Найти в Дзене
Marga: просто история

Художник без пальто

Казимир Малевич широко известен как автор «Чёрного квадрата», но на его счету – десятки творческих работ. Выходя далеко за рамки холста, Малевич охотно сотрудничал с московскими и ленинградскими предприятиями – иллюстрировал книги, разрабатывал новые формы фарфора, создавал эскизы тканей. Одним из необычных проектов Малевича стал дизайн флакона одеколона, выпускавшегося в России без малого сто лет. В Российской империи «Товарищество Брокар и Ко» славилось своей косметической и парфюмерной продукцией – ароматным мылом, шампунем, помадой, пудрой. Особое место занимали товары, рассчитанные на состоятельного потребителя, – духи и одеколоны. Первым фирменным ароматом Брокара стал «Цветочный», в котором угадывались нотки ландыша, жасмина и гвоздики. Успех одеколона, удостоенного золотой медали на Промышленно-художественной выставке 1882 года, вдохновил Брокара на новые свершения. По мере разработки в продажу поступали парфюмерные новинки: одеколон «Тройной», духи «Персидская сирень» и «Любим

Казимир Малевич широко известен как автор «Чёрного квадрата», но на его счету – десятки творческих работ. Выходя далеко за рамки холста, Малевич охотно сотрудничал с московскими и ленинградскими предприятиями – иллюстрировал книги, разрабатывал новые формы фарфора, создавал эскизы тканей. Одним из необычных проектов Малевича стал дизайн флакона одеколона, выпускавшегося в России без малого сто лет.

Казимир Малевич
Казимир Малевич

В Российской империи «Товарищество Брокар и Ко» славилось своей косметической и парфюмерной продукцией – ароматным мылом, шампунем, помадой, пудрой. Особое место занимали товары, рассчитанные на состоятельного потребителя, – духи и одеколоны. Первым фирменным ароматом Брокара стал «Цветочный», в котором угадывались нотки ландыша, жасмина и гвоздики. Успех одеколона, удостоенного золотой медали на Промышленно-художественной выставке 1882 года, вдохновил Брокара на новые свершения. По мере разработки в продажу поступали парфюмерные новинки: одеколон «Тройной», духи «Персидская сирень» и «Любимый букет императрицы».

Генрих Брокар с женой Шарлоттой, внесшей немалый вклад в дело компании
Генрих Брокар с женой Шарлоттой, внесшей немалый вклад в дело компании

Следя за тенденциями, «Товарищество Брокар и Ко» охотно откликалось на события, вызывавшие в обществе ажиотаж. В 1909 году мир потрясла новость: экспедиции Роберта Пири и Фредерика Кука достигли Северного полюса. Вспыхнувший интерес к Арктике не остался без внимания: брокаровская компания взялась за создание одеколона под названием «Северный». Параллельно с разработкой парфюмерной композиции шла работа над рекламной кампанией: нужно было представить оригинальный дизайн флакона и подготовить эскизы плакатов.

Реклама брокаровской продукции. Источник: mylabel
Реклама брокаровской продукции. Источник: mylabel

Доподлинно неизвестно, почему «Товарищество Брокар и Ко» обратилось к Казимиру Малевичу, который еще не обрел громкой славы. Не столь давно приехавший из Курска, он еще осваивался в большой и шумной Москве.

«Наступила осень, у него не было пальто, а тут ему посулили заказную работу; он пришел ко мне и просил дать ему пальто, чтобы сходить эту работу получить, – было это в воскресенье, и я сидел дома. И после не раз он еще приходил ко мне за пальто, чтобы получить заказ. В то трудное для Малевича время его поддержал своими заказами Брокар (парфюмерное дело)», – вспоминал Иван Клюн, близкий друг Малевича.

К работе на Брокара художник отнесся с большой изобретательностью: отказавшись от привычной формы флакона - округлой или продолговатой, - он предложил асимметричную композицию в виде айсберга, увенчанного фигуркой белого медведя.

Реклама одеколона «Северный» с инициалами К.М. – Казимир Малевич / Оригинальная версия флакона, созданного по дизайн-проекту К. Малевича 1911 – 1917 гг.
Реклама одеколона «Северный» с инициалами К.М. – Казимир Малевич / Оригинальная версия флакона, созданного по дизайн-проекту К. Малевича 1911 – 1917 гг.

Поступивший в продажу одеколон «Северный» притягивал взгляд нестандартным видом: изломанные линии льда, покрытого кракелюрами, имитировавшими трещины, и скульптурная миниатюра – величественный «хозяин Арктики», возвышавшийся на вершине флакона. Композиция Малевича в сочетании с эффектными рекламными плакатами производила сильное впечатление: одеколон стал пользоваться большим успехом.

Одеколон «Северный», реклама «Товарищество Брокар и Ко»
Одеколон «Северный», реклама «Товарищество Брокар и Ко»

После революции «Товарищество Брокар и Ко» было национализировано и получило название «Замоскворецкий парфюмерно-мыловарный комбинат № 5», сменившееся в 1922 году более благозвучным – «Новая заря». Несмотря на масштабные пертурбации, ассортимент фабрики, унаследованный от «Брокара», был преимущественно сохранен. Разумеется, не обошлось без изменений: дореволюционные названия косметической и парфюмерной продукции уступили место новым, советским; в связи с утратой доступа к зарубежным ингредиентам был пересмотрен химический состав изделий; наконец, трансформировались и формы флаконов.

Одеколон «Северный» сохранил свое имя, однако внешний вид флакона был обновлен: изящная кракелюрная паутинка сменилась грубоватым, четко пропечатанным узором, детализированная фигура белого медведя стала более сглаженной. В течение последующих десятилетий форма флакона подвергалась дальнейшим модификациям, однако дизайн сохранял узнаваемые черты, приближенные к первоначальным.

Фотография флакона одеколона «Северный» (по обе стороны от флакона пробки до и после изменений), фотограф С.В. Леонтьев
Фотография флакона одеколона «Северный» (по обе стороны от флакона пробки до и после изменений), фотограф С.В. Леонтьев

Одеколон «Северный» просуществовал вплоть до середины 1990-х годов, надолго пережив своих создателей. Время стерло воспоминания о брокаровской компании, ушел Казимир Малевич, прославившийся как основоположник супрематизма – нового направления в авангардизме, а «Северный» оставался на прилавках. Лишь переломные для страны 1990-е годы окончательно поставили точку в истории одеколона, созданного в начале XX века.