Уважаемые подписчики и гости канала, я вновь приветствую вас на канале «Моделизм без границ»!
В данной статье, после довольно продолжительного перерыва, связанного с переносом активности в область дачных работ, а также с решением вопросов по смене места работы, я вновь возвращаюсь к постройке деревянной модели Осебергского корабля М1:40.
Постройка велась всё это время, но довольно медленно, так как основного ресурса (времени) катастрофически не хватало.
В процессе постройки периодически возникали некоторые проблемы, связанные с материалом шпангоутов и обшивки, которые приходилось решать, включая инженерную смекалку и творческий подход. Скажу прямо, как оказалось не всем советам, изложенным в инструкции по сборке, стоит верить безоговорочно. Были подозрения что это так, я проверил и убедился в этом на собственном опыте. И как результат, некоторые косяки пришлось исправлять с большим трудом. Также могу добавить, что не все детали подходят без утомительной подгонки. Обточка сухариками, надфилями и шлифовка нулёвочкой… Но есть некоторые детали, например такие как декор носовой и кормовой части, которые подогнать было сложнее всего, так как радиус кривизны изгиба декора не совпал с радиусом кривизны киля в носовой и кормовой частях. При попытке подогнать размеры деталей с декором возникла проблема ухода рисунка, имитирующего резьбу, в несимметричное положение, а это смотрится ужасно нелепо. Как результат, многочасовые танцы с бубнами, попытки обработать киль до нужного положения, что привело только к частичному решению проблемы. Почитав внимательно инструкцию, скрепя сердце, я решился на опасный эксперимент, в течении одной минуты распарил фанерные пластинки декора в горячей воде. Детали стали более гибкие, это факт. Но после нанесения клея на них и при попытке установить на проектные места, детали тут же «вспучились», началось расслаивание фанеры, из которой они изготовлены. Не могу сказать, что я не опасался такого развития событий, работа с обшивкой драккара меня уже научила тому, что фанера подобных ошибок не прощает. Но если при работе с обшивкой я нашёл способ установки фанерных досок с изгибом практически винтом на 90 градусов без их распаривания и растрескивания, то тут мои навыки не подходили.
Длинномерные детали я приклеивал постепенно, сначала один конец, потом середину, не снимая прищепок с уже приклеенного конца. Затем переходил к противоположному концу. Деталь предварительно тоже обтачивалась и подгонялась. После обточки я испытывал на изгиб доски обшивки. Если появлялись расслоения, загонял в щели расслоений ПВА и ставил под пресс на 4-5 часов. Когда деталь была подготовлена, приклеивал, как указано выше. Это прекрасно сработало. Корпус я набрал вполне неплохо.
В случае с декором так не получилось. Распарив детали, приклеить их тоже не вышло. Пришлось их высушить, а потом склеивать ПВА и выдерживать под прессом. После исправления деталей остались видны небольшие поперечные трещины на рисунке. Я затирал их с помощью шпатлёвки с цветом под красное дерево. Потом в два слоя покрыл их лаком с морилкой цвета «красное дерево». Всё бы ничего, только вот точно приклеить так как должно быть всё же не получилось. Детали легли по внутренней грани на расстоянии 1,5-2,0 мм до нужного положения. Пришлось на этом результате остановиться. В глаза не бросается. Это заметит только профи моделист-кораблестроитель.
Короче говоря, без проблем не получилось. И я пришёл к выводу, что не всему, что написано в инструкции можно однозначно доверять. Кстати, в инструкции есть и другие ошибки. Например, попадаются разные детали с одинаковыми номерами, но тут как раз разобраться несложно, что к чему… И маркировка комплекта «12+» с моей точки зрения может иметь место быть только при условии наличия рядом опытного наставника по постройке.
Вот, например, ещё один совет, который для меня оказался сложен в исполнении. В инструкции дан совет после склейки килевой рамки и установки шпангоутов приклеить палубу для исключения изгиба корпуса корабля при приклейке клинкерной обшивки. Мне пришлось отказаться от данной затеи, так как распаривать детали обшивки я не стал по указанным причинам, а для установки сухих деталей требовалось место для зажимов и прищепок на приклеиваемые детали в большом количестве, а палуба при этом сильно мешала бы.
Что бы корпус не повело, я из 2-х досок, 2-х болтов и 2-х резиновых втулок изготовил несложный стапель. При приклеивании обшивки концы килевой рамки зажимал в стапель, сам корабль устанавливал при этом килем вверх для удобства работы.
Дерево и фанера материал капризный, восприимчивый к условиям работы с ним, степени влажности и нагрузкам. Это я к тому, что у ПВХ, пластика и смолы несомненно есть свои преимущества, но и свою нюансы тоже… Для разнообразия в моделизме нелишним будет пробовать разные материалы. Начинаешь лучше понимать свойства различных материалов, понимать, как он работает и живёт.
Постройка Осебергского корабля продолжается. О ходе работы поделюсь в своей следующей статье.
На сегодня у меня всё. Оставляйте отзывы, делитесь впечатлениями. Всегда рад вашим комментариям и советам. В следующей статье я продолжу рассказ о сборке драккара викингов. Всего вам доброго, удачи.