Найти в Дзене

Почему в современном мире так сложно решиться на рождение ребенка?

Довольно часто я сталкиваюсь с мучительным конфликтом под названием "Я вроде хочу, но вроде и не готова к детям". Предлагаю разобраться почему этот выбор стал особенно сложным для нас. Современный мир предлагает человеку невиданные ранее свободы, возможности и комфорт, но вместе с тем делает один из самых естественных процессов — продолжение рода — мучительным экзистенциальным выбором. Рождение ребенка перестало быть инстинктивным поступком, превратившись в сложное уравнение, где на одной стороне — биологическое стремление, а на другой — экономическая нестабильность, экзистенциальные страхи и давление социальных норм. Между свободой и ответственностью: почему дети стали «роскошью»? Философ Эрих Фромм писал о страхе свободы: чем больше у человека возможностей, тем тяжелее ему принимать решения, влекущие необратимые последствия. Раньше рождение ребенка было естественным этапом жизни, почти лишенным рефлексии. Сегодня же оно требует осознанного согласия на радикальное изменение идентичнос

Довольно часто я сталкиваюсь с мучительным конфликтом под названием "Я вроде хочу, но вроде и не готова к детям".

Предлагаю разобраться почему этот выбор стал особенно сложным для нас.

Современный мир предлагает человеку невиданные ранее свободы, возможности и комфорт, но вместе с тем делает один из самых естественных процессов — продолжение рода — мучительным экзистенциальным выбором.

Рождение ребенка перестало быть инстинктивным поступком, превратившись в сложное уравнение, где на одной стороне — биологическое стремление, а на другой — экономическая нестабильность, экзистенциальные страхи и давление социальных норм.

Между свободой и ответственностью: почему дети стали «роскошью»?

Философ Эрих Фромм писал о страхе свободы: чем больше у человека возможностей, тем тяжелее ему принимать решения, влекущие необратимые последствия. Раньше рождение ребенка было естественным этапом жизни, почти лишенным рефлексии. Сегодня же оно требует осознанного согласия на радикальное изменение идентичности, образа жизни и системы ценностей.

Исследования показывают, что современные женщины и мужчины откладывают рождение детей не только из-за карьеры, но и из-за страха потерять автономию.

Социологи отмечают феномен «childfree by doubt» — когда люди не отказываются от родительства категорически, но бесконечно откладывают его, опасаясь, что не справятся.

Экономика как главный тормоз инстинкта

Если в традиционных обществах дети были экономическим активом (помощь в хозяйстве, поддержка в старости), то сегодня они превратились в одну из самых дорогих «покупок» в жизни (это очень не верное морально сравнение, но самое понятное, важно понимать, что дети свободные индивиды, которые не продаются). К рождению детей готовятся, копят деньги, готовят условия продолжительное время.

Но дело не только в деньгах. Современная экономика построена на принципах нестабильности: краткосрочные контракты, удаленная работа, отсутствие гарантий.

В такой системе планирование семьи становится рискованным предприятием. Как отмечает экономист Натали Эйхнер, «в мире, где работник должен быть мобильным и гибким, дети воспринимаются как обуза».

Экзистенциальные страхи: зачем рожать в мире неопределенности?

Философы-экзистенциалисты (Сартр, Камю) говорили, что человек обречен на свободу выбора в абсурдном мире. Сегодня эта идея приобретает новое звучание: зачем рожать ребенка в эпоху климатических катастроф, политических кризисов и цифровой зависимости?

Мировые психологи отмечают рост «экотревожности» среди молодых людей: многие отказываются от детей из-за страха перед будущим планеты.Исследование, опубликованное в «The Lancet» (2021), показало, что 40% молодежи в возрасте 16–25 лет сомневаются в целесообразности деторождения из-за изменений климата.

Социальное давление: между осуждением и обесцениванием

С одной стороны, общество продолжает транслировать установку, что «настоящая женщина должна стать матерью».

С другой — материнство все чаще воспринимается как личный выбор, который можно и нужно отложить.

Это создает когнитивный диссонанс: женщина чувствует себя виноватой и за то, что не рожает, и за то, что рожает «не вовремя». Это подкрепляется стигмами со стороны системы здравоохранения.

И, конечно, вопрос обрастает большим количеством страхов, которые буквально парализуют выбор.

Кроме того, в эпоху соцсетей родительство превратилось в перформанс. Идеальные картинки «счастливых мам» создают завышенные ожидания, а реальность с недосыпом, финансовыми трудностями и эмоциональным выгоранием кажется еще более пугающей.

Есть ли "выход"?

Решение завести ребенка всегда будет сложным, потому что оно требует не только ресурсов, но и принятия неопределенности. Возможно, ключ — в изменении отношения к родительству: не как к жертве или долгу, а как к одному из возможных путей самореализации.

Как писал Виктор Франкл, «жизнь не обязана быть идеальной, чтобы иметь смысл». Может быть, и дети не требуют идеальных условий — достаточно любви и готовности принять этот риск.

Но в любом случае, ни эта статья, ни общество, ни возраст оптимального материнства, ни примеры окружающих не должны диктовать необходимость рождения детей, а только личные желание и готовность, которые приходят, когда мы можем посмотреть реально на все факторы и принять нашу личную точку зрения на этот счет.

Буду благодарна вашей активности и приглашаю подписаться, я рассказываю о психологических аспектах понятных языком и стремлюсь дать то, что можно применить в своей жизни.

Присоединяйтесь к моему полезному каналу о психологии в ТГ "Миру нужны живые люди"

Запись на сессию TG/Wa +7 967 130 3586 | инфо обо мне: koroleva-yana.ru