Найти в Дзене

Почему собака может укусить ребёнка — даже если она «никогда не кусала»

Почему собака может укусить ребёнка — даже если она «никогда не кусала» (и как это связано с пониманием, а не «плохим воспитанием») Это всегда звучит одинаково: — «Она никогда не кусала…» — «Они ведь так дружили…» — «Я отвернулась буквально на секунду…» По статистике, 70% укусов собак приходятся на детей младше 10 лет. И в трети случаев — это домашняя собака. Не чужая. Не злая. Не бездомная. Та, которая спала у ног. Лизала руки. И радовалась приходу из школы. Так почему это случается? Очень часто — не из-за «агрессии». А из-за того, что никто не понял, что между ними уже начался диалог. Только у ребёнка — язык восторга: «обниму, поглажу, потрогаю, покатаюсь, зарыдаю от радости». А у собаки — язык тела, сигналов, взгляда, замираний. Она не скажет: «мне страшно». Она просто отвернёт голову. Оближется. Застынет. Уйдёт. И если всё это проигнорировать — однажды она скажет. Укус — это не вспышка зла. Это последний пункт в длинной, незамеченной собакой речи. Она просила раньше. Но тихо. А

Почему собака может укусить ребёнка — даже если она «никогда не кусала» (и как это связано с пониманием, а не «плохим воспитанием»)

Это всегда звучит одинаково:

— «Она никогда не кусала…» — «Они ведь так дружили…» — «Я отвернулась буквально на секунду…»

По статистике, 70% укусов собак приходятся на детей младше 10 лет. И в трети случаев — это домашняя собака. Не чужая. Не злая. Не бездомная.

Та, которая спала у ног. Лизала руки. И радовалась приходу из школы.

Так почему это случается?

Очень часто — не из-за «агрессии». А из-за того, что никто не понял, что между ними уже начался диалог.

Только у ребёнка — язык восторга: «обниму, поглажу, потрогаю, покатаюсь, зарыдаю от радости». А у собаки — язык тела, сигналов, взгляда, замираний. Она не скажет: «мне страшно». Она просто отвернёт голову. Оближется. Застынет. Уйдёт.

И если всё это проигнорировать — однажды она скажет.

Укус — это не вспышка зла. Это последний пункт в длинной, незамеченной собакой речи.

Она просила раньше. Но тихо. А мы не слышали.

Я не люблю пугать, правда. Мне гораздо ближе предупреждать через понимание.

Ведь мы же не пускаем ребёнка к плите просто с фразой «осторожно, не обожгись». Мы учим, где горячо, как включается, чего нельзя. Точно так же стоит подойти и к собаке.

Не через «не трогай» и «сама виновата». А через вопросы: ✔️ Что собака может воспринять как вторжение? ✔️ Как она показывает, что не готова к контакту? ✔️ Что для неё страшно, а что — приятно? ✔️ Почему «она всегда терпела» — не гарантия, а повод для тревоги?

Знаете, что самое ценное в наблюдении за собаками и детьми? То, как легко и быстро они могут стать друзьями — если мы им не мешаем. А помогаем. Слушаем. Понимаем и тех, и других.

Я не сторонник запретов. Я за обучение — взрослых в первую очередь. Потому что, чтобы научить ребёнка уважать собаку, нужно самому уважать её язык, её границы и её страхи.

И вот тогда начинается настоящее партнёрство. Когда и ребёнок растёт в эмпатии. И собака живёт в мире, где её слышат до того, как она вынуждена кричать.