Найти в Дзене

«Не тронь меня!» – легендарная плавучая зенитная батарея, ставшая грозой немецкой авиации

Севастополь и сейчас помнит те страшные события, те тяжелые месяцы и годы, оставившие глубокий след в истории нашей страны. Четыре года земля вздымалась от снарядов, а море кипело от сброшенных бомб. Севастополь одним из первых принял на себя удар врага и принял его достойно. В тяжелейших условиях принимались решения по обороне города, главным из которых была защита от нападения с воздуха. Требовались новые технологии, корабли, сооружения. На противовоздушную оборону Севастополя было кинуто немало сил и средств, ведь именно своими «люфтваффе» Гитлер решил уничтожить город. Так, в начале октября 1941 года командующий Черноморским флотом Ф.С. Октябрьский отправил распоряжение на Краснознаменный завод № 201 им. С. Орджоникидзе (Севморзавод) «...о принятии мер по быстрейшему окончанию ремонта и выпуска кораблей…». В связи с этим на Севморзаводе были переоборудованы и снабжены огневыми установками небольшие суда, а в августе 1941 года была построена плавучая зенитная батарея № 3. Ее разрабо
Фото взято из Интернета
Фото взято из Интернета

Уникальное сооружение, не похожее ни на одно судно Советского военно-морского флота в период Великой Отечественной войны, стояло на защите Севастопольских рубежей. В его задачи входило отражать атаки немецкой авиации, и за небольшой срок своей службы оно стало рекордсменом на флоте по сбитым фашистским самолетам.

Севастополь и сейчас помнит те страшные события, те тяжелые месяцы и годы, оставившие глубокий след в истории нашей страны. Четыре года земля вздымалась от снарядов, а море кипело от сброшенных бомб. Севастополь одним из первых принял на себя удар врага и принял его достойно. В тяжелейших условиях принимались решения по обороне города, главным из которых была защита от нападения с воздуха. Требовались новые технологии, корабли, сооружения. На противовоздушную оборону Севастополя было кинуто немало сил и средств, ведь именно своими «люфтваффе» Гитлер решил уничтожить город.

Командующий Черноморским Флотом Ф.С. Октябрьский
Командующий Черноморским Флотом Ф.С. Октябрьский

Так, в начале октября 1941 года командующий Черноморским флотом Ф.С. Октябрьский отправил распоряжение на Краснознаменный завод № 201 им. С. Орджоникидзе (Севморзавод) «...о принятии мер по быстрейшему окончанию ремонта и выпуска кораблей…». В связи с этим на Севморзаводе были переоборудованы и снабжены огневыми установками небольшие суда, а в августе 1941 года была построена плавучая зенитная батарея № 3. Ее разработчиком стал капитан второго ранга Г.А. Бутаков, который досконально изучил техническую документацию, а затем получил согласие на переоборудование части этого корабля в плавбатарею.

3 августа 1941 года на отдельной плавучей батарее № 3 был поднят военно-морской флаг, и приказом командующего Черноморского флота от 4 августа она была включена в состав охраны водного района главной военно-морской базы и «аэродрома славы» на мысе Херсонес.

Немецкие самолеты базировались совсем недалеко – на румынских аэродромах, на облет опасного участка им не хватало горючего, поэтому вражеские летчики вынуждены были летать кратчайшим путем, где их огнем встречала наша зенитная батарея. Ее главной задачей стала защита Черноморского флота и города Севастополя от воздушных налетов.

Как известно, еще в конце 30-х годов прошлого века на судостроительных заводах СССР было развернуто строительство линейных кораблей. Внимание уделялось вопросам разработки вооружения и систем их защиты. Для определения оптимальной системы противоминной защиты (ПМЗ) были проведены подрывы 24 масштабных отсеков семи различных типов кораблей. В 1938 г. в Севастополе прошёл второй этап экспериментов, в которых использовалась часть конструкции системы ПМЗ линкора проекта 23. Эта конструкция имела форму прямоугольника, длина которого составляла 50 метров, ширина — 30 метров, высота бортов — 15 метров. После окончания испытаний отсек использовали в качестве мишени для учебных стрельб, а потом его поставили на прикол в одной из севастопольских бухт. Тогда, конечно, никто не мог подумать, что именно этот отсек станет кошмарным сном для немецких летчиков и они станут его называть «квадратом смерти». А вот второе название — «Не тронь меня!» — этот отсек, ставший зенитной батареей, получил за доблесть, героизм и мужество бесстрашных членов экипажа в боях с вражескими бомбардировщиками, которых было сбито рекордное количество.

Командир плавбатареи №3 старший лейтенант Сергей Яковлевич Мошенский
Командир плавбатареи №3 старший лейтенант Сергей Яковлевич Мошенский

По сути, плавучая зенитная батарея № 3 стала уникальным сооружением, которое не могло самостоятельно передвигаться – оно напоминало громадный железный ящик. Экипаж, состоявший из 130 человек под командованием капитан-лейтенанта С. Я. Мошенского, обустроил внутри каюты, тем самым создав условия для нормальной жизнедеятельности.

В книге «Зеленый луч» Леонида Соболева есть очерк об этой плавучей батарее. Автор побывал на ней 19 марта 1942 года и провел целый день с экипажем. Из очерка читатель может узнать, какую важную роль сыграла эта огневая точка в защите Севастополя — на нее было сброшено 45 вражеских бомб. Только при защите аэродрома батарея уничтожила 22 немецких самолёта, среди которых больше всего «Юнкерсов».