Недавно в Главном штабе прошло торжественное мероприятие, приуроченное к завершению реставрации двух картин Поля Гогена – «Три таитянки на жёлтом фоне» и «Пейзаж с козами». Это событие – продолжение масштабного проекта музея, начатого ещё в 2019 году и посвящённого исследованию и сохранению наследия великого постимпрессиониста.
Почему картины Гогена требуют такого пристального внимания? Ответ кроется в уникальности и сложности творческого метода художника. Гоген был самоучкой – это, с одной стороны, позволяло ему свободно творить, а с другой – накладывало отпечаток на способ создания произведений. В отличие от старых мастеров, строго следовавших технологии создания картин, Гоген часто работал с тем, что было под рукой в далёкой Полинезии: тканые основы различного качества, не всегда самого лучшего, эксперименты с грунтами и красками с нарушениями техники живописи. Эти особенности сделали произведения художника более выразительными, но и более хрупкими. Добавьте к этому долгое морское путешествие полотен, свёрнутых в рулоны, из тропиков в Париж – неудивительно, что многие из них нуждались в реставрации уже по прибытии!
Но это не значит, что такие картины «хуже» работ старых мастеров – во всяком случае, точно не по своим живописным свойствам. Просто они требуют особого подхода, который нашли специалисты Государственного Эрмитажа.
Всем реставрационным работам предшествовало тщательное, многоэтапное исследование. Недостаточно просто увидеть поверхностные дефекты. Необходимо было заглянуть вглубь, понять историю создания и бытования произведения, изучить состав его материалов. Изучение архивных материалов (писем, свидетельств) шли рука об руку с лабораторными исследованиями. Только такой комплексный подход позволил поставить точный «диагноз» и найти правильное «лечение» для каждой индивидуальной «болезни» картин.
Ярким примером таких уникальных задач и их решения стала работа с пчелиным воском. Изучая«Сцену из жизни таитян», специалисты обнаружили на поверхности толстый, неравномерный слой воска, местами проникший даже в грунт. Первоначально его приняли за старую реставрацию. Однако архивные изыскания, включая письма Гогена его парижскому агенту Даниэлю де Монфрейду, подтвердили, что воск – это авторский замысел! Художник ненавидел блестящие лаки, которыми часто пользовались торговцы картин. Гоген, считая их «грязными», предписывал для защиты покрывать свои полотна воском. Монфрейд наносил его уже во Франции, по инструкциям мастера.
Проблема заключалась в том, что за столетие этот воск деградировал: помутнел, побелел, местами отслоился, создавая микроразрывы красочного слоя и искажая восприятие цвета. Картина казалась тусклой и повреждённой.
Перед реставраторами встала дилемма: удалить исторический воск или найти способ его сохранить? Реставраторы нашли блестящее компромиссное решение: не удалять, а восстановить. Была разработана уникальная методика: побелевшие участки осторожно, на расстоянии прогревали специальным утюжком, а остывший воск полировали кистью. Сложные зоны обрабатывали электрическим шпателем через кисть, смоченную в растворе реставрационного воска и уайт-спирита. Всю поверхность затем притирали тонким слоем того же раствора для консолидации и выравнивания.
Результат превзошел ожидания: воск снова стал прозрачным, сквозь него проступили насыщенные, сочные краски Гогена. Восстановилась характерная для художника бархатистость поверхности и глубина цвета. Проявилась даже уникальная фактура, имитирующая гобелен, которую Гоген создавал, процарапывая сырую краску до грунта.
Процесс реставрации «Трёх таитянок на жёлтом фоне» тоже оказался полон открытий. Картина прибыла в мастерскую, скрытая под вековыми наслоениями грязи, копоти и остатков старых клеёв, из-за чего казалась тусклой и потерявшей цвет.
Реставраторы применили щадящую методику очистки, контролируя процесс под УФ-лампой. Работа потребовала филигранной точности из-за нестабильности синих и зелёных пигментов. Итог был впечатляющим: краски зазвучали ярко и светло, проявилась глубина пространства и сложная ритмика линий.
Но главным открытием стали невидимые фигуры. Исследования в инфракрасном диапазоне и рентген показали под верхним слоем краски изображения ещё двух женщин у правого нижнего края, которые Гоген по какой-то причине позже полностью записал, изменив композицию.
Исследование также подтвердило, что подогнутые края холста и верхний слой живописи на них, перекрывающий более ранний вариант, – авторские. Реставраторы приняли решение сохранить этот сложный «слоёный пирог» авторских решений как документ творческого процесса, поэтому не стали расправлять кромки – это бы полностью изменило композиционное решение, на котором остановился мастер.
«Пейзаж с козами»(1897) также претерпел значительные изменения. Как и у «Таитянок», авторский слой здесь скрывался под загрязнениями и потемневшим лаком. Особую сложность представляли многочисленные следы старых реставрационных вмешательств – сгустки темно-рыжих клеёв в текстуре, требующие деликатного удаления, – и необходимость профилактического укрепления структуры живописи.
Картина – одна из первых работ Гогена, попавших в Россию (в коллекцию Михаила Морозова), – исторически воспринималась очень тёмной. Очистка и укрепление красочного слоя по уже отработанным на других картинах Гогена методикам позволили вернуть ей ясность красок и глубину, характерные для таитянского периода художника.
На сегодняшний день проект Эрмитажа по реставрации живописи Гогена включает реставрацию шести полотен мастера, и работа продолжается. Это пример высочайшего профессионализма, научного подхода и глубокого уважения к наследию художника.
Благодаря кропотливому труду реставраторов, картины, созданные более века назад в далёких тропиках, вернулись на свои места в постоянной экспозиции. Теперь, проходя по залам Главного штаба, особенно в эти летние дни (вспомним, что 7 июня Гоген отметил бы свой день рождения), мы можем увидеть их в облике, задуманном самим Полем Гогеном.
Данная статья подготовлена по материалам В. А. Коробова, заведующего Лабораторией научной реставрации станковой живописи; К. Б. Калининой, ведущего научного сотрудника Лаборатории реставрации масляной живописи; О. Д. Леонтьевой, старшего научного сотрудника, главного хранителя Отдела западноевропейского изобразительного искусства.