Найти в Дзене

Нюансы постройки модели Осебергского корабля из готового набора.

Уважаемые подписчики и гости канала, я вновь приветствую вас на канале «Моделизм без границ»! В данной статье, после довольно продолжительного перерыва, связанного с переносом активности в область дачных работ, а также с решением вопросов по смене места работы, я вновь возвращаюсь к постройке деревянной модели Осебергского корабля М1:40. Постройка велась всё это время, но довольно медленно, так как основного ресурса (времени) катастрофически не хватало. В процессе постройки периодически возникали некоторые проблемы, связанные с материалом шпангоутов и обшивки, которые приходилось решать, включая инженерную смекалку и творческий подход. Скажу прямо, как оказалось не всем советам, изложенным в инструкции по сборке, стоит верить безоговорочно. Были подозрения что это так, я проверил и убедился в этом на собственном опыте. И как результат, некоторые косяки пришлось исправлять с большим трудом. Также могу добавить, что не все детали подходят без утомительной подгонки. Обточка сухариками, на

Уважаемые подписчики и гости канала, я вновь приветствую вас на канале «Моделизм без границ»!

В данной статье, после довольно продолжительного перерыва, связанного с переносом активности в область дачных работ, а также с решением вопросов по смене места работы, я вновь возвращаюсь к постройке деревянной модели Осебергского корабля М1:40.

Постройка велась всё это время, но довольно медленно, так как основного ресурса (времени) катастрофически не хватало.

В процессе постройки периодически возникали некоторые проблемы, связанные с материалом шпангоутов и обшивки, которые приходилось решать, включая инженерную смекалку и творческий подход. Скажу прямо, как оказалось не всем советам, изложенным в инструкции по сборке, стоит верить безоговорочно. Были подозрения что это так, я проверил и убедился в этом на собственном опыте. И как результат, некоторые косяки пришлось исправлять с большим трудом. Также могу добавить, что не все детали подходят без утомительной подгонки. Обточка сухариками, надфилями и шлифовка нулёвочкой… Но есть некоторые детали, например такие как декор носовой и кормовой части, которые подогнать было сложнее всего, так как радиус кривизны изгиба декора не совпал с радиусом кривизны киля в носовой и кормовой частях. При попытке подогнать размеры деталей с декором возникла проблема ухода рисунка, имитирующего резьбу, в несимметричное положение, а это смотрится ужасно нелепо. Как результат, многочасовые танцы с бубнами, попытки обработать киль до нужного положения, что привело только к частичному решению проблемы. Почитав внимательно инструкцию, скрепя сердце, я решился на опасный эксперимент, в течении одной минуты распарил фанерные пластинки декора в горячей воде. Детали стали более гибкие, это факт. Но после нанесения клея на них и при попытке установить на проектные места, детали тут же «вспучились», началось расслаивание фанеры, из которой они изготовлены. Не могу сказать, что я не опасался такого развития событий, работа с обшивкой драккара меня уже научила тому, что фанера подобных ошибок не прощает. Но если при работе с обшивкой я нашёл способ установки фанерных досок с изгибом практически винтом на 90 градусов без их распаривания и растрескивания, то тут мои навыки не подходили.

Длинномерные детали я приклеивал постепенно, сначала один конец, потом середину, не снимая прищепок с уже приклеенного конца. Затем переходил к противоположному концу. Деталь предварительно тоже обтачивалась и подгонялась. После обточки я испытывал на изгиб доски обшивки. Если появлялись расслоения, загонял в щели расслоений ПВА и ставил под пресс на 4-5 часов. Когда деталь была подготовлена, приклеивал, как указано выше. Это прекрасно сработало. Корпус я набрал вполне неплохо.

Приклеивание досок обшивки корабля "насухую".
Приклеивание досок обшивки корабля "насухую".
Нос корабля, вклеивание досок обшивки в килевую рамку "насухую". Не идеально..., но с другой стороны это и не должно выглядеть как изделие промышленной судоверфи...
Нос корабля, вклеивание досок обшивки в килевую рамку "насухую". Не идеально..., но с другой стороны это и не должно выглядеть как изделие промышленной судоверфи...

В случае с декором так не получилось. Распарив детали, приклеить их тоже не вышло. Пришлось их высушить, а потом склеивать ПВА и выдерживать под прессом. После исправления деталей остались видны небольшие поперечные трещины на рисунке. Я затирал их с помощью шпатлёвки с цветом под красное дерево. Потом в два слоя покрыл их лаком с морилкой цвета «красное дерево». Всё бы ничего, только вот точно приклеить так как должно быть всё же не получилось. Детали легли по внутренней грани на расстоянии 1,5-2,0 мм до нужного положения. Пришлось на этом результате остановиться. В глаза не бросается. Это заметит только профи моделист-кораблестроитель.

Корма украшенная имитацией резного декора, перо рулевого весла с румпелем.
Корма украшенная имитацией резного декора, перо рулевого весла с румпелем.
Нос корабля с имитацией резного декора.
Нос корабля с имитацией резного декора.

Короче говоря, без проблем не получилось. И я пришёл к выводу, что не всему, что написано в инструкции можно однозначно доверять. Кстати, в инструкции есть и другие ошибки. Например, попадаются разные детали с одинаковыми номерами, но тут как раз разобраться несложно, что к чему… И маркировка комплекта «12+» с моей точки зрения может иметь место быть только при условии наличия рядом опытного наставника по постройке.

Вот, например, ещё один совет, который для меня оказался сложен в исполнении. В инструкции дан совет после склейки килевой рамки и установки шпангоутов приклеить палубу для исключения изгиба корпуса корабля при приклейке клинкерной обшивки. Мне пришлось отказаться от данной затеи, так как распаривать детали обшивки я не стал по указанным причинам, а для установки сухих деталей требовалось место для зажимов и прищепок на приклеиваемые детали в большом количестве, а палуба при этом сильно мешала бы.

Что бы корпус не повело, я из 2-х досок, 2-х болтов и 2-х резиновых втулок изготовил несложный стапель. При приклеивании обшивки концы килевой рамки зажимал в стапель, сам корабль устанавливал при этом килем вверх для удобства работы.

Самодельный стапель для сборки корпуса корабля.
Самодельный стапель для сборки корпуса корабля.
Приклеивание досок обшивки.
Приклеивание досок обшивки.
Приклеивание досок обшивки на стапеле. Корпус корабля перевёрнут для удобства работы.
Приклеивание досок обшивки на стапеле. Корпус корабля перевёрнут для удобства работы.

Дерево и фанера материал капризный, восприимчивый к условиям работы с ним, степени влажности и нагрузкам. Это я к тому, что у ПВХ, пластика и смолы несомненно есть свои преимущества, но и свою нюансы тоже… Для разнообразия в моделизме нелишним будет пробовать разные материалы. Начинаешь лучше понимать свойства различных материалов, понимать, как он работает и живёт.

Постройка Осебергского корабля продолжается. О ходе работы поделюсь в своей следующей статье.

На сегодня у меня всё. Оставляйте отзывы, делитесь впечатлениями. Всегда рад вашим комментариям и советам. В следующей статье я продолжу рассказ о сборке драккара викингов. Всего вам доброго, удачи.