Маргарита Терехова когда-то блистала на экранах — смелая, выразительная, с сильным внутренним стержнем. За каждую роль она боролась, не позволяя себе плыть по течению. Ее карьера была насыщенной: работа с выдающимися режиссерами, культовые роли, народное признание. Но судьба распорядилась иначе — артистку настигла болезнь Альцгеймера.
Сегодня она почти полностью прикована к постели. Мир вокруг стал для нее туманным и чужим. Рядом — не камеры и сцена, а только тишина и забота тех немногих, кто остался рядом. В 2022 году ее сын Александр уехал из России. Никто не знает точно, что подтолкнуло его к этому шагу: страх перед мобилизацией или невозможность находиться рядом с больной матерью, чье состояние день ото дня становилось все тяжелее.
Ранние годы
Маргарита Терехова появилась на свет 25 августа 1942 года в городе Туринске Свердловской области, в семье актеров передвижного театра. Однако детство ее не было безоблачным — брак родителей вскоре распался, и отца, ушедшего на фронт Великой Отечественной войны, она практически не знала. Долгое время они не поддерживали связь.
После окончания войны мать вместе с маленькой Маргаритой переехала в Ташкент — к своей сестре. В новой обстановке девочка быстро проявила себя: она одинаково успешно справлялась и с учебой, и со спортом. В школьные годы Маргарита стала капитаном юношеской сборной Узбекской ССР по баскетболу, а в выпускном классе получила золотую медаль за отличную учебу.
Сначала ее путь казался далеким от искусства — девушка поступила на физико-математический факультет Ташкентского государственного университета имени Ленина. Однако довольно скоро поняла, что это направление ей чуждо. Маргарита уехала в Москву, решив посвятить себя сцене. Попытки поступить в театральные вузы столицы оказались безуспешными — ни одно из учебных заведений не приняло ее по итогам вступительных экзаменов.
Но судьба сделала поворот: в это время режиссер Юрий Завадский объявил дополнительный набор в свою студию при Театре имени Моссовета. Терехова воспользовалась шансом — и была зачислена. Именно так началась ее дорога в большое искусство.
Звезда советского кино
После окончания студии при Театре имени Моссовета в 1964 году Маргарита Терехова сразу же была принята в труппу театра. На его сцене она провела почти два десятилетия, сыграв десятки ярких ролей, которые запомнились зрителям своей глубиной и эмоциональной силой. Среди ее самых известных театральных работ — Соня Мармеладова в постановке «Преступление и наказание», Елизавета в «Царской охоте», Мари в спектакле «Глазами клоуна» и многие другие.
В 1983 году Терехова ушла из Театра Моссовета, но сцену не покинула. В течение трех лет она выступала в музыкально-театральном коллективе «Балаганчик», созданном совместно с Игорем Тальковым. Этот творческий союз стал уникальным экспериментом, объединившим музыку, драму и авторскую подачу.
Кино пришло в жизнь актрисы в 1965 году — именно тогда она дебютировала в фильме «Здравствуй, это я!». Ее первыми партнерами по съемочной площадке стали Ролан Быков и Армен Джигарханян. Фильм получил не только признание у советских зрителей, но и международную оценку — лента была представлена на Каннском кинофестивале, что стало ярким началом ее кинематографической карьеры.
После дебюта на экране новые предложения не заставили себя ждать. Терехова стремительно вошла в число востребованных актрис, появившись в ярких кинодрамах — «Бегущая по волнам», «Белорусский вокзал» и, пожалуй, самой значимой картине в ее карьере — «Зеркало» Андрея Тарковского.
Работу с Тарковским Маргарита Терехова считала не просто этапом, а настоящим даром судьбы. Она вспоминала, что режиссер был гением, редким художником, способным не просто искать, но и находить новые формы в киноискусстве. Каждый его фильм, по ее словам, был непохож на предыдущий — настолько глубокими и самобытными были его творческие идеи. С Тарковским Терехова работала не только в «Зеркале», но и в спектакле «Гамлет», что укрепило их творческую связь.
Зрители также запомнили ее в дуэте с Михаилом Боярским. Их первое сотрудничество состоялось в ленте «Собака на сене», а позже они вновь встретились на съемках культового фильма «Д’Артаньян и три мушкетера», где Терехова исполнила роль Миледи. Этот образ в одночасье закрепил за ней статус кинозвезды всесоюзного масштаба.
В 1990-е годы актриса стала появляться на экране все реже. Ее внимание все больше переключалось на театр и режиссуру. Маргарита взялась за амбициозный проект — экранизацию чеховской «Чайки». Премьера состоялась в 2005 году. Она не только сама поставила фильм, но и исполнила в нем роль Аркадиной. Картина стала семейной работой: на экране вместе с ней появились ее дети — Анна Терехова и Александр Терехов.
Личная жизнь
Личная жизнь Маргариты Тереховой была насыщенной, но неустроенной. Свободолюбивая, дерзкая, честная до резкости — она не умела подстраиваться и идти на компромиссы, будь то на съемочной площадке или в отношениях. Коллеги не раз отмечали: именно ее непростой характер нередко становился причиной конфликтов с режиссерами и съемочными группами. Эти же черты, возможно, мешали и в личной жизни — ни один ее роман не продлился по-настоящему долго.
Первый официальный брак актрисы состоялся в 1964 году — ее избранником стал актер Вячеслав Бутенко. Но уже спустя три года, в 1967-м, союз распался.
Тем же летом Терехова снова вышла замуж — на этот раз за болгарского актера Савву Хашимова, с которым они вместе снимались в фильме «Бегущая по волнам». В этом браке у Маргариты родилась дочь Анна. Однако семейная идиллия продлилась недолго. Разногласия оказались непримиримыми: Хашимов не хотел жить в Москве, а Терехова не представляла себя вдали от России. В итоге они расстались, не прожив и двух лет вместе.
Позже у актрисы был роман с режиссером Георгием Гавриловым, который был младше ее на восемнадцать лет. Этот союз тоже оказался непрочным — отношения не выдержали испытаний бытом и разницей в возрасте.
В 1981 году в жизни Тереховой появился сын — Александр. Его отцом был таджикский предприниматель и политик Сайфиддин Тураев. Но эта история также не имела счастливого продолжения: на момент романа Тураев был женат и свою причастность к ребенку официально не признал. Так Маргарита вновь осталась одна — на этот раз с сыном на руках, продолжая нести свой путь без опоры, но с неизменным достоинством.
По мнению многих, Маргарита Терехова была женщиной, которую трудно было представить в роли жены. Народный артист СССР Олег Янковский, снимавшийся с ней в одном из фильмов, однажды сказал:
«Терехова не может быть женой. Только другом или любовницей».
Эти слова точно отражали ее суть — независимую, страстную, свободную. Ее первые два брака действительно были недолговечными, а отношения с болгарским актером Саввой Хашимовым и вовсе оказались скорее случайностью, чем осознанным выбором, — об этом вспоминал режиссер Андрей Житинкин.
Несмотря на сложную личную судьбу, у Маргариты остались дети, которые унаследовали творческий дар матери. Дочь Анна Терехова выбрала актерскую профессию и стала заслуженной артисткой России. В 1987 году у нее родился сын Михаил — внук Маргариты, который стал продолжением династии.
Сын Александр Терехов тоже пошел по стопам семьи, окончив ГИТИС по специальности «режиссура». Он связал свою жизнь с певицей Татьяной Найник, бывшей солисткой группы «ВИА Гра». В 2015 году у пары родилась дочь Вера — еще одна представительница артистической фамилии, впитавшая в себя гены сильных и творческих людей.
Сбежал от болезни или долгов?
В начале 2000-х Маргарите Тереховой, которой тогда было чуть за шестьдесят, был поставлен страшный диагноз — болезнь Альцгеймера. С годами состояние актрисы стремительно ухудшалось. Сегодня ей 83 года, и она полностью прикована к постели. Терехова почти не разговаривает, не узнает родных и живет в собственном, далеком от реальности мире.
На протяжении долгого времени уход за ней лежал на плечах ее детей — Анны и Александра. В 2019 году семья обратилась к общественности за помощью: лечение требовало значительных финансовых затрат — дорогостоящие препараты, постоянный медицинский контроль, уход 24/7. Средств на полноценную заботу не хватало.
Но в 2022 году произошел резкий и болезненный поворот: Александр покинул Россию, оставив не только больную мать, но и свою супругу с дочерью. В обществе возникли вопросы — что заставило его уехать? Желание уйти от моральной ответственности? Или банальное бегство от проблем?
Вскоре вскрылись и другие обстоятельства: в конце 2021 года один из банков подал в суд иск против Александра, требуя взыскать долг и выставить его квартиру на продажу для погашения задолженности. Так личная трагедия актрисы переплелась с финансовыми трудностями ее сына, оставляя больше вопросов, чем ответов.
Из документов Мосгорсуда стало известно: в 2015 году Александр Терехов и его супруга, певица Татьяна Найник, оформили заем в «ФорБанке» на сумму 800 тысяч рублей под 17,5% годовых. Срок возврата кредита истекал в июле 2020 года, а в качестве залога супруги предоставили квартиру. Однако справиться с финансовыми обязательствами им не удалось — долг остался невыплаченным.
Несмотря на просрочку, жилье удалось сохранить. Тем не менее, на плечах семьи продолжала висеть задолженность в размере 217 тысяч рублей. Проблемы с деньгами не отпускали пару, и вскоре к ним добавились еще более серьезные испытания.
В феврале 2022 года Александр, по словам близких, публично не поддержал СВО. Вскоре после этого он покинул страну. Его жена, Татьяна Найник, в одном из ток-шоу эмоционально призналась: муж уехал, бросив ее, их маленькую дочь и тяжело больную мать — Маргариту Терехову. Александр не взял с собой семью, а отправился один в Польшу, объяснив это поиском дальних родственников по линии бабушки, коренной польки.
Оказавшись в чужой стране, он пытался устроиться по специальности — найти работу режиссером, но безуспешно. В разговорах с друзьями признавался, что чувствует себя чужим, потерянным и не на своем месте. Несмотря на это, возвращаться в Россию пока не планирует.
На одном из телевизионных ток-шоу Татьяна Найник рассказала, что сначала Александр Терехов выплачивал алименты на их общую дочь, но вскоре перестал это делать. Финансовые трудности снова стали неотъемлемой частью ее жизни.
Забота о больной Маргарите Тереховой в это время легла на плечи ее дочери Анны и общественности. Часть расходов на уход и лечение покрывается за счет пожертвований, другую часть взял на себя Театр имени Моссовета, где Терехова проработала многие годы и заслужила уважение коллег и зрителей.
Анна Терехова в интервью пыталась защитить брата от обвинений в безразличии, утверждая, что он не бросал мать и по-прежнему ее любит. По ее словам, отъезд Александра был временной мерой, а не отказом от ответственности.
Тем временем друзья семьи вспоминали, что Александр никогда не проявлял большого желания работать. Часто он жил за счет матери, а его бездействие оправдывалось творческими поисками и попытками найти вдохновение для будущих режиссерских проектов.
Ходили также слухи, что причиной его отъезда могла быть попытка избежать мобилизации. Однако однозначного ответа на вопрос, вернется ли он к больной, но еще живой матери, так никто и не дал.
💖 Мы стараемся делать этот канал уютным уголком для всех, кто любит мир звёзд. Если вам нравится, что мы делаем, поддержите нас — это вдохновляет нас на новые истории!