Сегодня Александр Карабасов — генеральный директор SoftMediaLab (SML), сооснователь двух IT-компаний, ведущий трекер Фонда развития интернет-инициатив, обладатель премии «Трекер года» и консультант более 100 компаний по запуску новых IT-продуктов. За регалиями стоит серьезный опыт и набитые шишки, без которых сложно стать хорошим управленцем.
В этой статье CEO SML рассказывает о том, как простой программист создал целую IT-компанию, почему человечность дороже финансовых показателей и как открытое море укрепляет командный дух.
В конце статьи бонус — советы для руководителей из личного опыта, которые помогут работать команде слаженно и развивать компанию даже в сложные времена.
От студенческих чатов до международных проектов: как родился SML
История компании началась с простого разговора. Саша Карабасов работал руководителем отдела биллинга в екатеринбургской компании, когда понял, что достиг потолка профессионального роста.
"Мы закончили большой проект, и стало понятно, что это максимум для компании. Я пошел к другу и коллеге Гере Хватову и спросил: "Есть какая-нибудь идея для бизнеса?" Он ответил: "Да, есть". Так мы и начали".
Тогда Саша занял пост директора по развитию. Первым проектом новой команды стало приложение с анонимными чатами для студентов. Саша признается: идея была сомнительной, но это был старт — команда собралась, появился первый опыт.
Следующим проектом стала кредитная платформа для брокеров, которую команда запустила в Грузии. Тогда, в 2015 году, к проекту присоединились технический директор Максим Горшков и разработчики Паша Гагарин и Паша Шевченко, которые до сих пор работают в SML.
Настоящий успех пришел, когда компания сменила фокус с продукта на аутсорсинг. Первые серьезные деньги пришли с проектами для крупного российского разработчика ПО.
"Мы тогда удивились: “Ого, деньги! А что, может, еще попробуем?" И пошли за океан - следующий проект был для Штатов”.
Самое смелое решение — начать продавать
Сложнее всего Саше было научиться самостоятельно продавать. Понимать, как устроен процесс оказания услуги изнутри - это одно. Как донести ее ценность и замотивировать человека на покупку - совсем другое. Саша пошел по сложному пути:
"Для меня самое смелое было — начать продавать. Я же программист был, технарь. Чтобы научиться продавать, я поехал в Израиль в 2017 году, практически с нулевым английским.
На обучении было задание — назначить через LinkedIn и провести 20 личных встреч. Сказать, что мне было страшно — вообще ничего не сказать. Особенно сложно было из-за специфики израильских бизнесменов: они говорят прямо и жестко. "Что предлагаешь? Неинтересно". Это была хорошая практика, которая стала важной точкой роста”.
Лидерство и управление: как изменился стиль за 10 лет
За 10 лет стиль управления Саши Карабасова в корне изменился.
"Я просто повзрослел. С одной стороны, пропала наивность, шапкозакидательство, с другой — появилось больше системности".
Самое большое влияние оказали два фактора: личная психотерапия и бизнес-акселератор, где он познакомился с бизнес-трекером. Именно тогда Саша понял, что предприниматель — это отдельная профессия со своими компетенциями, а не просто рост из руководителя.
Последние пять лет были самыми продуктивными с точки зрения роста управленческих компетенций: появилось понимание метрик, юнит-экономики, методологии продаж и тестирования гипотез.
Сложные решения и ответственность
Как руководитель, Саша нередко сталкивался с необходимостью принимать непростые решения, включая увольнение сотрудников или закрытие направлений. Помогает понимание, что отказ от сложного решения чреват долгоиграющими и масштабными последствиями для команды и компании в целом.
Он заметил интересную закономерность:
"Люди, которые тяжелее всего уходили, после увольнения часто обнаруживали, что жизнь становилась лучше. Они находили себя в чем-то другом, что им больше подходило".
Три главные компетенции руководителя
Что должен знать и уметь хороший руководитель? Саша выделяет три ключевые компетенции:
- Видение и цель. Нужно, чтобы был вижн: работать ради какой-то цели, типа "пошли завалим большого слона". Предприниматель видит будущее и может обрисовать его другим.
- Умение продавать идеи. Надо быть торговцем идей — продавать их команде, клиентам, кому угодно.
- Команда. Без людей ничего не получится.
Главное в команде — горящие глаза
Уметь найти нужных людей в команду - важный скилл руководителя. При знакомстве с новыми людьми в SML Саша обращает внимание на пять качеств:
- Горящие глаза. Когда человек рассказывает что-то и у него глаза горят, эмоции через край - значит, он увлечен. С таким драйвом можно горы свернуть.
- Кривая роста и достижения. Можно 10 лет стабильно заниматься чем-то - это одна история. Когда за это же время сменил 3 работы, вырос по карьерной лестнице, получил мастера спорта, что-то организовал — это совсем другие результаты, и нам они по духу ближе.
- Самообучаемость. Способность развиваться и расти в своей области.
- Открытость и искренность. Хорошо, когда человек открытый, готов выложить карты на стол — с ним можно договориться.
- Совпадение по духу. Хард-скиллы и результаты — это, конечно, хорошо. Но гораздо важнее, когда люди совпадают по ценностям и подходам, в работе и в жизни.
Особый вайб SML
По словам Саши, в компании есть особенный вайб, который создает творческую среду. Раньше он возникал сам собой и никто не задумывался, как появляется дух, который объединяет команду и мотивирует к новым свершениям. Саша пришел к пониманию, что эта атмосфера строится на открытости и человечности в отношениях.
"Если люди открыты, если мы относимся друг к другу по-человечески, это не создает формальности или неприятной черствости. От этой открытости начинают появляться идеи, их кто-то подхватывает, и вихри начинают закручиваться. Кто-то что-то предложил, кто-то что-то замутил, и все знают, что никто за это не осудит. В этой открытой атмосфере и происходит творчество, рождаются новые идеи".
Атмосфера поиска идей и гипотез привела в компанию новых людей. Да так много, что SML вырос в 10 раз буквально за пару лет.
Насколько важен творческий вайб, стало ясно, когда команда начала его терять. Это произошло при смене руководства — в кресло генерального директора был нужен более системный человек, и основатели решили взять управленца со стороны. Основатели к SML заметили: атмосфера стала рушиться
"В какой-то момент мы как будто опустились на пол, и все лежит. Смотрим — а что за похороны, почему все умирают? Функционально организм работал, продажи шли, люди нанимались, но компания была уже не та. Это был хороший урок".
Саша занял пост CEO и стал внимательно следить за атмосферой в компании. Сейчас его радует, что команда генерирует новые идеи, участвует в онлайн- и офлайн-мероприятиях, сама придумывает активности. Он уверен, что восстановление внутренней атмосферы — это первый этап перед новыми коммерческими успехами.
Проекты, которые вызывают гордость
За 10 лет команда создала много крутых проектов. Среди тех, которыми гордится Саша, немало социально значимых инициатив:
- Разработка социальной карты для региона
- Образовательный проект для школьников
- Умные счетчики, которые автоматически снимают показания
- Зарубежный стартап по возврату неправомерных комиссий с банковских карт
"Когда трамвай едет по городу с социальной картой, ты смотришь и думаешь: "О, это мы делали". Приятно приложить руку к тому, чтобы сделать жизни других людей лучше”.
Яхтинг как главное хобби и источник драйва
За пределами работы главным увлечением Саши является яхтинг - парусный спорт с командной работой и вызовами.
"У меня даже есть цель заработать капитал, чтобы на пенсии ходить в море, перейти Атлантику, сделать кругосветку. Это не тот яхтинг, где едят омаров и яхта за миллион долларов. Все очень скромно, походные условия, иногда даже холодный душ. Ты бросаешь вызов самому себе".
- Свобода. Это как поход. Вокруг — бескрайняя водная гладь, и ты сам выбираешь, куда идти.
- Командная работа. Яхтинг — это про команду. Если это гонки, там человек 8-9 обычно работает, очень слаженно и мотивированно. В бизнесе все точно так же.
- Постоянное обучение. В яхтинге ты постоянно учишься. Даже люди, которые занимаются этим десятки лет, всегда узнают что-то новое.
Советы для руководителей от CEO SML
Управлять компанией на протяжении 10 лет - задача не из простых. Чтобы под вашим руководством компания росла и развивалась даже в кризисные времена, Саша советует:
- Учитесь бизнесу как отдельной профессии. Недостаточно быть просто хорошим специалистом или менеджером. Бизнес — это отдельная профессия со своими компетенциями.
- Не стесняйтесь выходить из зоны комфорта. Иногда нужно делать то, что страшно — так появляются новые возможности для роста.
- Не бойтесь принимать сложные решения. Думайте о долгосрочных последствиях для всей компании, а не о краткосрочном комфорте.
- Обращайте внимание на личностные качества при найме. Горящие глаза и способность развиваться порой важнее, чем текущие навыки.
- Берегите особую атмосферу в команде. Это не возникает само по себе и требует осознанных усилий для поддержания.
Интервью подготовила и провела Дарья Безрукова - HR SML.
Подписывайтесь на наш Telegram. Мнения экспертов, аналитика, внутрянка, кейсы - для тех, кто держит руку на пульсе и думает про результат 💪