Найти в Дзене
BASF Agro Россия

История одного гербицида

В прошлый раз мы узнали, насколько сильно связана история BASF с сельским хозяйством. В этот раз мы не только в этом ещё раз убедимся в этом, но и наконец погрузимся в «пестицидную» историю компании. А началась она в конце 1940-х годов, когда главными врагами земледельцев считались сорняки: уж слишком дорого обходилось их соседство с культурными растениями. Трудности с уборкой, потери урожая, плохое качество зерна – всё это неизбежно сопровождало фермеров. Американский химик Роберт Покорны и его британский коллега Вильям Темплеман открыли миру гормональные гербициды – эффективные и надежные уничтожители сорняков. Десятки компаний, главным образом в США и Европе, наладили производство 2,4-Д и МЦПА-препаратов для избавления полей от давних врагов земледельцев. Не осталась в стороне и компания BASF, запустив в Германии производство своих гербицидов гормонального действия под общим названием – U46. Гербициды быстро приобрели легендарную репутацию. Однако не все могли эффективно использоват

В прошлый раз мы узнали, насколько сильно связана история BASF с сельским хозяйством. В этот раз мы не только в этом ещё раз убедимся в этом, но и наконец погрузимся в «пестицидную» историю компании.

А началась она в конце 1940-х годов, когда главными врагами земледельцев считались сорняки: уж слишком дорого обходилось их соседство с культурными растениями. Трудности с уборкой, потери урожая, плохое качество зерна – всё это неизбежно сопровождало фермеров.

Американский химик Роберт Покорны и его британский коллега Вильям Темплеман открыли миру гормональные гербициды – эффективные и надежные уничтожители сорняков. Десятки компаний, главным образом в США и Европе, наладили производство 2,4-Д и МЦПА-препаратов для избавления полей от давних врагов земледельцев. Не осталась в стороне и компания BASF, запустив в Германии производство своих гербицидов гормонального действия под общим названием – U46. Гербициды быстро приобрели легендарную репутацию.

Рекламный плакат U46: «Другие уже пользуются U46, почему не вы?»
Рекламный плакат U46: «Другие уже пользуются U46, почему не вы?»

Однако не все могли эффективно использовать новый препарат. Например фермеры, у которых в полях встречались трудноискоренимые сорняки: подмаренник цепкий, вьюнок полевой и прочие. Несмотря на то, что гормональные препараты практически не имели недостатков, они плохо справлялись с некоторыми видами сорняков. Ученые из BASF обратили на это внимание, и к 1964 году, на основе исследований научного центра в Люмбергерхове, был разработан ряд смесевых продуктов на основе U46, решающих проблемы с устойчивыми и трудноискоренимыми сорняками. Так смесевые гербициды помогли справиться в полях даже с самыми проблемными сорняками.

-3

Но всё ещё оставались другие нерешенные вопросы: гормональные препараты хорошо подходили для защиты зерновых и кукурузы, но как очистить от сорных растений поля сои, сахарной свеклы или рапса? Для решения только одной из этих задач ушло не менее 100 000 часов исследований в научном центре BASF. Но наконец, в 1968 году, произошла революция в защите сахарной свеклы – был представлен гербицид ПИРАМИН. Препарат имел большой коммерческий успех, а свекловоды наконец смогли вздохнуть с облегчением, ведь химическая борьба с сорняками стала уже привычным делом на многих культурах.

Благодаря таким открытиям в области защиты растений, оборот BASF вырос до 2 млрд. немецких марок, а доля пестицидов и удобрений составляла немалые 20% от всего дохода компании. Следующее десятилетие только укрепило позиции BASF на пестицидном рынке – один за другим появлялись новаторские препараты для фермеров. Не будет преувеличением сказать, что самым значимым оказался гербицид для защиты сои, который, я уверен, вы хорошо знаете и который мы и сегодня часто применяем на своих полях. Что же это за препарат?

В 1974 году на мировой арене появилась новинка на основе совершенно необычайного действующего вещества. Работало оно так: после контакта с сорным растением, новая химическая молекула необратимо блокировала процесс фотосинтеза, что приводило к гибели сорняков. Представьте: гербицид, который начинает уничтожать сорняки с первых часов после опрыскивания, буквально «выжигает» их на свету, но… оставляет культурные растения невредимыми! Звучит как фантастика? Однако именно такой препарат на основе новой молекулы – бентазон, появился 50 лет назад, а гербицид получил название БАЗАГРАН® – легендарный препарат для защиты сои.

Трудно переоценить значимость этого открытия для всего мира, но судите сами – с тех пор посевы сои на нашей планете выросли многократно, а соевый белок стал доступным источником пищи для миллионов людей. Однако БАЗАГРАН® не сразу обрел популярность в качестве гербицида для защиты сои. Первоначально он рассматривался как средство против сорняков в зерновых культурах и имел неплохие перспективы. Но специалисты компании быстро установили, что БАЗАГРАН® имеет гораздо больший потенциал не в Европе, а в Азии и Америке, на соевых и рисовых полях. Также БАЗАГРАН® был единственным гербицидом, позволяющим отказаться от междурядных обработок сои, что привело к резкому снижению затрат на топливо, уменьшению эрозии почв и повышению урожайности.

-4

Реклама БАЗАГРАН®, 70-е годы, США

Благодаря своим многочисленным преимуществам, БАЗАГРАН® в последующие годы превратился в самый эффективный продукт защиты растений компании BASF и завоевал признание во всем мире. БАЗАГРАН® успешно вышел на рынок Бразилии, и местные соеводы по достоинству оценили новинку. А для борьбы с сорняками в рисовых чеках БАЗАГРАН® поставлялся даже в Японию.

Накануне открытия бентазона, компанией BASF был построен новый химический завод в г. Гейсмар (штат Луазиана, США) производительностью 4 000 тонн продукции в год.

-5

В будущем это стало хорошим подспорьем для удовлетворения огромного спроса на БАЗАГРАН®. На днях поля, выставках и семинарах все говорили о БАЗАГРАН®, для американских агрономов печатались брошюры, объясняющие, как правильно работать препаратом, по телевидению шла реклама БАЗАГРАН®.

Как выяснили позже американские фермеры, помимо высокой эффективности и молниеносного гербицидного действия (первые признаки заметны уже через 5 часов после применения), у БАЗАГРАН® есть еще одно преимущество: он играет важную роль в системах нулевой обработки почвы, разработанных для предотвращения эрозии почвы на Среднем Западе США и в Бразилии. Система No-till 70-х и 80-х годах не была новой, ведь её основы были разработаны еще в конце 19-го века, но значительное развитие она получила именно после открытия эффективных послевсходовых гербицидов, которые позволили снизить количество механических обработок до минимума или даже отказаться от них полностью. Немалую роль в популяризации No-till сыграли препараты BASF, такие как БАЗАГРАН® и… впрочем, не будем забегать вперед, об этом я расскажу в следующих публикациях.

В 1987 году продажи БАЗАГРАН® составляли почти 20% от всех пестицидных продаж BASF, фермеры США, Бразилии, Европы и Японии были очень довольны гербицидом. И это понятно, БАЗАГРАН® эффективен против сорняков, не токсичен для рыб, быстро разрушается в почве, не вредя окружающей среде. По всему миру БАЗАГРАН® применялся для уничтожения сорняков на огромном числе культур: зерновые, рисе, кукурузе, сорго, сое, арахисе, фасоли, горохе, нуте, клевере, люцерне, картофеле, льне, луке, чесноке, мяте и многих других культурах.

Что касается нашей страны, то первые поставки БАЗАГРАН® прошли в начале 80-х годов, гербицид импортировался в нашу страну из-за рубежа и был допущен для применения также на весьма широком наборе культур: пшенице, ржи, ячмене, овсе, рисе, кукурузе и сое. В настоящее время кроме сои БАЗАГРАН® можно применять еще и на горохе.

Реклама BASF, 90-е годы, Россия
Реклама BASF, 90-е годы, Россия

Стоит упомянуть и еще об одном препарате компании BASF, который в 80-90-х годах применяется на территории нашей страны: БАЗАГРАН-М. Это было смесевое решение на основе бентазона и МЦПА, того самого гормонального препарата, с которого началась пестицидная история BASF. Препарат применялся на зерновых культурах, а также льне-долгунце. Кстати, комбинирование действующих веществ в одном препарате – это хорошая практика и эволюционное развитие большинства пестицидов, позволяющая аграриям получать усиленные и улучшенные препараты. Что касается бентазона, то смесевые гербициды на его основе начали появляться еще 30-40 лет назад (АРАМО, БАЗАГРАН ПЛЮС, БАЗАГРАН-М). Комбинации с бентазоном существуют и сегодня, и весьма востребованы у сельхозпроизводителей. Например, гербицид КОРУМ® на основе бентазона и имазамокса – это один из самых популярных препаратов для послевсходовой защиты сои от сорняков.

В чистом виде или в смеси с другими компонентами, трудно даже примерно подсчитать, какое количество бентазона было применено на полях за 50 лет с момента открытия действующего вещества, но очевидно, что речь идет о многих миллионах литров. Тем более сложно представить, сколько гектар и акров было очищено от сорняков, но можно отметить, что средняя урожайность сои за это время выросла почти в два раза: с 1-2 т/га в 1960-х, до 2.5-3 т/га сегодня.

И очевидно, что огромный вклад в этот успех привнесла компания BASF своим открытием бентазона!