– Милая, дай, пожалуйста, молока и булочку.
– Дядь, сам возьми всё, что хочешь, а потом подходи на кассу.
– Как это?
– Как все. Иди и возьми, какой хочешь хлеб, любое молоко.
Мужчина растерялся и пошёл осматривать магазин. Продавщица смотрела на подозрительного покупателя, и с каждой секундой он казался ей всё более безумным. Ходил, рассматривал товары. Что-то трогал, что-то на место возвращал. Так ничего и не выбрав, вернулся к ней.
– Девушка. Самую обычную булочку и треугольник молока.
После сказанного мужчина положил на столешницу 21 копейку и в ожидании уставился на продавщицу.
– Дядь, ну ты чего подсовываешь? Молоко у нас только в бутылках.
– Хорошо.
Незнакомец доложил ещё 5 копеек, так как точно знал – треугольник стоил 17 копеек, а бутылка – 22 копейки.
– 160 рублей.
– Что?
– 160 рублей!
Незнакомец сгрёб свои монеты обратно в карман, посмотрел на продавщицу, как на врага народа, и пулей выскочил на улицу. Мужчина бродил мимо частных владений и удивлялся высоченным каменным заборам и настоящим усадьбам. Что не дом – то дворец культуры! Наконец, к нему навстречу вышли два молодых человека.
– Ребят, помогите.
– Денег не даём, дядь.
– Да мне не денег нужно. Где я оказался хоть? Голова болит, ничего помню.
– Пить меньше надо.
В голове и в самом деле стоял туман. Он затмевал собой все воспоминания. Словно вчерашнего дня и не существовало. Незнакомец решил, что лучше больше не общаться с местными, а постараться найти милиционера. Правда, где в этих огороженных заборами трущобах отделение милиции?
Бедняга исколесил всё вдоль и поперёк, но так и не нашёл ничего подобного. Очень хотелось пить. На улице жара стояла немыслимая. Хоть бы колонка с водой попалась или аппарат с газировкой поставили бы. Мужчина вернулся в магазин.
– Девушка, где можно воды набрать? Пить охота сильно.
– Если денег нет, нигде.
– Да, как же нет? Это вот не деньги?
– Дядь, ты как из далёкого прошлого. Этими деньгами родители мои в детстве расплачивались, а то и дед с бабкой.
– Что же это делается? Что за люди тут живут? Хорошо. Вызови милицию, пусть меня заберут, я там всё узнаю.
– Как же я вызову? За ложный вызов с меня три шкуры спустит начальник.
Мужчина находился на пределе терпения и попросту взял бутылку с водой, отвинтил крышку и начал пить.
– Теперь можешь вызвать?
– Да.
Девушка опешила. Она сама ничего не понимала. Утренняя смена только началась, и сразу же какой-то странный посетитель. Явно не из местных. Через полчаса приехал наряд полиции.
– Что здесь произошло?
– Вон к мужчине подойдите.
– Хулиганил?
– Бутылку воды взял. Денег она не брала.
Незнакомец достал из кармана монеты и показал полицейским.
– А вы вообще точно милиционеры? Одеты странно как-то. «Полиция?» Я в какой стране-то нахожусь?
– Ясно. Пакуем его.
В отделении полиции оказалось, что находившийся в беспамятстве гражданин при себе не имел никаких документов и уверял будто он из 1972 года. Родился в Кирове. Переехал в Сыктывкар. Работал на Сыктывкарском механическом заводе. Всё, что находилось в карманах – немного табака, крошки и монеты, отчеканенные в СССР в послевоенные годы.
По картотеке личность установить не удалось. Обращения в самые различные инстанции не дали никаких результатов. В городском архиве Сыктывкара действительно значился работник Сыктывкарского механического завода, пропавший совершенно бесследно в конце июня 1972 года.
– Илья Сергеевич Трубин?
– Да. Это моё имя.
– Как вы можете объяснить своё появление в 2017 году?
– Если бы я знал, то не просил бы о помощи.
– Вспоминайте. Вас доставят в пансионат, где с вами начнут работу специалисты.
Мужчину отправили не в самое плохое заведение, но память начала возвращаться только под действием специальных препаратов, которые снижали активность, и Илья чувствовал это, опасаясь за своё здоровье. Тем не менее, желание выяснить правду никуда не пропало, поэтому он решил рискнуть и довериться местным специалистам. Однажды утром мужчина вспомнил некоторые детали последней ночи в СССР.
– Мы с товарищем Степаном Липницким ехали из Усть-Лэкчима. Там жил наш друг, у него дерево упало на дом, потребовался ремонт. На выходные поехали помогать. Я помню, как товарищ, он был за рулём, сказал мне: «Смотри». Со стороны Вычегды, речки нашей, очень яркий свет возник. Машина заглохла. А дальше я уже Степана не слышал. Будто что-то мой мозг отгородило от окружающего мира.
Я слышал только звук, исходящий от светящегося шара или овала. Когда подошёл к нему, он пульсировал. Такой красивый, яркий. Мне не было больно смотреть на него. Коснулся его, и что-то произошло. Я оказался здесь. А вы не можете узнать судьбу Степана? Если он ещё жив, хотя вряд ли, мог бы меня узнать.
– Как его зовут, полное имя и где работал?
– Степан Михайлович Липницкий. Он электриком был. Помогал и у нас на заводе, и по квартирам, кому что чинил.
После дополнительной проверки выяснилось, что Степан пропал вместе с Ильёй. Вот только Илья обнаружился, а вот товарищ его нет. До сих пор числится в архиве безвременно пропавшим. Мужчину несколько раз проверяли на детекторе лжи – всё сходилось. Он не врал, по крайней мере, мозг верил в сказанное – его сознание не играло в непонятные фантазии. Случившимся заинтересовались и выяснилось, что на реке Вычегде происходило подобное ещё минимум два раза. Имеются в виду исчезновения.
Илья Трубин получил российское гражданство. Однако жить в городе не смог. Многое изменилось. Поменялись биоритмы, общество, возникли различного рода новшества. Это сильно давило на советского гражданина. Хоть он и стал россиянином, но остался советским «россиянином», а это огромная разница.
Ему оказалось гораздо комфортнее жить в небольшом посёлке, где мужчина облагородил себе участок и построил дом. Увы, совершенно непонятно, что за явление спровоцировало всю эту историю. Судя по всему, речь идёт о перемещении не только во времени, но и пространстве, ведь события происходили совсем в другом населённом пункте.