Многократно улучшенный оригинал с щепоткой Metal Gear Solid
Кодзима снова это сделал! После спорной Death Stranding, которая со временем все же стала в узких кругах культовой и собрала приличную аудиторию в 20 млн человек, сиквел правда хочется назвать поистине выдающейся игрой.
Сразу оговоримся: это не полноценный обзор. Death Stranding 2: On the Beach поистине огромна, а торопиться в ней совсем не хочется. Текст ниже написан по итогам прохождения первых эпизодов и больше 20 часов игрового времени.
Меньше кринжа в сюжете
Запрягает Death Stranding 2 быстро — управление Сэмом вам вручают буквально через пару минут после того, как вы нажали «Новая игра». В этом смысле сиквел сходу воспринимается иначе, поскольку авторы надеются, что об оригинале вы знаете — хотя бы чуть-чуть.
В Death Stranding 2 в целом как будто бы больше, что называется, игры. Кино тоже никуда не делось — катсцены восхитительны, а некоторые из них легко пробивают на смех или слезы. В первой части такое было реже, поскольку вам без конца скармливали экспозицию и местный лор — через ролики или кодек.
По сюжету Сэм с подросшей приемной дочуркой Лу прячется от UCA в Мексике, выполняя небольшие поручения местных. Все меняется, как только на пороге протагониста появляется Фрэджайл, которая просит подключить к хиральной сети регион. После поворотного момента, о котором мы рассказывать не будем, Сэм отправляется «прокладывать интернет» уже в Австралию.
После 20+ часов сюжет Death Stranding 2 оставляет приятное впечатление. Вероятно, все дело не только в том, что Кодзима научился писать более вменяемые сценарии. Помогает еще и знание оригинала — происходящее уже не воспринимаешь как цирк с серьезными лицами.
Персонажи реже вызывают кринж, к ним сразу проникаешься симпатией. Сэм не ведет себя как забитый социопат, а старается походить на нормального общительного человека, который попутно пытается быть хорошим отцом.
Героям в этот раз Кодзима уделил гораздо больше внимания — красиво простился со старыми, а также умело ввел новых. Например, появился Тармэн, капитан корабля «Магеллан», а также Тучка, которая обращает вспять действие темпорального дождя.
У каждого из них своя трагедия, и Кодзима это очень здорово демонстрирует. Мы видим, что у Тармэна нет руки, но как он ее потерял — загадка. Позднее Сэм случайно узнает, что у командира есть сын — и вот вам показывают трогательную катсцену из прошлого, где как раз поясняют и про парнишку, и про конечность.
Впрочем, Кодзима не был бы собой, если бы не добавил в Death Stranding 2 щепотку фирменной чудаковатости. Здесь в этой роли выступает говорящая кукла Доллмэн. У героя когда-то было человеческое тело, но теперь душа оказалась запертой в кукле. Персонаж сопровождает Сэма в путешествии по Австралии, дает советы, а также делится обширными знаниями о мире.
Яркой чертой сюжета Death Stranding 2 стало ощущение оптимизма и надежды. Первая часть была беспросветным мраком с Тварями и некрозом. Сиквел немного убирает это в сторону, сдвигая фокус в сторону людей, которые смирились с обстановкой в мире и принялись налаживать жизнь здесь и сейчас.
Metal Gear Stranding
Пожалуй, главное достижение Death Stranding 2 не в сюжете и катсценах, а в геймплее. На базовом уровне новая игра Kojima Productions — тот же симулятор курьера, в котором вы доставляете грузы, боретесь с Тварями и строите мосты.
При этом в каждом аспекте Death Stranding 2 по сравнению с оригиналом была улучшена, а раздражающие элементы либо сократили, либо убрали вовсе. Скачок по сравнению с первой частью напоминает переход от Assassin«s Creed к Assassin»s Creed 2 или от Metal Gear Solid к Metal Gear Solid 2.
Kojima Productions, помимо прочего, значительно прокачала карту, сделав ее трехмерной — таким образом вы лучше понимаете предстоящий маршрут и ожидающий вас ландшафт. Еще докрутили механику управления грузами. Теперь Сэм на ходу может скинуть рюкзак или выложить часть предметов. У игрока появился быстрый доступ к кнопке «Авторазмещение грузов» — в первой части для этого приходилось лезть в отдельное меню.
Также разработчики внесли разнообразие в механику заказов. В игре остались традиционные основные и стандартные (побочные) миссии, но теперь вы можете повстречать так называемые «Запросы о помощи» — их не нужно принимать или сдавать. Вас могут попросить вернуть груз, что-то построить или зачистить лагерь бандитов.
Путешествие по миру стало в разы увлекательнее. Во-первых, это связано со сменой обстановки. Вместо мрачной и горной Исландии игроков встречает пустынная Мексика и безумно разнообразная Австралия, в которой нашлось место как песчаным барханам, так и снежным горным пикам.
Кроме того, в DS2 реализовали систему природных катаклизмов. Планам Сэма может помешать наводнение, землетрясение или лесной пожар. Последние оказались крайне неприятными — вы оказываетесь в ловушке, из которой невероятно трудно выбраться. Здесь на помощь приходит смоляная пушка, позволяющая тушить огонь.
В первой Death Stranding многим запомнились отрезки, во время которых включается лицензированный трек и игрок путешествует под приятную мелодию. В сиквеле Кодзима позволил слушать музыку в любой момент — для этого в меню добавили проигрыватель, в котором можно настроить плейлист из избранных композиций. Если Сэм натыкается на опасность, музыка автоматически выключится.
По теме:
Еще в Death Stranding 2 появился удобный справочник, в котором можно вспомнить происходящее в сюжете, изучить информацию о сторонних персонажах, арсенале и элементах вселенной. Причем меню обновляется динамически — как только в катсцене появляется новое заумное слово, игра сразу оповещает о возможности почитать о нем более подробно.
Не забыли авторы и про Тварей. Бестиарий чудищ разнообразили — например, появились Смотруны. Они могут увидеть героя, но при этом видимы сами. Также появились новые вариации Ловцов — некоторые будто пришли прямиком из «Евангелиона». Боссов новых тоже подкинули, включая гигантские головы и роботов с несколькими щупальцами.
Остались в Death Stranding 2 и схватки с простыми людьми. На пути Сэму будут противостоять бандиты и рейдеры. Обычно взаимодействие с ними реализовано через аванпосты — в эти моменты игра очень сильно напоминает Metal Gear Solid 5.
Разработчики постарались сделать из Death Stranding 2 чуть ли не песочницу. У Сэма значительно расширился арсенал оружия и вспомогательных гаджетов, а если запариваться с доставкой стандартных грузов и прокчивать отношения с NPC, то они подарят вам еще больше предметов. Например, герой может использовать гранаты-обманки, электродубинку, усыпляющую снайперскую винтовку, пистолет с глушителем и многое другое.
Еще Сэм может разведывать обстановку не только при помощи Одрадека, но и задействуя Доллмэна — куклу можно бросать в воздух и использовать в качестве дрона для выставления меток врагам. С полученной информацией можно по-тихому зайти на территорию врага и скрытно завалить всех при помощи веревки.
И это только верхушка айсберга. Разнообразие контента и присопособлений в Death Stranding 2 просто зашкаливает. Я уж не говорю о шахтах, где можно добывать ресурсы, монорельсе для перевозки большого числа грузов, портативном гробе для поездок по смоле, бумеранге с кровью Сэма, ловле животных — продолжать можно долго!
Геймплейно Death Stranding 2 не привносит каких-то революционных изменений в механику, а делает точечные улучшения. Но этого более чем достаточно для того, чтобы крепко удерживать у экрана. Признаюсь, порой было очень трудно отлипнуть от игры — в голове постоянно возникала мысль «еще один груз и спать».
Сетевой аспект убил всю сложность
В Death Stranding 2: On the Beach один большой минус, который вряд ли удастся исправить — это взаимодействие игроков через сетевой режим. Как известно, в игре Kojima Productions все пользователи связаны: построил мост у себя, он появился в мире другого человека — и наоборот.
По первым 20 часам есть ощущение, что у Death Stranding 2 слишком активная аудитория или просто кривой баланс. Даже с учетом раннего доступа большая часть заказов вообще не доставляет хлопот — повсюду уже стоят мосты и генераторы, а за углом почти наверняка окажется убежище от темпорального дождя, где можно перевести дух.
Понятно, что строительство и взаимодействие пользователей — ключевая сторона Death Stranding 2, а уже готовую инфраструктуру вы все равно не увидите, пока не подключите региональную базу. Кто-то наверняка даже скажет, что и с массой построек ему было довольно трудно, но лично у меня большую часть времени вообще нет проблем с перевозкой.
Возможно, Kojima Productions стоит как-то сбалансировать систему общих построек. Потому что такого засилья мостов, почтовых ящиков, генераторов и сторожевых вышек не было даже в первой части спустя годы после релиза.
По-прежнему игра не для всех
Несмотря на все восторги, Death Stranding 2: On the Beach — все еще симулятор курьера от японских разработчиков с красивыми катсценами и причудливым сюжетом. Кодзима, как бы он не оправдывался, действительно сделал игру чуть ближе к рядовому игроку.
Но Death Stranding 2, как и первую часть, по-прежнему крайне трудно «продать» или посоветовать человеку со стороны. Потому что на стриме это и правда очень странное зрелище — на экране бегает какой-то мужик с горой коробок за спиной и бросается в летающих монстров гранатами со своей кровью.
Но я все же советую вам ознакомиться с первой (даже через видео-разбор сюжета) и дать шанс второй — это правда уникальный опыт, которого нет нигде. Оригинал я начинал раза три — зацепило только на Director's Cut для PS5 в конце прошлого года. Сознательно созрел, видимо, или игра просто попала в настроение.
Death Stranding 2: On the Beach похожа идеальный сиквел неидеальной игры. Гармоничное сочетание геймплея, визуала, музыки, подхода к дизайну, а также безупречное чувство стиля доказывают, что японский мастер все еще умеет удивлять — даже тогда, когда кажется, что он уже сказал все. Пожалуй, это лучшая работа Хидео Кодзимы за последние два десятилетия.
Предварительная оценка: 9/10