. Стали появляться самодельные пожарные автомобили, старые грузовые автомобили переделывались в автолинейки и автобочки.
Несмотря на тяжелую экономическую ситуацию Правительство СССР выделяет средства для приобретения за границей необходимого противопожарного оборудования и автомобилей. В это же время в нашей стране несколько автозаводов запускают свое производство, им и была поручена разработка технических средств для тушения огня. А уже к 1927-му году в Ленинграде из 26 пожарных частей были автомобилизированы 22.
Именно в 20-е и 30-е годы прошлого века модернизация пожарного оборудования, вооружения и техники, используемых при тушении пожаров и проведении сопутствующих работ способствовали созданию таких служб как газодымозащитная, водозащитная, связи и освещения, а также технической.
Великая Отечественная война внесла свои коррективы в развитие пожарной охраны СССР и техники, применяемой для борьбы с огнем. Основная промышленность перешла на военные рельсы. А блокада Ленинграда нарушила централизованное снабжение мастерских запасными частями к пожарным автомобилям, и они перешли на самостоятельное изготовление деталей. Несмотря на жесточайшую экономию дефицитного горючего, действия сотрудников Технической службы позволили грамотно использовать пожарную технику.
К сожалению, блокада причинила неизмеримый ущерб пожарной охране города на Неве. Было уничтожено 53% боевых машин, тысячи метров рукавов, несколько зданий пожарных команд. Более двух тысяч огнеборцев отдали свои жизни, защищая Ленинград…
И долгожданный праздник Великой Победы ленинградская пожарная охрана встречала с автопарком, состояние которого оставляло желать лучшего. Поэтому все силы Технической службы были брошены на поддержание работоспособности оставшейся на тот момент техники.
Невзирая на трудности, уже в 1946 году в целях сохранения здоровья огнеборцев, мастерские ленинградской пожарной охраны впервые приступили к выпуску закрытых кабин на автомобиле ПМЗ-1 (автоцистерна). И к концу года им удалось переоборудовать весь парк гарнизона в составе 36 автоцистерн.
Из воспомианаий ветерана пожарной охраны Кисельмана Вадима Александровича:
"В автотранспортной части ленинградской пожарной команды я был техником по ремонту и эксплуатации автомобилей.
В этих годах там разная техника стояла – и немецкая трофейная и наша. И за всей этой техникой надзор и уход был нужен! И мы все эти Хорьхи и Ауди и Кадиллаки чуть-ли не до винтика разбирали и собирали заново. А Ауди у нас в гараже стояла не простая - её Гитлер какому-то режиссеру в своё время подарил, даже серебряная дарственная табличка в салоне этого автомобиля была. Вот эта машина была хорошая, даже колеса бронированные. На ней Георгий Тарвид на пожары выезжал. В то время техника достаточно часто менялась в гараже – старая списывалась, с Москвы новая приходила".
Помимо проблемы в изготовлении и ремонте пожарной техники, возникла и острая потребность в специалистах Технической службы. Это послужило толчком для начала подготовки кадров по специальности техник-автомеханик по эксплуатации и ремонту пожарной техники в Ленинградском пожарно-техническом училище МВД СССР, первый выпуск которых состоялся в 1951 году.
В начале 1950-х годов удалось наладить серийное производство автомеханических лестниц, тогда же в мастерских пожарной охраны города на Неве были разработаны и изготовлены первые типовые автомобили специальных служб.
Это мало кому известно, но в самом центре Петербурга, у домика Петра I, у пожарных был по сути дела свой собственный автомобильный завод. Не легковых, конечно, автомобилей, а спецтехники. В технических мастерских на Пеньковой улице, в полупромышленном масштабе, изготавливались автомобили связи и освещения, водозащитной и газодымозащитной службы. И назывался он - 12-й отряд противопожарной службы. Отряд состоял из трех пожарных частей, но непосредственно тушением пожарной сотрудники отряда не занимались. Это были высококвалифицированные техники, слесари, кузовщики. Был в штате и свой собственный инженер. Кузовщики изготавливали соответствующие надстройки, мастера оснащали их необходимым противопожарным и иным оборудованием, слесари же монтировали получившиеся надстройки на грузовые шасси. И эти новые автомобили служили не только в городе на Неве. По спецзаказу они направлялись и в другие субъекты Советского Союза. Известно, например, что один из автомобилей связи и освещения (АСО) служил в Белорусской ССР. А еще один - на базе ЗИС-150 - украшает коллекцию музея петербургских пожарных.
Также интересно и то, что новые пожарные автомобили далеко не обязательно изготавливались с использованием новых же грузовых шасси. Дело было так:
Рассказывает ветеран технической службы гарнизона пожарной охраны Петербурга Владислав Юрьевич Федотайнен :
"В 50-х 60-х годах в Ленинграде городской наружный противопожарный водопровод не был так развит как сегодня и имел большое количество пожарных гидрантов «ленинградского образца» с незначительной производительностью - менее 20 л/сек. Количество гидрантов, тоже не всегда соответствовало требуемому.
В связи с этим, тактика тушения пожаров предполагала выезд по первому номеру двух отделений: первое на автоцистерне, второе - на автонасосе. Первым ходом всегда шла цистерна (АЦ). Ее задачей была прокладка маршрута, разведка, подача первого ствола. Основной задачей второго хода - автонасоса (АНР) - являлся поиск водоисточника, прокладка магистральных линий и обеспечение водопотребления на нужды тушения. За счет значительного запаса рукавов (900м) радиус нахождения водоисточника значительно увеличивался. Принимая во внимание, что пожарный расчет АНР составлял 9 человек, время на прокладку рукавных линий как правило не превышало время за которое сливалась АЦ. Более того, и АЦ и АНР были оснащены рукавной катушкой РК-4 с колесами на пневмошинах, которая вмещала 5 рукавов диаметром 77мм.
Надо полагать, что с развитием сети противопожарного водоснабжения и сокращения числа гидрантов «ленинградского образца» путем их замены на ПГ «образца московского», жесткая необходимость в автонасосах, как тактических единицах, постепенно отпала. На втором ходу насосно-рукавный автомобиль все чаще стал заменяться пожарной цистерной. В результате в Ленинградском гарнизоне появилось достаточное количество невостребованных работоспособных пожарных машин. Их-то и стали переделывать в автомобили различных служб".
Из воспомианаий ветерана пожарной охраны Кисельмана Вадима Александровича:
"Сколько через мои руки этой техники прошло! А ведь я не только с чужой техникой работал. Я, между прочим, и сам создал пожарный автомобиль. Дело было так: был пожар на заводе Вулкан, а я дежурным по технике в этот день заступил. И там на пожаре пока с автолестницы работали, её всю облили. А дело зимой было. И вот сложиться не может, ступени все в наледи. Очень долго мы с ней провозились. И пришла мне в голову мысль, а как бы так что-нибудь сделать, чтоб легче зимой было. Думал о разных устройствах – и об отогреве от выхлопных газов, и о всевозможных горелках. В итоге посидел, подумал и остановился на пароотогреве.
У армейцев выпросил списанный котел для походных бань, придумал систему его установки на шасси автонасоса, необходимые трубопроводы, ПТВ. Удалось даже перевести этот котел с дерева на дизельное топливо. И получился у меня автомобиль пароотогрева. В зимнее время он постоянно на пожары выезжал, причем по всему городу. Сказать только – и рукава промерзшие отогреть можно (а ведь раньше их приходилось шаландой увозить), и гидрант разморозить и работоспособность облединевшей техники восстановить! Жалко только, что не удалось сохранить этот автомобиль, в 90-х его списали и на металлолом сдали".
Увеличение в 60-х годах количества пожарной техники повлекло за собой увеличение штата технических специалистов и площадей по обслуживанию автомобилей. В связи с эти было принято решение о создании нового комплекса зданий по ремонту пожарной техники города на Неве и Ленинградской области. На территории базы планировалось создание не только ремонтных мастерских, но и ряда спортивных сооружений, в том числе и стадиона для проведения соревнований по пожарно-прикладному спорту.
Так, в январе 1989 года началась перебазировка Технической службы в новые корпуса на улице Фучика, где и по сей день осуществляется ремонт и обслуживание пожарной техники и сопутствующие работы для нужд петербургского пожарно-спасательного гарнизона. Ведь неизменными остаются задачи, возложенные на Техническую службу, все они подчинены основной цели – поддержанию боеготовности технических средств, помогающих огнеборцам в нелегком деле по борьбе с огнем.