На фото экспонат Белгородского краеведческого музея – деревянный стул, имеющий смешное название. Знаете, как называется этот предмет интерьера?
Нет? тогда читайте дальше.
Такие кресла, выполненные в русском стиле, появились во второй половине XIX века и стали самым известным предметом мебели. Благодаря их популярности, мы теперь можем наблюдать кресла (стулья) в коллекциях почти всех краеведческих музеев страны.
На спинке стула имеется надпись: «Тише едешь – дальше будешь». Стул называют аналогично. Имеется и другое название для подобных предметов мебели – шутовские кресла. Только происходит название не от слова «шут», а от фамилии автора.
Автором идеи кресел стал свободный художник, мастер резьбы по дереву, мебельщик из Петербурга Василий Шутов. Василий Петрович происходил из богатой семьи, но родители разорились, а потому были вынуждены отдать ребёнка на обучение в петербургскую столярную мастерскую, где на первых же порах обнаружились художественные способности ребёнка. Позже Шутов имел собственную столярную мастерскую и был приглашенным преподавателем в училище барона фон Штиглица – Центральное училище технического рисования.
Кресло «Тише едешь – дальше будешь» впервые было представлено Василием Шутовым на Всемирной Мануфактурной выставке 1870 года в Петербурге. После получения бронзовой медали выставки, кресло стремительно начало набирать популярность и очень быстро стало излюбленным предметом интерьера.
Шутовское кресло имелось на даче Антона Павловича Чехова в Ялте (сейчас это Дом-музей А. П. Чехова, известный как «Белая дача»). Такие кресла даже стояли в кабинете Александра III – искреннего ценителя русского стиля.
Далеко не все кресла изготавливал сам автор. Шутов сразу получил около пятидесяти заказов на изготовление, а Департамент торговли и мануфактуры закрепил за ним право единоличного производства таких кресел сроком на десять лет. Остальные предметы мебели были выполнены по эскизам мастера и могли иметь некоторые отличительные особенности. Но были и обязательные характеристики: спинка, подлокотники, рукавицы. Отсюда произошло ещё одно название – «Дуга, топор и рукавицы».
Спинка кресла изготовлялась в форме дуги – одного из элементов конской упряжи – и ремней сбруи. Дуга не всегда входила в конскую аммуницию, так как запряжки лошадей в Российской империи подразделялись на одноконную, пароконную и тройку, а также дуговую и бездуговую. Ямщики обычно пользовались одноконной дуговой запряжкой.
На спинке, по дуге, чеканилась резная надпись – излюбленная ямщицкая прибаутка: «Тише едешь – дальше будешь».
Подлокотники исполнялись в форме топоров, воткнутых в сиденье кресла.
На сиденье имелось композиционное украшение, дополняющее атрибутику ямщицкого и крестьянского быта, – на кресле «лежали» резные рукавицы, словно забытые кем-то невзначай.
Декорированы резьбой с геометрическим рисунком были также передние ножки кресла, а вот задние ножки имели разные формы.
Автор сохранил и переосмыслил народные традиции, так как в элементах крестьянского интерьера часто встречались предметы, которые одновременно были эстетичны и функциональны.
В современных музеях можно увидеть различные «модификации» в дизайне кресел от всевозможных форм сидений, резных рушников на сиденьях, музыкальных инструментов в качестве спинки, иных надписей на дуге: («Поспешишь – людей насмешишь», «Написано пером – не вырубишь топором») и тому подобное.
Василий Шутов оставил богатое наследие для коллекций наших музеев. Но самое интересное другое. Шутовские кресла пользуются популярностью и в наши дни. Даже в настоящее время можно приобрести антикварную вещь прежних времён или предмет мебели, выполненный современными мастерами.
Хотели бы иметь подобный стул? На мой взгляд жестковат, но выглядит отменно для украшения интерьера в традиционном русском стиле
По материалам Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства.