Внимание, сейчас мы совершим увлекательное путешествие в мир легендарной комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Погрузимся в детали создания этого шедевра, разберем самые запоминающиеся моменты и узнаем неожиданные факты, скрытые за кадром.
От пьесы к кинохиту
История фильма началась в 1934 году, когда Михаил Булгаков, испытывая творческий кризис и неудовлетворенный работой над романом о Воланде, написал пьесу «Иван Васильевич». Тогда он вряд ли мог представить, что создаёт произведение, которое станет источником нескончаемой радости для зрителей. Фразы из пьесы, такие как «Да ты ведьма!» или «Какой паразит осмелился сломать двери в царское помещение?», навсегда войдут в золотой фонд советского и российского кино. И хотя Булгаков, конечно, надеялся на постановку пьесы, успех экранизации Гайдая превзошел все ожидания.
Мы считаем, что «Иван Васильевич меняет профессию» – это вершина комедийного гения Леонида Гайдая. В отличие от других его знаменитых работ, таких как «Кавказская пленница», «Операция Ы» или «Бриллиантовая рука», здесь Гайдай работал в соавторстве с гением Булгакова, которого он, очевидно, отлично чувствовал. Вспомним, как Гайдай искал ключи к произведениям Ильфа и Петрова в «12 стульях» или Зощенко в «Не может быть!». С Булгаковым же никакие ключи не понадобились.
Разбор полетов: цитаты и локации
Давайте вспомним самые яркие эпизоды фильма и узнаем, что осталось за кадром.
* **«Будьте добры, позовите, пожалуйста, Антон Семеныча Шпака!»**
Оказывается, за Леонида Куравлева в этой сцене говорит актриса Наталья Кустинская, сыгравшая любовницу Якина. Именно она из телефонной будки звонит подругам с криками «Галочка? Ты сейчас умрешь!». Дом Шурика, который мы видим в этом эпизоде, находится в Москве по адресу: улица Новокузнецкая, 17. Гайдай выбрал его из-за необычного фасада и возможности увидеть соседний балкон. Однако вид с балкона на Новый Арбат – это кинематографическая условность, поскольку в реальности такого ракурса не существует.
* **«Я не могу терпеть. Мы сейчас же проникнем в прошлое, увидим древнюю Москву!»**
К сожалению, увидеть настоящую древнюю Москву не получится, так как город сильно перестроен. Поэтому съемки исторических сцен проходили в Ростовском кремле, здания которого, правда, были построены позже смерти Ивана Грозного.
* **«Выслушайте меня, Карп, только прошу вас, спокойно. Это настоящий Иван Грозный!»**
В фильме Гайдай допускает некоторые исторические неточности. Например, когда милиционеры спрашивают Ивана Грозного о годе рождения, он отвечает:
«1533 от Рождества Христова».
На самом деле царь родился в 1530 году, а летоисчисление в те времена велось от сотворения мира. Таким образом, правильный ответ был бы «7038-й». Кроме того, его жена Марфа Васильевна (Собакина) была царицей всего две недели. Однако именно ее появление в кадре позволяет примерно датировать события фильма – осень 1571 года.
Водка "Столичная" и Кемская волость
Шурик угощает Ивана Грозного "Столичной", и царь быстро напивается. История этой водки окутана легендами. По одной версии, рецепт был создан в 1901 году, по другой – в 1938-м. Производство началось в блокадном Ленинграде. Впоследствии права на "Столичную" за рубежом приобрела компания PepsiCo, построившая в СССР свой завод и начавшая производить "Пепси-колу". Под названием Stoli водка известна и сегодня.
В фильме Иван Грозный предпочитает анисовую водку. Интересно, что PepsiCo выпускала множество разновидностей "Столичной", в том числе "Столи-черника", "Столи-клюква" и даже "Столи-шоколад с малиной".
Не менее интересна и Кемская волость, которую постоянно упоминает Иван Грозный. Этот регион на севере Карелии в XV веке принадлежал Марфе-посаднице и был подарен Соловецкому монастырю. За волость боролись финны и шведы.
Музыка и несостоявшийся Никулин
Владимир Высоцкий специально для фильма записал песню «Поговори хоть ты со мной, подруга семиструнная…». Это был единственный случай их сотрудничества с Гайдаем. Ранее Высоцкий пробовался на роль Остапа Бендера. Из этой мелодии у Высоцкого родилась «Вариация на цыганские темы», ставшая одной из самых известных в его репертуаре.
На роль Бунши/Грозного Гайдай изначально планировал Юрия Никулина, считая, что тот внешне похож на царя. Никулин даже прошел фотопробы, но отказался из-за гастролей и сомнений в успехе фильма. В итоге Никулин появился в фильме только как исполнитель «Песни про зайцев». Поговаривают, что, увидев готовый фильм, он очень сожалел об упущенной роли.
Цензура и альтернативный финал
Во время съемок фильм пытались закрыть. Киноначальство считало, что Гайдай издевается над Иваном Грозным, и придиралось к мелочам. Например, был вырезан эпизод, где царь жарит котлеты. Всего из фильма вырезали около десяти минут. Фразы, которые мы помним и любим, тоже подверглись изменениям.
Блогер Алексей Березин обнаружил старую 8-миллиметровую пленку без звука под названием «Черные перчатки», содержащую сцены с Жоржем Милославским, не вошедшие в окончательную версию фильма. В частности, в этой короткометражке показано, как милиционеры ловят Милославского. Предполагается, что "Черные перчатки" были сделаны для домашних кинопроекторов.
В заключение отметим, что, несмотря на все трудности и цензурные правки, «Иван Васильевич меняет профессию» остаётся одним из самых любимых и узнаваемых фильмов в истории советского и российского кино.
💖 Мы стараемся делать этот канал уютным уголком для всех, кто любит мир звёзд. Если вам нравится, что мы делаем, поддержите нас — это вдохновляет нас на новые истории!