Найти в Дзене

Мастер-класс. Натюрморт по представлению, в технике Алла Прима в сухом листе бумаги.

Данный мастер-класс проводился в художественной мастерской "Ультрамарин" весной 2025 года, на занятиях обучающих технологии акварели, в группе художников и преподавателей художественных школ.

Сергей Галета. Мастер-класс натюрморт по представлению «Мелодии лета». Техника Алла Прима в сухом листе бумаги.
Сергей Галета. Мастер-класс натюрморт по представлению «Мелодии лета». Техника Алла Прима в сухом листе бумаги.

Излагаю действия по порядку:

  1. Был разъяснён поэтапный ход действий, что за чем следует в данном мастер-классе, включая подготовительную работу.
  2. Мастер-класс довольно длительный и сложный, был разделён на несколько частей - по 1 часу в 4х занятиях, следующих по расписанию, итого он занял 1 месяц. Занятия по живописи следовали согласно годовой программе обучения, мастер-класс шёл, как наглядное дополнение к общему курсу обучения. Получилось так, что на каждом занятии в течение месяца по одному часу в занятии, я показывал, продолжал этот мастер-класс.
  3. Все излагаемые в мастер-классе технологии Алла Прима, применялись непосредственно на самих занятиях при написании художниками текущих натюрмортов. То есть знания работали вживую на занятии от демонстрации самого мастер-класса художникам.

Процесс мастер-класса, какие действия предлагалось выполнять художникам следующие задачи, очень кратко:

а) Для группы художников и преподавателей художественных школ на столе были разложены свободно кучкой фрукты. Это сделано в помощь им, для того чтобы не потерять светотени и прямое изображение фруктов. Поставлена задача - составить, скомпоновать внутри себя и написать натюрморт по личному представлению фруктов. То есть в голове создавать образы фруктов, скомпоновать их мысленно, и создать, исполнить при этом из них композицию на листе. То есть спроектировать натюрморт.

Чтобы шибко не ломать голову на столе свободно были положены фрукты. Для тех, кто не может пока без карандашного рисунка вести работу с натюрмортом, было разрешено наносить рисунок на лист. Первичная, основная задача была такова - нанесите лёгкий рисунок кистью с цветной водичкой в лист бумаги на планшет, обтянутый бумагой.

б) Приготовьте своё рабочее место, инструмент, чистую х/б тряпку, для отжима кисти и краски на кисти, смачиваем краски в кюветах за 3-5 минут до живописи, и начинаем писать отдельные фрукты, группируя их между собой.

Этапы начала работы с натюрмортом по представлению, в технике Алла прима в сухом листе бумаги - 1.
Этапы начала работы с натюрмортом по представлению, в технике Алла прима в сухом листе бумаги - 1.
Этапы начала работы с натюрмортом по представлению, в технике Алла прима в сухом листе бумаги - 2.
Этапы начала работы с натюрмортом по представлению, в технике Алла прима в сухом листе бумаги - 2.
Этапы начала работы с натюрмортом по представлению, в технике Алла прима в сухом листе бумаги - 3.
Этапы начала работы с натюрмортом по представлению, в технике Алла прима в сухом листе бумаги - 3.
Этапы начала работы с натюрмортом по представлению, в технике Алла прима в сухом листе бумаги - 4.
Этапы начала работы с натюрмортом по представлению, в технике Алла прима в сухом листе бумаги - 4.
Этапы начала работы с натюрмортом по представлению, в технике Алла прима в сухом листе бумаги - 5.
Этапы начала работы с натюрмортом по представлению, в технике Алла прима в сухом листе бумаги - 5.

в) выполните первые мазки по форме фруктов и заливки цветом, где это необходимо.

  • старайтесь добавлять, соединять на кисти сразу два цвета.
  • добавляйте цвета, прямо в уже нанесённые мазки, например, в сливе, винограде, или груше.
  • необходимо научиться сразу вбивать цвет в цвет.
  • необходимо научиться укладывать мягко цвет с рядом нанесённым уже мазком краски. Мягко - это когда один цвет по краю мягко соединяется с другим цветом. В результате мазок с мазком мягко лепит форму и окружающую форму среду.

г) далее в процессе работы ставятся текущие задачи:

  • как можно чаще промывать кисть,
  • работать чистым цветом, соединение цветов стараться выполнять в самом листе, практически, как будто пишем в палитре.
  • укладывать новый цвет мягко, по лекальным формам фруктов, внося в нанесённый цвет новые краски, улучшая форму фруктов.
  • в процессе письма не забывать постоянно поддерживать очень умеренную влажность в той форме фрукта, который пишете.
  • учиться смачивать цвет цветом, или дополнительным лёгким увлажнением самой формы фрукта, там, где он высох - это необходимо вам для мягкого соединения цветов в ваших мазках, которые вы накладываете друг на друга, или друг в друга.

Общие рекомендации в помощь и содействие:

  • после работы с одним цветом, старайтесь промывать кисть.
  • убирайте лишнюю воду с кисти в х/б тряпочку, и набирайте новый цвет, два цвета в кисть, укладывайте новый цвет мягко в участки на всё более проявляющиеся формы фруктов.
  • не одним цветом, а различными цветами лепите формы фруктов, при этом грамотно решайте тонально весь натюрморт в целом.
  • не стойте на месте, а всё время гуляйте в листе, в придумываемой, сочиняемой вами композиции вашего натюрморта. Стоять и писать в одном участке листа, это весьма опасно, так как может усложнить вашу работу тем, что получится в одном месте густо, а в другом пусто, и не только! Можно потерять общих дух, общий замес. Повар ведь не делает замес для одного пирожка, а готовит тесто для 50 штук сразу - это и есть Алла прима, писать сразу.
  • пишем поочерёдно обобщающие фоны стола, можно писать просто декоративную листву или цветное поле, что я и показал в данном натюрморте, оставляя светлые места для повышения контраста.
  • по необходимости высохшие цветные изображения предметов, уже написанные вами, можно мягкой беличьей кистью, или козой, заново смочить водой и, поднять нижний слой краски, как вам надо, чтобы внести новые цветовые вкрапления в любые предметы на натюрморте, улучшая цветовое и тональное состояние предметов в натюрморте.

Следующая стадия работы в натюрморте по представлению

  • завершающая стадия работы, доработка качественного светотеневого состояния объёмных форм фруктов.
  • в натюрморте необходимо выполнить проработку деталей на предметах, фруктах, усилить глубину теней, там, где это нужно, увеличить или уменьшить цветовой контраст на определённых участках натюрморта.

Выполняется завершающая доработка, деталировка мягкими кистями, как любой технике акварели, как в технике по сырому листу, как в технике лессировки поверхностными лессированными наложениями слоёв акварелью, везде, всегда в доработке форм предлагается это делать, для улучшения качества изображения, законченности, цельности:

  • доработать лекальные кривые линии форм и фруктов;
  • углубить тени, сделать их более цветными, разнообразными, со светотенью и глубиной, достигая предельности по насыщенности цвета;
  • убрать "фонарики", слишком выпирающие по ярости пятна, чтобы картина была цельной, гармоничной, и при этом иметь свои акценты.
  • доработать до качественного светотеневого состояния объёмные формы.

Предлагаю рассмотреть фрагменты.

Во фрагментах хорошо видны изменения и различия в изображениях в ходе работы, в проработке форм фруктов, в письме деталей в натюрморте, в процессе всего мастер-класса.

Фрагмент - 1, натюрморт по представлению «Мелодии лета», в технике Алла прима в сухом листе бумаги.
Фрагмент - 1, натюрморт по представлению «Мелодии лета», в технике Алла прима в сухом листе бумаги.
Фрагмент - 2, натюрморт по представлению «Мелодии лета», в технике Алла прима в сухом листе бумаги.
Фрагмент - 2, натюрморт по представлению «Мелодии лета», в технике Алла прима в сухом листе бумаги.
Фрагмент - 3, натюрморт по представлению «Мелодии лета», в технике Алла прима в сухом листе бумаги.
Фрагмент - 3, натюрморт по представлению «Мелодии лета», в технике Алла прима в сухом листе бумаги.

Во фрагментах хорошо видны изменения, проработка форм фруктов, лепка их деталей в натюрморте.

Друзья, позволю себе напомнить и вспомнить предыдущий мастер-класс натюрморт "Букет по представлению", в технике Ала прима по сырому листу бумаги, на обтянутом бумагой планшете? Правила везде схожи, разница только в другой работе с водой и подходы с водой, краской иные, а так правил, они и в Африке правила:

Первое – вначале вы представляете себе, то, что вы хотите написать, нарисовать в листе бумаги мысленно, повторяю мысленно, собрав при этом интересующий вас аналогичный художественный материал - фрукты. В том числе и фактический материал - фото прилагается.

Второе – вы делаете набросок карандашом композиции на бумаге в размере в 10 раз меньше, чем то, что вы хотите написать в листе бумаги, в планшете, то есть в масштабе 1/10, пропорционально планшету.

Третье – вы выполняете подготовку всего рабочего учебно-творческого процесса по двум направлениям:

  1. Подготовка по техническому направлению;
  • Обтянуть планшет, хорошей бумагой 300 гр., той бумагой, которую вы знаете хорошо по её техническим свойствами возможностям;
  • Выполнить набросок темы, зарисовка кистью типа плана работы, типа схемы в черновике, маленький этюд на отдельном листе бумаги;
  • Набор красок и кистей - в последовательности начиная от большой кисти, и до маленькой. И спектр красок от 24 цветов до 48;
  • Подготовить развести заранее несколько цветов-красок – в глубоких кюветах, баночках или на палитре одной густоты (как сливки);
  1. Подготовка по духовному направлению, что это означает – необходимо привести свои чувства, эмоции в гармоничное состояние, а не произвольно от "Балды" рисовать и писать, "как хочет этого наше эго", а потому:
  • Успокоиться и представить мысленно натюрморт с фруктами в листе, в планшете, каким он будет по вашему мнению, то есть мысленно спроектировать свой натюрморт – это почти, как писать с натуры, только всё идёт из представлений и знаний в вашей памяти, из вашего зрительного опыта;

В принципе, примерно, так, друзья. Конечно же всё нужно показывать, лучше смотреть вживую мастер-класс, даже видео не особенно даёт представление о происходящем процессе живописи. Здесь схема перед вами, отработанная годами.

Данный натюрморт, конечно, это не творческая работа, её можно отнести к учебно-творческой работе, если довести, долепить качественно. То, что показываю, и что буду вам показывать периодически - это упражнения, от простых до сложных, как сегодняшний натюрморт «Мелодии лета». Всё, показанное, это упражнения, выполненные в медленном темпе для показа и обучения. Данные выполненные упражнения можно улучшить до очень хорошего состояния, чтобы её можно было бы кому-нибудь подарить, и, оно может быть даже приобретено у вас в чью-то частную коллекцию.

Вот так ведём курс обучения акварели, друзья, онлайн! Подписывайтесь на мой канал "АКВАРИС", ставьте лайки, пишите комментарии, буду рад встрече с вами.

Ещё мои страницы в соцсетях здесь, можете, если, пожелаете, подписываться и на них, в том числе:

Заходите в гости:

https://vk.com/zimun

https://vk.com/akvarus_galeta

https://dzen.ru/id/5f0ffefc55c45426d7d21bcf