Найти в Дзене

Первый грузовик СССР: АМО-Ф-15 – легенда на колёсах

На заре существования Советский Союз остро нуждался в восстановлении экономики. Ключевую роль в этом процессе играла индустриализация, а одним из её символов стал первый советский грузовик – АМО-Ф-15. Этот автомобиль не просто машина, а настоящий символ эпохи, воплощение усилий и надежд нового общества. Его история – это история труда, инноваций и необычных решений. Страна находилась в катастрофическом положении: экономика в разрухе, промышленность практически парализована. Необходимость в грузовом транспорте для восстановления хозяйства была огромной. В таких условиях появилась идея серийного выпуска собственного грузовика. Первый советский грузовик на самом деле был создан за несколько лет до появления самого Союза. Ещё в 1916 году предприниматели Сергей и Степан Рябушинские построили завод и наладили выпуск лёгких грузовичков АМО-Ф-15. Их прототипом послужил итальянский FIAT 15 Ter. Затем, в 1918, производство встало. Завод национализировали.
Автомобильный завод (АМО), позже переим
Оглавление

На заре существования Советский Союз остро нуждался в восстановлении экономики. Ключевую роль в этом процессе играла индустриализация, а одним из её символов стал первый советский грузовик – АМО-Ф-15. Этот автомобиль не просто машина, а настоящий символ эпохи, воплощение усилий и надежд нового общества. Его история – это история труда, инноваций и необычных решений.

Первый грузовик СССР
Первый грузовик СССР

Страна находилась в катастрофическом положении: экономика в разрухе, промышленность практически парализована. Необходимость в грузовом транспорте для восстановления хозяйства была огромной. В таких условиях появилась идея серийного выпуска собственного грузовика.

Грузовик АМО-Ф-15: от чертежа до серийных моделей

Первый советский грузовик на самом деле был создан за несколько лет до появления самого Союза. Ещё в 1916 году предприниматели Сергей и Степан Рябушинские построили завод и наладили выпуск лёгких грузовичков АМО-Ф-15. Их прототипом послужил итальянский FIAT 15 Ter. Затем, в 1918, производство встало. Завод национализировали.

Автомобильный завод (АМО), позже переименованный в ЗИЛ, несмотря на завезённое оборудование и готовые машинокомплекты, не мог продолжать работу. Не хватало опыта, квалифицированных специалистов, запчастей. Многие детали приходилось изготавливать вручную, используя примитивные инструменты. Но энтузиазм рабочих АМО помог преодолеть все препятствия. Конструкцию сильно упростили. Многие металлические детали кузова заменили деревянными, или от них вовсе отказались.

Первый АМО-Ф-15 обновлённой серии сошёл с конвейера в 1924 году. Это был грузовик с грузоподъёмностью 1,5 тонны, оснащённый четырёхцилиндровым карбюраторным двигателем мощностью 24 л.с. Максимальная скорость составляла около 35 км/ч. Недостатком авто была низкая проходимость и значительный расход топлива.

Грузовик АМО-Ф-15: первый трудяга будущей индустриальной державы

АМО-Ф-15 широко использовался в различных отраслях экономики. Он перевозил строительные материалы, продовольствие, сырьё для промышленности. Его можно было увидеть на строительствах фабрик и заводов, на сельскохозяйственных полях, на дорогах страны. Автомобиль стал символом восстановления народного хозяйства. Он помогал поднимать страну из разрухи, доставляя необходимые материалы в самые отдалённые уголки СССР.

Грузовичок АМО-Ф-15 везёт рабочих. Старое фото. Источник kolesa.ru
Грузовичок АМО-Ф-15 везёт рабочих. Старое фото. Источник kolesa.ru

Несмотря на некоторые недостатки, АМО-Ф-15 сделал огромный вклад в развитие автомобилестроения в Советском Союзе. Он послужил основой для создания более совершенных моделей. Опыт, полученный при его производстве, стал незаменимым для дальнейшего развития отечественного автопрома.

Первый грузовик СССР и его первый «рестайлинг»

Технически АМО-Ф-15 представлял собой грузовик с классической конструкцией. Рама автомобиля была штампованной, изготовленной из стали. В 1927 году первый советский грузовик был переработан и усовершенствован. Вернулась кабина с жесткой крышей, внутрь которой установили рычаги стояночного тормоза и переключения передач, трансмиссия получила «сухое» сцепление и упрощенный рулевой механизм. Топливный бак из-под лавки водителя перенесли на щит передка. Маховик силового агрегата, задевавший землю на неровностях, уменьшили в габаритах, установили электрические стартер, фары и сигнал. Облегчение шатунов, поршней и маховика, замена карбюратора — позволили увеличить мощность мотора на 17%. Радиатор получил увеличенную поверхность охлаждения. Это предотвращало закипание даже в сильную жару и на длинных подъемах.

Первые грузовые авто Советского Союза.
Первые грузовые авто Советского Союза.

Благодаря этим новшествам первый грузовик СССР второго поколения мог разгоняться по асфальту уже до 50 км/ч. Значительно выросло КПД. Водители стали меньше уставать.

Грузовик АМО-Ф-15 — символ возрождения советского автопрома

За 7 лет с конвейера сошли 6971 АМО-Ф-15 в разных модификациях. Среди них 10-ти и 14-ти местные автобусы, промтоварные фургоны, спецтехника, автоцистерны и многое другое.

История автопрома раннего СССР – это история надежды и упорного труда, заложившая основы для будущего расцвета советского автомобилестроения. АМО-Ф-15 заслужил своё место в истории, став легендой на колёсах. Это первый автомобиль будущего автогиганта ЗиЛ, выпустившего немало легендарных машин, по сей день колесящих по дорогам страны.

Мотоцикл ИЖ-56 — брутальный железный конь родом из СССР
Путешествие во времени6 апреля 2021