Найти в Дзене

Стилистические и технико-технологические особенности иконописи села Палех 18 -начала 20 веков.

Село Палех Вязниковского уезда Владимирской губернии (ныне поселок Ивановской обл.), центр иконописного промысла в конце 17- начала 20 века, является таковым и в настоящее время. Жители Палеха и окрестных деревень были преимущественно крестьянами, но земледелие на неплодородных почвах не приносило больших доходов, и местное население занималось отхожими промыслами - были офенями, выделывали овчину, писали иконы. До середины 17 века иконописные опыты палешан были единичными и осуществлялись под влиянием возникших ранее промыслов в соседнем селе Холуй и городе Шуя. Но уже позже, некоторые источники конца 17 - начала 18 века свидетельствуют о том, что иконописание в Палехе было распространено и иконы из Палеха целыми возами отправляли по всей России, стараниями местных офеней вывозили за границу. Развитие иконописного промысла в Палехе имело свои особенности и отличалось от стиля художников соседних центров. Палехские мастера предпочитали писать дорогие иконы на заказ, а также поновля
Икона Двунадесятые праздники. Палех. середина 19 века.
Икона Двунадесятые праздники. Палех. середина 19 века.

Село Палех Вязниковского уезда Владимирской губернии (ныне поселок Ивановской обл.), центр иконописного промысла в конце 17- начала 20 века, является таковым и в настоящее время. Жители Палеха и окрестных деревень были преимущественно крестьянами, но земледелие на неплодородных почвах не приносило больших доходов, и местное население занималось отхожими промыслами - были офенями, выделывали овчину, писали иконы.

До середины 17 века иконописные опыты палешан были единичными и осуществлялись под влиянием возникших ранее промыслов в соседнем селе Холуй и городе Шуя. Но уже позже, некоторые источники конца 17 - начала 18 века свидетельствуют о том, что иконописание в Палехе было распространено и иконы из Палеха целыми возами отправляли по всей России, стараниями местных офеней вывозили за границу.

Развитие иконописного промысла в Палехе имело свои особенности и отличалось от стиля художников соседних центров. Палехские мастера предпочитали писать дорогие иконы на заказ, а также поновлять древние образы. Для осуществления церковных заказов художники собирались в небольшие артели. Бутурлины, владевшие крепостными крестьянами, охотно выдавали владеющим художественным ремеслом палешанам разрешение на выезд в Москву, Санкт-Петербург, ближние и дальние губернии, однако ограничивали сроки их отлучек периодом с ноября по апрель. Возвращаясь, палешане нередко привозили с собой старые иконы из иконостасов. Так, в местном Крестовоздвиженском храме оказалось много икон «из пределов Новгородских, Вологодских, Архангельских, где Палеховские иконописцы занимались работами в 18 столетии…» (Ушаков. 1908. С. 10). Изучив на практике различные школы древнерусской живописи, палехские мастера создали свою оригинальную манеру, в которой получили отражение традиции Москвы, Поволжья и Северных земель.

Воскресение и Сошествие во Ад. Фрагмент иконы . Средник. Палех. середина 19 века.
Воскресение и Сошествие во Ад. Фрагмент иконы . Средник. Палех. середина 19 века.

Наряду с оригиналами древнерусского искусства палешане имели и образцы западноевропейской религиозной живописи, как правило переведенные в гравюру. В Палехе было достаточно много приверженцев «фряжской» манеры письма, возникшей под влиянием западной художественной традиции. Наряду с использованием идей, взятых из гравюр Библии Пискатора, применялись традиционные иконописные приемы в личном письме, в колористическом решении, в использовании «золотопробельного» письма.

Заметную роль в формировании палехского стиля сыграло преобладание в ранней иконописи Палеха крупных по размеру икон. Палешане зарекомендовали себя искусными исполнителями многофигурных композиций и знатоками редких иконографических изводов.

Узнаваемый палехский стиль сложился к середине 18 в. Для него характерны центризм, симметрия в композиционном построении, замедленный ритм линий, гармония ярких, но сложных цветов. Утонченная декоративность, смелость живописного решения, фантастичность, сказочность пейзажей выделяли работы палехских мастеров из массы провинциальных икон. Использование техники декорирования золотом: роспись «чернение по золоту», роспись твореным золотом «в перо» и «в щетинку», покрытие сусальным листовым золотом на полимент, использование прямой перспективы, декорирование позема травами.

Усекновение главы Иоанна Предтечи. Клеймо иконы. Палех. середина 19 века.
Усекновение главы Иоанна Предтечи. Клеймо иконы. Палех. середина 19 века.

Иконы насыщены деталями, любая мелочь прописана с невероятной тщательностью. Композиционной перегруженности удавалось избегать благодаря тому, что каждый элемент имел свое взаимодействие с фоном, больше или меньше погружаясь в него, передавая ощущение «ближе - дальше». Фон, даже золотой, на палехских иконах не исполнял роль плоского задника, а создавал впечатление световоздушной среды.

Владение рисунком у многих мастеров было на высоком профессиональном уровне. Линии то кажутся насыщенными, упругими, то совсем исчезают, тая в светлом пространстве фона. Нередки импровизации, когда линии идут не по графье. Палешане легко создавали причудливые формы горок, писали фантастические травы и деревья, шпили и башенки. Также свободно, верными ударами кисти они наносили детали орнамента. Особенностями палехской иконы являются сложные архитектурные декорации с притененными белильными узорами, представленные то в ракурсе, то фронтально, высоко поднимающиеся плавными уступами горки с мягкими изгибами. Плоскостные условно-декоративные формы, популярные у старообрядцев, на палехских иконах встречаются так же часто, как и реалистичные изображения пейзажа и европейской ордерной архитектуры.

Рождество Пресвятой Богородицы. Клеймо иконы. Палех. середина 19 века.
Рождество Пресвятой Богородицы. Клеймо иконы. Палех. середина 19 века.

В традиционных для Палеха ярусных композициях фигуры людей представлены в свободных поворотах. Мастера создавали на иконах не образ торжественного предстояния, а состояние эмоционального переживания чуда. Несмотря на едва обозначенные детали личного письма, эмоции изображенных хорошо прочитываются, что придает иконам определенную внутреннюю свободу, динамику. Нюансы в характеристике персонажей выявлены за счет выразительной пластики фигур.

В нач. 19 в. в палехской иконописи активно формировалась традиция небольшой многоклеймовой иконы с многофигурным средником. Мелочные иконы пользовались большим спросом и предназначались для богатых заказчиков. Это могли быть житийные иконы святых или многоярусная композиция «Воскресение - Сошествие во ад» в среднике, с праздниками в клеймах. Визитной карточкой стали минейные иконы, которые не были подвержены влиянию меняющихся вкусов; в них палешане использовали однообразные композиционные схемы, одни и те же элементы архитектуры, пейзажа, приемы доличного и личного письма.

Рождество Христово.  Клеймо иконы. Палех. середина 19 века.
Рождество Христово. Клеймо иконы. Палех. середина 19 века.

В 30-40-х годах 19 века в технике письма палешан прозрачные плави, придающие подвижность цветовому пятну, заменил плотный красочный слой, утяжеляющий форму. Такая живопись воспринимается эмалевой на первом плане и акварельной в изображении пейзажного фона. Во 2-й трети 19 века все чаще создавались иконы, имитирующие ранние образцы палехской живописи, стилизация в скором времени стала массовым явлением. Для иконописи Палеха 3-й четверти 19 века характерна виртуозная, но жесткая графическая манера с контрастной светотенью, со сложным ритмическим узором и с дробностью цветового решения. Фигуры на палехских иконах приобрели большую стройность. Глубина складок передавалась сильным сгущением цвета, свобода их движения подчеркивалась черными линиями. В тенях присутствовали примеси разных цветов. Пробела стали иметь четкую структуру, определяемую высветлением основного цвета разной концентрацией белил. В поздней палехской иконописи манера письма икон «под старину» изменилась фигуры приобрели нарочитую плоскостность; немногочисленные неглубокие складки обозначались линией несколько темнее основного цвета; золото для моделирования почти не применялось; белила положены едва заметным прозрачным слоем; тени более плотные. Личное выполнялось как в старину по зеленовато-коричневому санкирю мягко сплавленные слои охр со слабой подрумянкой, без резких высветлений и движков. С середины 19 века наряду с иконами «подстаринного» письма значительное количество работ в Палехе создавалось в духе академической живописи. На появление новых тенденций в провинциальной иконописи повлияли росписи Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и храма Христа Спасителя в Москве.

На рубеже 19 и 20 веков все больше работ выполнялось иконописцами Палеха в смешанной технике. Масляными красками писали не только пейзажи, но и личное, что усиливало реалистические тенденции. На личном делалась «отборка» - сетка мелких штрихов, объединяющая все тона масляных красок и скрывающая некоторую грубость рельефных мазков. Т. о. лики приобретали привычную для Палеха мягкость. Палешане осваивали методы работы Пешехоновской мастерской, живописную манеру В. М. Васнецова и М. В. Нестерова, с трудом конкурировали с филигранной «золотопробельной» техникой Мстёры. По мере того, как иконописный промысел в Палехе приходил в упадок из-за невостребованности традиционной палехской иконы, все большее значение приобретала монументальная живопись.

редакция И.Ю. Дрождин