Готы — загадочный народ, чья слава смелых воинов пережила века. Историк Андрей Васильев в книге «Княжество Феодор: история, памятники, легенды» исследует интерес европейцев к крымским готам. Европейские путешественники веками искали следы этого легендарного племени, а руины крымских городов будоражили их воображение. Исследователи пытались разгадать тайну княжества Феодоро — последнего оплота готов, павшего под натиском османов. Их труды, полные загадок и романтических легенд, навсегда вписали крепость Мангуп в историю как символ исчезнувшего, но не забытого народа. Предлагаем вашему вниманию отрывок из книги.
Феодоро и готский вопрос
Готы вызывали у европейцев неподдельный интерес еще со времен классического Средневековья. Их считали наиболее древним и могучим варварским племенем Европы, приписывая ему смелость, отвагу, честность, свободолюбие. Аристократические роды и даже целые народы возводили к ним свою родословную. Слухи о том, что где-то на берегах Черного моря сохранились остатки племени готов, будоражили умы ученых и проповедников, политиков и путешественников.
Не приходится удивляться, что уже вскоре после захвата Феодоро турками-османами в европейской исторической литературе сформировался его романтический образ как последней цитадели этого воинственного народа, павшей в неравной и героической борьбе с врагами.
В 1517 году в Кракове увидело свет сочинение польского каноника Матвея Меховского «Трактат о двух Сарматиях». Его считают первым компендиумом знаний по истории, географии и этнографии земель, лежащих между Вислой и Каспийским морем.
В своем сочинении Матвей неоднократно упоминает готов, некогда владевших, по его мнению, обширными пространствами Скифии или Азиатской Сарматии, где они построили многочисленные каменные города и замки. Позже из-за гуннского нашествия готы вынуждены были двинуться на запад. Часть из них переселилась в Европу, а часть осела на «Таврическом острове», где продолжала жить вплоть до монгольского завоевания.
В дальнейшем татары вторглись в Крым и заняли его со всеми «городами, селами и полями», так что последним готским князьям удалось сохранить лишь Мангуп. Здесь они держались вплоть до того момента, когда «Магомет, восьмой император турецкий», взяв приступом Каффу и сделав данниками перекопских татар, овладел и этим замком, а его владельцев, двух братьев, «единственных уцелевших представителей готского племени и языка», зарубил мечом.
«Так исчезли готы и в Сарматиях и в Италии, в Испании и Галлии. В истории они больше не появляются», — завершает свой рассказ польский писатель.
Труд Матвея на протяжении длительного времени служил одним из главных источников по истории Восточной Европы, в том числе Крыма и правивших в нем «готских князей». Однако он был далеко не единственным. В XVI веке образованные европейцы располагали и некоторыми другими сведениями о княжестве Феодоро. Такой вывод можно сделать из сочинения итальянского географа Доминика Мария Нигера.
В 1557 году в Базеле вышел объемный трактат под редакцией Вольфганга Виссенберга. Он представляет собой выдержанное в античном духе географическое описание стран света с заметками о традициях и обычаях разных народов. Первые 11 глав посвящены Европе, следующие четыре — Африке, завершают работу 11 глав об Азии. Про автора почти ничего не известно, кроме того, что он был венецианцем и в 1519 году подготовил к изданию «Любовные элегии» Овидия. Виссенбергу досталась рукопись трактата, сильно испорченная небрежением предыдущих владельцев и червями, изъевшими страницы, поэтому ему пришлось во многих местах восстанавливать и дополнять текст. Сочинение Нигера представляет собой компиляцию трудов античных географов, таких как Страбон, Плиний и Птолемей, дополненных современными ему источниками.
Об авторском методе можно составить представление, прочитав главу, посвященную Крыму. В соответствии с античной традицией он называет полуостров Таврикой или Скифским Херсонесом, но делит его на две части — Готию и Газарию, по именам, обитавших здесь в более поздний период народов. Автор описывает города полуострова, заимствуя часть названий из «Географии» Птолемея, а часть — со средневековых карт. В некоторых случаях он пробует отождествить древние населенные пункты с современными ему.
Например, про птолемеевский Бион Нигер пишет, что «сейчас» это город Czurgati, т. е. Солхат (Старый Крым). Затем следует непосредственно интересующий нас фрагмент. Следуя Птолемею, он перечисляет города во внутренней области полуострова в следующем порядке: Илурат, Сатарха, Бадатий, Китей и Таз. При этом к последнему присовокупляет определение «Готский», отсутствующее у авторов классической эпохи.
«Это город, который нынче называют Феодоро, большое и процветаю- щее место, совершенно безопасное по своему положению, поскольку оно нахо- дится на обрывистой горе, а внутри его стен есть неиссякаемый источник воды» [Niger, 1557, p. 251], — в этом кратком описании, которое дает Нигер, легко узнать Мангуп до завоевания его турками.
Опыты по сопоставлению античных топонимов с современными не теряли своей популярности и в последующие столетия. Французский кон- сул Клод Шарль Пейссонель полагал, что раньше Мангуп носил имя Табана [Peyssonnel, 1765, p. 106–107] (по созвучию с одной из мангупских балок — Табана-Дере), а П. И. Сумароков видел в нем древнюю Аргоду [Сумароков, 1805, с. 45]. Оба этих города также упомянуты Птолемеем как лежащие в глубине Крыма.
Однако в распоряжении путешественников конца XVIII века не было даже тех крупиц информации об истории Мангупа, которыми располагали Матвей из Мехова и Нигер. Им были известны лишь слова Тунманна о том, что некогда он был резиденцией князей Готии. Отсутствие точных данных пытались заменить восторженным описанием красот плато и общими фразами о горестной судьбе крымских готов.