Найти в Дзене

Половина питерских «зайцев» - иностранцы. Что делать?

Недавно в Питере наконец-то решили взяться за безбилетников. Штраф, который годами был просто насмешкой над системой — 500 рублей — решили поднять до вполне ощутимых полутора тысяч. Моя первая реакция была искренней, от всего сердца: «Ну наконец-то! Свершилось!» Потому что 500 рублей в современном мегаполисе — это не штраф. Это цена за чашку кофе. Это было открытое издевательство над кондуктором, водителем и, что самое главное, над всеми законопослушными пассажирами, которые каждый день честно прикладывают свои «Подорожники» или ЕКП. Возможность проехать через полгорода за условный «полтинник», а если вдруг не повезет и поймают — заплатить штраф, который меньше стоимости минимальной поездки на такси? Это была не мера наказания. Это была системная ошибка, дыра в правилах, которой с удовольствием пользовались все кому не лень. И то, что эту лазейку наконец-то начали прикрывать, — абсолютно правильное и давно назревшее решение. Но потом я вчитался в сопутствующую статистику. И понял, что

Недавно в Питере наконец-то решили взяться за безбилетников. Штраф, который годами был просто насмешкой над системой — 500 рублей — решили поднять до вполне ощутимых полутора тысяч. Моя первая реакция была искренней, от всего сердца: «Ну наконец-то! Свершилось!»

Потому что 500 рублей в современном мегаполисе — это не штраф. Это цена за чашку кофе. Это было открытое издевательство над кондуктором, водителем и, что самое главное, над всеми законопослушными пассажирами, которые каждый день честно прикладывают свои «Подорожники» или ЕКП. Возможность проехать через полгорода за условный «полтинник», а если вдруг не повезет и поймают — заплатить штраф, который меньше стоимости минимальной поездки на такси? Это была не мера наказания. Это была системная ошибка, дыра в правилах, которой с удовольствием пользовались все кому не лень. И то, что эту лазейку наконец-то начали прикрывать, — абсолютно правильное и давно назревшее решение.

Но потом я вчитался в сопутствующую статистику. И понял, что вся эта радость преждевременна. А проблема гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.

Вы только вдумайтесь в эту динамику. Официальные данные питерского Комитета по транспорту просто шокируют. Если в 2021-2022 годах ловили около 3,8 тысяч «зайцев», то в 2023 году их стало уже 11,1 тысячи! А за неполный 2024 год — уже почти 15 тысяч! Это не просто рост, это лавина. Эпидемия безбилетников, захлестнувшая город.

И вот тут мы подходим к самому интересному. К вишенке на этом торте беззакония. По тем же официальным данным, примерно половина всех пойманных нарушителей — это иностранные граждане. Половина! И в этот момент у меня в голове окончательно сложился пазл. Мы почему-то годами стесняемся провести очень простую, логичную и абсолютно справедливую параллель.

Так и живём
Так и живём

Параллель с Эрмитажем.

Вспомните, сколько стоит билет в главный музей страны для гражданина России и для иностранного туриста. Разница — в несколько раз. И никого в мире, заметьте, это не возмущает. Ни один иностранный турист не кричит на входе о дискриминации. Потому что это абсолютно нормальная, цивилизованная, мировая практика. Почему?

Ответ прост. Гражданин страны уже заплатил за этот Эрмитаж. Он платит налоги всю свою жизнь. Он, его родители, его деды — все они своими деньгами и трудом вкладывались в то, чтобы эта красота стояла, реставрировалась, охранялась и содержалась. А гость приезжает, чтобы насладиться готовым результатом. И для него цена другая. Это не дискриминация. Это элементарная справедливость.

Так почему, скажите мне, с общественным транспортом должно быть иначе?

Весь городской транспорт — это колоссально дотационная история. Новые автобусы, трамваи, троллейбусы, зарплаты водителям, ремонт путей и линий — все это существует не из воздуха. Оно существует за счет городского бюджета, который формируется из наших с вами налогов. Каждый житель Петербурга, честно платящий налоги, — это невольный «акционер» всего этого огромного транспортного предприятия.

И когда человек, который не вкладывает в эту систему ни копейки, демонстративно едет бесплатно, он обкрадывает не какое-то безликое «государство». Он плюет в лицо каждому пассажиру, который стоит рядом и честно платит. Он обесценивает вклад каждого горожанина.

Поэтому, на мой взгляд, логика здесь должна быть железной и беспощадной. Штраф для гражданина, который по какой-то причине — забыл, не успел, решил рискнуть — не заплатил, это одно. Это внутреннее дело нашего «акционерного общества». А штраф для иностранного гостя, который решил, что правила писаны не для него, должен быть кратно выше. В три раза, в пять, в десять. Ровно по той же железобетонной логике, что и с билетами в музей.

Я уже предвижу хор возражений про «юридические сложности», про то, как сложно идентифицировать нарушителя, как потом взыскать с него штраф. Но давайте честно: это все разговоры в пользу бедных. Бюрократические отговорки. Когда есть политическая воля и реальное желание навести порядок, технические решения находятся моментально. Или мы хотим признать, что наша правовая система настолько беспомощна, что не может заставить гостя соблюдать элементарные правила приличия?

Порядок — это не про абстрактное всеобщее равенство в наказании. Это про справедливость. А справедливость заключается в балансе прав и обязанностей. Право пользоваться чистым, современным и комфортным транспортом должно быть неотделимо от обязанности за него платить. А если ты гость, который в создании этого блага не участвовал, то и ответственность за наплевательское отношение к правилам для тебя должна быть совсем другой.

Так что да, повышение штрафа до полутора тысяч — шаг хороший, правильный. Но это лишь латание дыр. Это первый, робкий шаг. Пора делать второй. И перестать играть в ложную толерантность там, где речь идет об элементарном порядке и уважении к городу и его жителям.