Найти в Дзене
Шахматы Наизнанку

Гримасы шахматного рейтинга, или массовый ералаш

В наши дни принято считать Алтайский край активно развивающимся шахматным регионом. И такому суждению якобы есть множество доказательных фактов. Это и Суперфинал чемпионата России 2024 года среди мужчин и женщин в Барнауле, и массовый детский турнир "Кубок Алтая" в "Титов-Арене", и программа "Шахматы в школе", и шахматный профильный лагерь... Но! Я убежден, что на самом деле все громкие фразы и дифирамбы в прессе о развитии - это обманчивый мед на устах. У меня есть своя собственная концептуальная оценка того, в какой именно точке находятся сегодня шахматы в крае. Попытаюсь аргументированно донести свою позицию в нескольких публикациях на этом канале. Я имею на это полное право, поскольку до 2021 года принимал активнейшее участие в возрождении шахмат на Алтае. В течение 10 лет я был вице-президентом региональной федерации, а затем - председателем Тренерского совета. Но затем у меня возникло внутреннее беспокойство, что мы сбились с правильного пути. Первый мой материал посвящен анализу
Оглавление

В наши дни принято считать Алтайский край активно развивающимся шахматным регионом. И такому суждению якобы есть множество доказательных фактов. Это и Суперфинал чемпионата России 2024 года среди мужчин и женщин в Барнауле, и массовый детский турнир "Кубок Алтая" в "Титов-Арене", и программа "Шахматы в школе", и шахматный профильный лагерь...

Кадр из программы "Ералаш".
Кадр из программы "Ералаш".

У меня иная точка зрения

Но! Я убежден, что на самом деле все громкие фразы и дифирамбы в прессе о развитии - это обманчивый мед на устах. У меня есть своя собственная концептуальная оценка того, в какой именно точке находятся сегодня шахматы в крае. Попытаюсь аргументированно донести свою позицию в нескольких публикациях на этом канале. Я имею на это полное право, поскольку до 2021 года принимал активнейшее участие в возрождении шахмат на Алтае. В течение 10 лет я был вице-президентом региональной федерации, а затем - председателем Тренерского совета. Но затем у меня возникло внутреннее беспокойство, что мы сбились с правильного пути.

Автор материала - Максим Герасимюк
Автор материала - Максим Герасимюк

Зачем и почему

Первый мой материал посвящен анализу рейтинг-листа шахматистов Алтайского края. 1 июля он, как известно, обновился. Поскольку рейтинг-лист это официальный документ, то его нужно читать и изучать внимательнейшим образом. Но прежде, чем приступить, дам несколько кратких объяснений - для чего я это делаю.

Первое. Я убежден в том, что шахматы в Алтайском крае не развиваются, а стараются хотя бы не потерять завоеванных ранее позиций. Колоссальные усилия местной федерации - личные, финансовые, организационные, спонсорские и прочие - тратятся на то, чтобы не скатиться в группу отсталых шахматных регионов. Добиваться результатов здесь, в Сибири, очень тяжело в связи с плохим социально-экономическим положением Алтая, а также из-за тяжелой демографической ситуации. В поисках лучшей участи народ уезжает из края уже целыми районами, в год - по 14-16 тысяч человек. И уезжает в том числе шахматная молодежь. Старшеклассники переходят в ранг студентов, покидают Бийск или Барнаул и, как правило, оставляют шахматы.

Второе. Я не критикую краевую шахматную федерацию. Я понимаю, в какой непростой ситуации находится сегодня президент Артем Анатольевич Поломошнов. На дворе такое время, когда не принято говорить о проблемах. Наложена негласная цензура, вето на инакомыслие. Дискутировать о чем-то или подвергать сомнению стабильность - это сейчас дурной тон. У нас все бурлит, колосится, веселится и стремительно растет. Проблем нет. Иначе как федерации работать с властью и спонсорами? Ну а мне говорить о проблемах никто не запрещал. Правда же?

Третье. Я не оголтелый критик. В каждом материале я буду предлагать комплексные решения наболевшего вопроса. Надеюсь, некоторые рецепты будут полезными для федерации.

Четвертое. Шахматные проблемы Алтая. могу предположить, типичны для большинства регионов страны. Увы, но просто говорить о том, что российские шахматы в кризисе, сегодня не принято. Как только Ян Непомнящий скатился в мировом рейтинге 1 июля на 14-ю .строчку, то об этом заголосили практически все СМИ. "Впервые за всю шахматную историю страны в мировой десятке у нас никого нет!", "Это кошмар!", "Это тяжелое поражение!" "Это позор!" Ну да, в целом, это неприятность с частичкой позора. Только я ничему не удивляюсь, а считаю данный факт закономерным, скажу больше - как бы не стало еще хуже.

Кто там на пьедестале?
Кто там на пьедестале?

А теперь к краевому рейтинг-листу

Рейтинг-лист шахматистов Алтайского края

У какого-либо массового явления или процесса в стадии развития есть множество индикативов-измерителей. В шахматах, как и в любом другом виде спорта, в числе прочего, это количество занимающихся и достижения элиты, на которую равняется подрастающее поколение.

Массовость шахматную пытаются измерить (или подменить?) рейтинг-листом. Дескать, принял хоть раз человек любого возраста участие в официальном турнире - он попадает в рейтинг-лист и, выходит, он занимается шахматами. Так вот, это абсолютное заблуждение. Или попытка навести тень на плетень.

В рейтинг-листе шахматистов Алтайского края в настоящий момент представлено 5074 спортсмена. Это действительно внушительное число. Но если очень внимательно читать рейтинг-лист, то там можно увидеть:

1) шахматистов, которые, увы, покинули уже наш мир. Международный мастер Евгений Иванович Водясов, кандидат в мастера Валерий Филин и ряд других персон - царствие им небесное! Вы можете представить, чтобы в рейтинг-листе теннисистов были покойники?

2) странные люди, которые не понятно, каким образом, были отнесены к Алтайскому краю. Ведь шахматисты достаточно хорошо друг друга знают. Но вот возникает фамилия человека, и ты думаешь - а кто это? Возможно, он проживает в другом регионе, но принял участие на территории Алтайского края, а сама система отнесла его к нашему региону. Какой общий признак у этой категории людей? Вы заходите в его индивидуальную карточку на сайте РШФ и видите, что там есть рейтинг, но нет ссылки ни на один турнир, в котором он принимал участие. А в его карточке на сайте FIDE везде написано Not rated.

Кубок Алтая в манеже АлтГТУ
Кубок Алтая в манеже АлтГТУ

3) неактивные шахматисты. В рейтинг-листе FIDE есть такое понятие как active player. то есть игрок, регулярно принимающий участие в соревнованиях. Некоторые очень известные шахматисты ведь давно не играют, хотя рейтинг имеют очень высокий. Так вот, по моим оценкам, активных игроков в Алтайском крае не более тысячи. А если не учитывать еще и детей, то в пределах 250-300 человек.

Когда-то давно я играл в футбол, и даже становился бронзовым призером во взрослом чемпионате города. Наверное, меня тогда тоже записали в число персоналий, которые регулярно занимаются футболом. Ну так уж устроена спортивная бюрократическая статистика. А мы с командой после каждого матча шли пить пиво.

Элита почти не играет

Теперь поговорим о топовых шахматистах Алтайского края. Рассмотрим в разрезе каждой дисциплины как среди мужчин, так и среди женщин. Для объективной оценки ситуации возьмем рейтинг РШФ. Все-таки кто-то давно оставил классику, играет только в быстрые форматы и только в России.

Мужчины. Классика. Рейтинг РШФ

Первая десятка.
Первая десятка.

Здесь все просто. Сорокин находится на обучении в США, Кардашевский где-то в Европе. Эдик Хатоев - в москве. Гайдым-старший, Дибров, Бочкарев, Дегтерев и Чернов в классику не играют. Из всей десятки - только Панин и Бояринцев.

Мужчины. Рапид. Рейтинг РШФ

топ-10 по рапиду
топ-10 по рапиду

Картина для формата рапид почти не изменилась. Шершнев находится гле-то на Черноморском побережье, Крючков - в Европе. Гайдым-младший учится в Питере. Из активных игроков - Панин, Юсупходжаев, Бояринцев и Марчук. Они действительно имеют самое прямое отношение к краю.

Мужчины. Блиц. Рейтинг РШФ

Топ-10 в блице.
Топ-10 в блице.

В молниеносном формате из реально играющих в первой десятке - Бояринцев, Пастухов, Марчук и Слизунков.

Таким образом в мужской части рейтинговой сетки я делаю вывод, что вся шахматная элита Алтайского края сформировалась еще в конце 2010-х годов, а то и раньше. И где тогда у нас бурный рост?

Женщины. Классика. Рейтинг РШФ

Топ-10 шахматисток по к
Топ-10 шахматисток по к

Сразу скажу, что у шахматисток ситуация выглядит несколько лучше. В классике активно играют сейчас Лоскутова, Борисова и Ануфриенко. Где-то рядом с первой десяткой находятся Хегай и Верещагина. Еще на подходе несколько сильных шахматисток из Бийска.

Женщины. Рапид. Рейтинг РШФ

Топ-10 рейтинга по быстрым шахматам
Топ-10 рейтинга по быстрым шахматам

В быстром формате ситуация еще чуть лучше. Хотя бы пять из 10 играют регулярно - Лоскутова, Борисова, Цепенникова, Хегай, Кашперова.

Женщины. Блиц. Рейтинг РШФ

Топ-10 рейтинга по блицу.
Топ-10 рейтинга по блицу.

И вновь - Лоскутова, Цепенникова, Ануфриенко и Кашперова. И, увы, я не знаю и не понимаю, кто такая Нина Михайловна Бильдеева (при всем уважении к этой спортсменке!). Может быть, она из Республики Алтай?

Общий вывод в женских шахматах я делаю точно такой же, как и в мужских: основные рейтинговые показатели элиты сформировались еще в 2017-2018 годы. А Надежда Николаевна Зыкина вообще перестала играть на постоянной основе лет 20 назад. Но почти везде в рейтингах она осталась на первой строчке. Так где рост?

Что я предлагаю сделать

Что можно сказать, чтобы не выглядеть голословным. Первое - я уверен в том, что точно такая же картина с рейтингами сегодня наблюдается в подавляющем большинстве российских регионов. Шахматы в России едут на старом багаже. Да что там говорить! Возьмите общий мужской рейтинг-лист РШФ и вы увидите, что из первой десятки уже не играют в классику или почти не играют Свидлер, Андрейкин, Морозевич и Малахов. Так что общие тенденции и выводы налицо.

Но поскольку я сам взял на вооружение тезис "критикуя - предлагай!", то попробую дать мои рекомендации. Надеюсь, что они будут услышаны

1. Рейтинг-лист Алтайского края формируется на основе данных рейтинг-листа РШФ, но отвечают за его наполнение в большей степени администраторы в регионах. Надо наводить порядок в рейтингах, надо их тщательно прочищать. Человек 20 лет живет в Москве и даже прописался там, а мы его все еще относим к Алтайскому краю. Про усопших я даже и не говорю.

2. Так же, как и в мировой практике, в российской надо вводить понятие "активного игрока". Тогда картинка с шахматной массовостью будет реалистичной, а не дутой за счет багажа девяностых и нулевых годов. Но вряд ли РШФ отважится это сделать. А почему тогда это должны делать региональные федерации? Наверное, чтобы не обманывать себя.

3. Если высокорейтинговый шахматист из первой десятки все еще проживает в регионе, то надо с ним работать. Надо уговаривать его принимать участие в турнирах, надо его как-то мотивировать. А сами турниры по той же классике делать более динамичными. Насколько мне известно, в Штатах практикуют 7-9 туровые швейцарки в три дня. С контролем времени "50+10" или "45+15". Классику все равно придется ускорять. Это неизбежно!

4. Для оценки масштабов массовых занятий шахматами в регионе необходимо наконец-то заняться правильным сбором статистики. В каждом регионе есть ДЮСШ, есть общеобразовательные учреждения, есть частные школы. Конечно, все они предоставят немного завышенные показатели ради красивой картинки - так уж устроена наша российская жизнь. Но в любом случае иных данных просто нет и взять их неоткуда.

5. Возможно, один из вариантов решений заключается в том, что все хотя бы взрослые шахматисты, достигшие совершеннолетия, должны стать членами федерации РШФ через региональные федерации. И только такой статус может дать им право принимать участие в официальных соревнованиях под флагом РШФ. А хочешь играть только в региональных - пожалуйста, стань членом федерации шахмат Алтайского края. Тогда тебя и судьи обслужат, и рейтинг посчитают, и призы выделят. Но это предложение требует тщательного обсуждения.

В следующем материале мы поговорим о таком критерии как "разряд и звание". Там тоже проблем накопилось - немеряно.

Автор - Максим Герасимюк, кандидат в мастера СССР по шахматам. Подписывайтесь на мой канал "Шахматы наизнанку". Здесь я делюсь интересными аналитическими наработками, своим тренерским опытом и просто размышляю о том, что ждет шахматы в ближайшем будущем.