- 1. Леся, как вы пришли в книжную иллюстрацию? Это планомерный, осознанный путь от художественной школы в детстве или случайное хобби, ставшее профессией?
- 2. Какими были ваши первые книжные воспоминания? Сказки, стихи, картинки — что-то из детства?
- 3. Как вы строите работу, впервые получая текст? Знакомитесь только с ТЗ или читаете рукопись полностью, как погружаетесь в атмосферу истории, «подключаетесь» к героям?
Беседа Зульфии Абишовой книжного блогера и ведущей телеграм-канала «Дети в книгах» с художником-иллюстратором издательства Лесей Улановой:
1. Леся, как вы пришли в книжную иллюстрацию? Это планомерный, осознанный путь от художественной школы в детстве или случайное хобби, ставшее профессией?
Я закончила художественную школу в далеком 1996 году, а потом больше двадцати лет не рисовала. Работала в офисе, жила обычной жизнью. Вернулась к рисованию во втором декрете — в то время стали популярны творческие марафоны. Я проходила все подряд, рисовала любыми материалами, что попадались под руку. Постепенно стала ходить и на офлайн мастер-классы, курсы — подтягивала анатомию, изучала дизайн персонажей и др.
На самом деле, еще до художественной школы, в детстве, я постоянно рисовала. Ходила на разные кружки, и одна из первых моих «профессий» — иллюстратор: одни из первых заработанных денег (100 рублей!) я получила еще в школе, классе в пятом, когда иллюстрировала стихи для внука моей учительницы по географии.
Помню, как мы ходили рисовать в зоопарк, в Ботанический сад, на Каменный остров — это были пленэры из художественной школы. Я их обожала. Наверное, именно поэтому я вернулась к рисованию через скетчинг — зарисовки в музеях, в путешествиях, на улицах. Это стало настоящей отдушиной.
2. Какими были ваши первые книжные воспоминания? Сказки, стихи, картинки — что-то из детства?
С детства у меня осталась большая коллекция книг — от родителей, бабушек-дедушек. С особенной нежностью вспоминаю «Карандаша и Самоделкина», «Приключения муравья Ферды», «Пиноккио». У меня была большая красивая книга, а еще — множество тонких потрепанных детских книжечек. Позже я купила для своих детей новое, большое издание с иллюстрациями Сутеева — чтобы нам всем было приятно их читать и рассматривать любимые мной с детства картинки.
3. Как вы строите работу, впервые получая текст? Знакомитесь только с ТЗ или читаете рукопись полностью, как погружаетесь в атмосферу истории, «подключаетесь» к героям?
Когда получаю текст, сначала читаю его внимательно, отмечаю ключевые моменты. По ходу чтения уже вижу в голове картинки. Открываю отдельный рабочий скетчбук, делаю зарисовки, записываю идеи, придумываю композиции.
Смотрю, как распределить иллюстрации по книге, чтобы они равномерно сопровождали сюжет, а не скапливались только в начале. При работе с комиксами изучала вначале, как работают раскладки, как устроены фреймы, как лучше передать ритм — всё это важно. В итоге создается целый визуальный мир.
4. Расскажите о художественных техниках, в которых вы работаете, как вы к ним пришли?
Когда я впервые получила текст для иллюстрирования от издательства, я начала с самого важного — прочитала его целиком. Мне очень важно почувствовать отклик. Так случилось с первой книгой, которую я иллюстрировала... . Это была история мальчика, который рисует маркерами. И в этот момент я поняла — это мое. Спиртовые маркеры, коричневый линер — мои любимые материалы.
Всё сложилось.
Самое удивительное — в моем скетчбуке уже были летние зарисовки с дачи, которые идеально подходили под атмосферу книги. Я просто открыла скетчбук в феврале и увидела, что многое уже готово. Создавать атмосферу было невероятно легко — словно случилось волшебство.
Одной из следующих стала книга «Дурында» — подростковая история, с которой я тоже сразу почувствовала связь. Издательство хотело видеть анимешную стилистику, и мне было интересно попробовать этот визуальный язык.
Сама история очень динамичная, почти всё происходит в течение одного дня, действие расписано по часам. Иллюстрации сами просились в формате динамичного комикса: со звуками, движением, фреймами.
Я решила снова использовать спиртовые маркеры — иллюстрации для книги в этой технике почти не встречала, и мне показалось это оригинальной идеей. Начиная с обложки, я хотела сразу привлечь внимание школьников, сделать визуальный язык книги ярким, живым, динамичным.
5. Как художнику найти свой стиль, неповторимый взгляд и «голос»? Как это получилось у вас?
Мне долго казалось, что у меня нет своего стиля. Но окружающие начали говорить, что узнают мои работы. Наверное, моя стилистика — это скетчевые иллюстрации спиртовыми маркерами и линерами с ограниченной цветовой палитрой, высокой детализацией и яркими цветовыми акцентами. Две мои книги уже вышли в этом стиле.
Чтобы найти свой голос, нужно много рисовать, пробовать разные материалы, слушать себя. Очень помогают скетчбуки — у меня есть и путешественнические, и городские, и акварельные, и маркерные. И рано или поздно становится ясно, что тебе ближе всего.
6. Три совета начинающим художникам от вас?
1) Найдите сообщество.
Особенно в начале очень важно иметь группу единомышленников. Это могут быть скетч-клубы, встречи в музеях, мастер-классы, совместные проекты. Например, я участвовала в разных сообществах скетчеров, а сейчас состою в «Земляничном клубе» авторов, иллюстраторов и издательств — там много возможностей, поддержки и вдохновения.
2) Показывайте свои работы.
Даже если кажется, что «не получилось». Главное — не бояться. Если есть кто-то, чья реакция вас тревожит, можно просто скрыть публикацию от него. Не просите комментарии у тех, кто не понимает, как работает творчество. Важно услышать конструктив только от тех, кому вы доверяете как профессионалу.
3) Учитесь у разных.
Не зацикливайтесь на одном преподавателе, чтобы не «зарастать» чужой стилистикой. Сейчас доступно огромное количество курсов, лекций, занятий — офлайн и онлайн, платных и бесплатных. Пробуйте разное, и вы быстрее найдете свой визуальный язык.
7. Работы каких художников — неважно, классиков, современников, отечественных, зарубежных — вас восхищают и вдохновляют?
Меня в своё время очень впечатлил Пикассо — тем, как он ушёл от академического рисунка и создал нечто совершенно новое. Также Сальвадор Дали, особенно его реалистичные миниатюры с потрясающей техникой. Я собираю книги с автографами современных иллюстраторов — в коллекции есть подписи Оксаны Батуриной, Попугаева, Десницкого. Раньше очень вдохновлял Врубель.
8. Есть какие-то книги, истории, которые вы бы мечтали проиллюстрировать?
Я очень хочу проиллюстрировать «Маугли» — моя дочь в детстве была как Маугли: скакала по деревьям, висела на ветках, и я всегда думала, как бы было здорово передать это в книге.
9. Думали когда-нибудь о том, чтобы самостоятельно написать и проиллюстрировать книгу?
Еще одна моя мечта — сделать книгу про Петербург. У меня есть открытки, зарисовки, комиксы, даже пряники с иллюстрациями. Город для меня — герой сам по себе. Очень хочется создать историю, где Петербург был бы полноправным персонажем.
Купить книгу «Дурында» и впечатлиться: WB и OZON
Читайте также по теме интервью с автором книги Ольгой Замятиной.
Подборка постов о книге, авторе и художнике.
Клип-листалка по книге.