Особенности противопожарного водоснабжения Петербурга - колонка ленинградского образца - "Ленинградочка"
Один из основных помощников в борьбе с огненной стихией для огнеборцев – это противопожарное водоснабжение. В городе на Неве оно получило развитие благодаря созданию акционерного Общества Санкт-Петербургских водопроводов, устав которого император Александр II утвердил 10 октября 1858 года. Потребность в крупных инвестициях и разработка ряда инженерных решений, что называется, с нуля, потребовали от энтузиастов немало времени и сил. Чего стоит одно то, что из-за неправильного расчета глубины промерзания петербургской почвы пришлось повторно перекладывать уже полностью готовый водопровод почти на всём его протяжении (180 километров). Так или иначе, но первая очередь Санкт-Петербургского водопровода была пущена в эксплуатацию в конце 1863 года (спустя 5 лет после создания акционерного общества).
На первых парах своего существования петербургский водопровод не обладал значительным противопожарным потенциалом – созданный в коммерческих целях, он попросту не был оборудован устройствами для прямого отбора воды из водопроводной сети. И вопрос был не только в нежелании коммерсантов "делиться" с пожарными своей коммерческой водой. Вопросов было множество - должны ли устройства водоотдачи быть легко доступными для подключения, или укрытыми от губительных для них морозов, можно ли их соорудить "разборными", какую водоотдачу они должны обеспечивать, как запираться, как обслуживаться... и так далее.
И только в 80-х годах XIX века, после перехода коммерческих водопроводов в ведение городской управы, неоднократных общественных обсуждений и множества инженерно-технических исследований, проблему организации подачи воды из городской сети удалось решить. И решение это для своего времени оказалось весьма удачным. На водопроводных магистралях в досмотровых колодцах монтировались только запорные устройства – гидранты. Для забора же воды требовалась установка на них вывозимой отдельно специальной водоразборной колонки – стендера. Таким образом, решалось сразу несколько проблем, и наибольшая из них – защита сетей от промерзания и обеспечение устойчивой водоотдачи в условиях отрицательных температур воздуха. Немалозначимым было и то, что точек водозабора по городу требовалось большое количество. Схема, при которой на водопроводную магистраль устанавливался только сравнительно дешевый узел гидранта, в то время как более дорогих стендеров требовалось всего-то несколько десятков (по одному в каждую пожарную часть, и некоторое количество в городские службы для технических работ) – позволяла сэкономить немало средств.
Так и появилась в городе на Неве водоразборная система, известная сегодня, как гидрант ленинградского образца. Та самая "Ленинградка", ставшая в некотором роде символом пожарной охраны Северной Венеции.
Для приведения в действие такой системы на установленную и закрепленную на водопроводной трубе коробку гидранта сверху устанавливается переносная часть – стендер. Вращение рукоятки стендера приводит к опусканию стержня, который, в свою очередь, нижним своим хвостовиком давит на шарик клапана, открывая нижнее отверстие колонки и пропуская воду из водопроводной магистрали к своим патрубкам. Основным достоинством "Ленинградок" можно назвать простоту их конструкции, дешевизну и отсутствие большого числа деталей клапана. Ведь, по сути дела, это всего-лишь плавающий в поплавковой камере небольшой шарик. И если вода в системе есть – шарик всплывает и запирает собой выходное отверстие клапана. Шток же стендера этот самый шарик утапливает, чем и открывает выход воды.
Однако простота конструкции влечет за собой и ряд серьезных недостатков. Запирание таких гидрантов осуществляется за счет положительной плавучести шарика-клапана и положительного давления в водопроводной сети. Это простое и дешевое решение несет в себе эксплуатационные ограничения. Материал изготовления плавучего шарика имеет невысокую конструктивную прочность, и при условных диаметрах системы более 75 мм разрушается от гидравлической нагрузки. Таким образом, гидранты ленинградского образца конструктивно не могут обеспечить большую водоотдачу на пожаре. Кроме того, конструкция "ленинградок" в результате резкого изменения скорости движения воды в гидранте при срыве шарика или быстром открывании/закрывании гидранта не исключает возможность возникновения в водопроводной сети гидравлических ударов. Работать с "ленинградками" нужно плавно, неспешно, открывать патрубки стендера и только после полного вытеснения из него скопившегося воздуха. Однако же обстановка на пожарах (да и на тренировках тоже), бывает, не способствует этому требованию.
Необходимо обратить внимание и на то, что в городах и на объектах, где имелись гидранты ленинградского типа, следовало производить их утепление с учетом специфики этих гидрантов. Опытным путем и в результате разбора ряда рационализаторских предложений было признано целесообразным утеплять гидранты ленинградского типа деревянными крышками по методу, разработанному рационализатором Дрожжевым. Такие крышки, изготавливавшиеся из досок толщиной 25 мм с применением толя или рубероида и плотного войлока толщиной 2 см, устанавливались в люке колодца. А чтобы в колодцы не попадала вода через зазор между чугунной крышкой и чугунным стулом люка, пазы чугунного стула и крышки промазывались пушечным салом. При тушении пожаров утепленные гидранты вскрывались, однако после использования их нужно было немедленно очистить от льда и воды и снова переутеплить. Во время весенней проверки проверялись пожарные гидранты только ленинградского типа, во время осенней проверки – все пожарные гидранты.
Еще одним недостатком этого типа гидрантов, однако же не относящимся непосредственно к пожарной охране, является конструктивная особенность самостоятельного открытия клапана при отсутствии воды в системе водоснабжения. А ведь это позволяет попадать в трубу посторонним грязи и мусору, а также влечет пропуск в водопровод загрязненной воды из подтопленных колодцев!
Всё это послужило толчком для разработки более современных типов гидрантов (в том числе и "московского" гидранта русским гидротехником Николаем Зиминым). и постепенного вывода "ленинградок" из эксплуатации с последующей их заменой на гидранты иных типов.
В Санкт-Петербурге в настоящее время находится на учете около 25 тысяч гидрантов на городских сетях водоснабжения и порядка 9,5 тысяч – на объектовых. Из них 228 – ленинградского образца. Как видно, в городе на Неве "ленинградок" осталось совсем немного. Преимущественно они эксплуатируются на объектовых водопроводных сетях – городской "Водоканал" все свои из эксплуатации уже вывел (к слову сказать, демонтаж последнего гидранта ленинградского образца на водопроводных сетях ГУП "Водоканал" в 2020 году было осуществлено с помпой и при большом стечении журналистов). Однако, постепенно уходящие в историю "ленинградки", на частных сетях еще остаются. Соответственно, осталось и требование к городским пожарным подразделениям вывозить на автоцистернах и стендеры к гидрантам обоих городских типов – ленинградского и московского (ибо появившиеся в Петербурге в последнее время гидранты зарубежного образца позволяют устанавливать на них "московские" колонки). Собственно, требование вывоза на пожар двух колонок – стандартной "москвички" и необычно-стройной "ленинградки" и сделало последнюю своеобразным символом пожарных города на Неве.