Автор: врач Рыбникова Е.А.
Что такое аутизм
Аутизм, или расстройство аутистического спектра (РАС), это разнообразная группа патологических состояний, обусловленных особенностями развития головного мозга. Аутизм состояние врожденное. Оно присутствует при рождении и сохраняется в течение всей жизни. Обычно признаки аутизма становятся отчетливо заметны к 3м годам жизни ребенка, но постановка диагноза иногда запаздывает или вовсе отсутствует.
Историческая справка
Впервые понятие «аутизм», как один из симптомов шизофрении, предложил швейцарский психиатр Эйген Блейлер в 1911 году. Позже в 1943 году американский детский психиатр Лео Каннер отдельно выделил синдром раннего детского аутизма. В то же время австрийский психиатр Ганс Аспергер также изучал схожие симптомы у детей и назвал их «синдром Аспергера». Работы Каннера и Аспергера привели к формированию современного понимания аутизма как отдельного расстройства.
Распространенность аутизма
По оценкам Всемирной организации здравоохранения аутизм присутствует примерно у 1 ребенка из 100. Тем не менее, согласно результатам некоторых контролируемых исследований, реальные цифры гораздо выше.
Причины появления аутизма
Исследования в области генетики и неврологии выявили разнообразные многочисленные модели риска аутизма, но пока они не имеют большой практической пользы. Так например, установлено, что аутизм может быть связан с мутациями более, чем 100 генов.
Инфекции, перенесенные матерью во время беременности, такие как краснуха, корь, эпидемический паротит, полиомиелит, цитомегаловирус и грипп, в незначительном проценте случаев повышали риск рождения детей с аутизмом.
Несколько исследований доказали, что поздний возраст зачатия ребенка (матери старше 40 и отца старше 50 лет), а также короткие интервалы между беременностями (менее 24 месяцев) были связаны с риском аутизма.
Ранее считалось, что диета и образ жизни матери во время беременности влияют на риск развитие аутизма у ребенка. Однако многочисленные исследования доказали, что это предположение неверно.
В нескольких исследованиях изучалось использование лекарств матерью во время беременности, как фактор риска аутизма. Так прием вальпроевой кислоты был связан с повышенным риском аутизма у ребенка, а прием антидепрессантов, включая селективные ингибиторы обратного захвата серотонина, безопасен. Прием беременной женщиной фолиевой кислоты в профилактических дозах был связан со снижением риска аутизма.
Преждевременное роды (<32 недели) и низкий вес при рождении (<1500 г) были связаны с повышенным риском аутизма, хотя неясно, являются ли эти факторы причинами или маркерами риска.
Не было обнаружено связи между риском аутизма у ребенка и Кесаревым сечением, ЭКО, загрязнением воздуха, стрессами во время беременности и вакцинацией беременной женщины.
Аутизм и вакцинация
ВОЗ заявляет, что вакцины не вызывают расстройства аутистического спектра. Этот вывод был сделан по результатам множества исследований, проводившихся на очень больших группах людей.
В 1998 году Энди Уэйкфилд предположил связь между вакцинацией против кори-паротита-краснухи (КПК) и развитием аутизмом. Позже в его исследовании были найдены серьёзные ошибки и намеренные искажения. Статья Уэйкфилда была отозвана опубликовавшим её журналом. Однако публикация успела вызвать общественную панику, приведшую к массовым отказам от прививок и, как следствие, к вспышкам этих заболеваний.
Многолетние масштабные исследования с использованием различных методов показали, что вакцина против кори, паротита и краснухи не вызывает аутизма. Фактические данные также свидетельствуют о том, что и другие детские вакцины не повышают риск аутизма. Обширные исследования в отношении консерванта тиомерсал и адъювантов алюминия, содержащихся в ряде инактивированных вакцин, убедительно показали, что эти компоненты в детских вакцинах не увеличивают риск развития аутизма.
Как проявляется аутизм
Людей с аутистическим расстройством отличают поведенческие и психопатологические особенности различной степени выраженности, включая дефицит вербального и невербального общения, неспособность взаимодействия с другими людьми, отсутствие логических рассуждений и повторяющиеся стереотипные действия. Они испытывают проблемы в социальной коммуникации. Например, они не могут поддержать диалог, им сложно начать первым общение, они не способны распознать эмоции и чувства собеседника. Люди с аутизмом не могут отличить юмор от сарказма, они не понимают, когда причиняют человеку боль или задают неловкие вопросы. Им трудно заводить друзей, участвовать в играх, где задействовано воображение.
Дети с аутизмом не интересуются общением со сверстниками, им комфортно быть в одиночестве или узком кругу хорошо знакомых людей.
Таких людей отличает извращенная реакция на сенсорные стимулы. Например, они могут не реагировать на боль или безразлично относиться к температуре окружающей среды, в то время как определённые звуки вызывают у них сильное раздражение.
Склонность к стереотипным движениям, например у детей в выстраивании игрушек в строгом порядке или навязчивом повторении фраз других людей, а также патологическая потребность в неизменности и постоянности (неизменный распорядок дня, маршрут прогулки, строго однообразная еда) могут проявляться в разных степенях, иногда очень выраженно. Во взрослом возрасте при сохраненном интеллекте люди учатся подавлять такое поведение на публике, что облегчает процесс их социализации.
Людям с аутистическим расстройством трудно поддерживать зрительный контакт, он может вызывать даже физически неприятные ощущения. При разговоре они обычно не смотрят в лицо и глаза собеседника, всегда стараются быстро отвести взгляд. Обычно это хорошо заметно уже на первом году жизни ребенка. К 1 месяцу жизни здоровый малыш должен фиксировать взгляд, чуть позже отвечать улыбкой и мимикой на обращенную к нему речь взрослого. Если этого не происходит в первые месяцы жизни малыша, стоит обратиться к неврологу. По мере взросления ребенка обращают внимание крайне ограниченные интересы, «зацикленность» или сильная привязанность к определенным предметам. Например, увлечение ребёнка самолетами, привязанность к определённым бытовым приборам. У взрослых специальные интересы могут стать источником мотивации и удовольствия, иногда — основой работы или карьеры.
Сопутствующие состояния
Аутизм тесно связан с многочисленными сопутствующими синдромами, которые сами по себе не указывают на наличие аутизма у пациента, но часто встречаются у людей с аутизмом. Снижение интеллекта характерно для 15–65% пациентов, академические трудности в обучении (75% лиц в возрасте 9–18 лет имели проблемы по крайней мере в одной области науки, несмотря на хорошую общую интеллектуальную способность, при этом понимание прочитанного чаще всего было низким).
Распространенность задержки речевого развития встречается у 87% 3-летних детей с аутизмом. 9% детей дошкольного и школьного возраста имеют тики, 25-40% детей – проблемы со сном. 42-61% детей отличает ограниченный и жесткий выбор пищи. У 23% детей встречается ожирение, у 47% различные кишечные расстройства, особенно проблемы с опорожнением кишечника и запор.
Интеллектуальные способности людей с РАС
Некоторые формы расстройств аутистического спектра связаны со снижением интеллекта. Однако, ряд людей с аутизмом отличаются высоким интеллектом. Так английские ученые Барон-Коэн с соавторами провели исследование с использованием специального опросника AQ по выявлению взрослых с нормальным интеллектом на предмет расстройств аутистического спектра. Люди набирали баллы в диапазоне 0-50, где наибольший балл указывал на наличие расстройства аутистического спектра, а наименьший – на отсутствие расстройства.
Участники исследования были разделены на 4 группы. Группа 1: 58 взрослых с аутизмом, Группа 2 (контрольная): 174 условно здоровых взрослых, Группа 3: 840 студентов Кембриджского университета, Группа 4: 16 победителей математической олимпиады Великобритании.
У взрослых Группы 1 с аутизмом средний показатель AQ составил 35,8 балла, что значительно выше, чем у контрольной Группы 2 условно здоровых людей – 2 балла. Среди контрольной группы условно здоровых людей, баллы мужчины значительно выше, чем женщин.
Баллы Группы 3 (студенты Кембриджского университета) не отличались от баллов Группы 2 (условно здоровых людей).
А вот ученые набрали значительно больше баллов, чем студенты, что подтверждает более раннее исследование о том, что аутистические состояния связаны с научными навыками. Математики набрали самые высокие баллы.
Победители математической олимпиады набрали значительно больше баллов, чем студенты-гуманитарии из Кембриджа. В группе 4 (победители математических олимпиад) 6% студентов набрали 32 и более балла. В интервью 11 из 16 победителей математических олимпиад соответствовали трем или более критериям синдрома Аспергера/ Аутизма.
Способности и потребности людей, страдающих аутизмом, могут быть разными и со временем меняться. Некоторые люди с аутизмом способны жить самостоятельной и продуктивной жизнью, другие же приобретают тяжелые формы инвалидности и нуждаются в пожизненном уходе и поддержке.
Как можно диагностировать аутизм
Аутизм является результатом раннего нарушения развития мозга и нейронной реорганизации. Поскольку нет надежных биомаркеров для лабораторного или инструментального исследования, диагноз должен быть поставлен на основе изучения поведения пациента. Аутизм может быть диагностирован различными специалистами (педиатрами, психиатрами или психологами), в идеале с участием нескольких дисциплин.
Способности и потребности людей, страдающих аутизмом, могут быть разными и со временем меняться. Некоторые люди с аутизмом способны жить самостоятельной и продуктивной жизнью, другие же приобретают тяжелые формы инвалидности и нуждаются в пожизненном уходе и поддержке. Научно обоснованные социально-психологические меры вмешательства позволяют добиться улучшения навыков общения и социального поведения, что положительно влияет на благополучие и качество жизни людей с аутизмом и тех, кто ухаживает за ними. Сегодня благодаря современным достижениям в области медицины и психологии перспективы для многих людей с расстройством аутистического спектра гораздо лучше, чем 50 лет назад. Большинство людей с этим заболеванием могут говорить, читать и достойно жить в обществе, а не в закрытых лечебных учреждениях. Тем не менее, некоторые агрессивные формы заболевания или невыявленные и нелеченные случаи приводят людей к невозможности социализироваться, работать и жить самостоятельно.
Проверить симптомы аутизма можно в бесплатном симптом чекере на сайте: mdsa.tech