Андрей Николаев — это не просто житель Салавата, это имя, ставшее символом силы воли, успеха и преодоления. Большое интервью с чемпионом — на страницах газеты «Выбор».
— Как и с чего всё началось?
— Началось всё в 2005 году. Мама привела в бассейн «Вега», чтобы мне помогли преодолеть недуг. Я появился на свет с диагнозом «Детский церебральный паралич». Как и все родители, мама хотела, чтобы я мог нормально ходить наравне со здоровыми детьми. Привели меня за здоровьем, скажем так, условным. Моим первым тренером была Валентина Геннадьевна. Потом я попал к нынешнему тренеру Фанилю Халиловичу Кираеву.
— Первые свои соревнования помните?
— Да, они были, когда Фаниля Халиловича пригласили работать тренером в бассейн «Золотая рыбка». И мы выступали от «Золотой рыбки». Потом соревнования пошли более плотно, уже именно городские. Я со всеми ребятами плавал и соревновался за шоколадные медали, если можно образно сказать. Постепенно тренировались. Мы с тренером не ставили себе цель победить. Никто даже не думал, что я доберусь до чемпионатов России, что такой мальчик с особенностями сможет выступать среди равных себе. Ведь многие не знают, что у нас есть Чемпионат России по плаванию для людей с ограниченными возможностями здоровья и есть что-то еще помимо городских, республиканских соревнований. Нас заметили и пригласили на первый Чемпионат России. К слову, в тот период я уже был в составе сборной Башкирии. Мне было, наверное, лет 13. Этот первый мой Чемпионат России произвел сильное впечатление. Я просто ахнул от масштабов, количества людей, уровня организации. Это было что-то новое, неизведанное, и это потрясло меня. Но я привык выигрывать на чемпионатах Башкирии и вдруг на первом Чемпионате России ничего не занял. Понимаете? Ничего! Мне было очень обидно. Я не понимал, как это произошло, почему и что делать дальше? Ведь я же всегда выигрываю! И, кажется, даже расплакался. Но потом пришло осознание, что нужно больше тренироваться, прикладывать усилий, работать, чтобы получать стабильно высокий результат. Можно сказать, повзрослел в один момент.
— Видимо это и есть ген чемпиона. Другие бы сдались, а вас это подстегнуло к новым рекордам. Осознание принесло результаты?
— Конечно. Уже лет в 16 у меня были первые заграничные соревнования в Праге. Я не помню, какие именно, но помню, что это была международная классификация, которую я должен был пройти, чтобы получить официальный класс. Не российский, а именно международный, который ставят только на соревнованиях за границей. Я приехал, просто отплавал, получил класс. А еще походил по Праге, много интересного увидел, был в восторге от города. А свою первую медаль на Чемпионате России я выиграл лет в 17-18.
— Видимо, дальше всё шло по нарастающей?
— А как иначе? Постепенно я улучшал время, результаты, завоевывал всё больше медалей на каждом следующем Чемпионате России. В 2019 году меня пригласили на первый Чемпионат мира в Лондоне. Это было для меня тоже что-то невообразимое, больший «вау-эффект» по сравнению с той же Прагой или Чемпионатом России. Это была совершенно другая ступенька соревнований, в которых я принимал участие. И там я выиграл свою первую золотую медаль.
— А в чем была разница? В масштабах, в организации?
— Во всем. Намного больше участников, зрителей, всё вокруг масштабнее. Колоссальное количество людей находится не только на трибуне, но и в бассейне, спортзале, на чаше разминочной, где спортсмены тренируются. Это что-то невообразимое было. Вход только по аккредитации, всё строго, всё очень серьезно. По организации — круче был только прием у президента после победы на Паралимпиаде. Всё шло своим чередом, и в 2020 году уже должна была состояться Паралимпиада. На всех сборах, в поездках мы с тренером рядом, работаем, тренируемся. Но началась пандемия, и Паралимпиаду перенесли на год. Она прошла в 2021 году в Токио. Это было тоже круто, как минимум из-за масштабов бассейна, из-за того, что это Токио, это Олимпийская деревня, там еще больше людей, там все виды спорта, какие только возможны. В Токио я взял сначала серебро на ста метрах вольным стилем, а на своей коронной дистанции — 400 метров вольным стилем — золото. И, что интересно, все тогда мне задавали только один вопрос: «Что я почувствовал?». А я ничего не мог ответить, потому что ничего не почувствовал. Будто это было что-то само собой разумеющееся. Второе золото на той Паралимпиаде я завоевал в комбинированной эстафете 4х100. Тогда сборная России выиграла ее с колоссальным отрывом. И совсем немного нам не хватило до паралимпийского рекорда.
— Дальше был спад?
— Да, потом всё пошло чуть-чуть на спад. И куча дел всяких, и интервью, и поездки, и зовут везде, не знаю, как разорваться, куда идти. А я уже был студентом Салаватского филиала УГНТУ. Меня везде встречали после Паралимпиады, конечно, грандиозно, это было очень круто. После 2021 года также проходили чемпионаты России. Тогда начались разные ограничения со стороны Международного паралимпийского комитета: нам нельзя то, нельзя это, нельзя выезжать. На этом фоне немного угас огонь азарта, который давал энергию для побед. Было непонимание, куда мы идем, что делаем, что происходит вообще, выпустят ли нас. Руки опускались. Но мы продолжали тренироваться. Однако до последнего момента, до Паралимпиады – 2024 в Париже у нас практически до дня отъезда было колоссальное непонимание того, как, куда и зачем мы едем. Потому что не знали, пустят ли нас, дадут визы или нет, поедут с нами тренеры или мы будем одни. Как это будет вообще выглядеть? Всё это было так натянуто и эмоционально трудно. Не физически, а именно эмоционально. Своим выступлением в Париже я недоволен. Результат был лучше, но я был недоволен собой: как так, вроде чемпион, а тут бах — и третье место. Понятно, что это дело случая, нужно больше тренироваться, навыки нарабатывать. Но, значит, судьба так сложилась, что на этой Паралимпиаде мне нужно было именно третье место, чтобы возродить в себе азарт, зажечь запал, чтобы огонь вновь начал полыхать, именно тот, который даст мне толчок к новым вершинам и свершениям. Сейчас уже начинаем постепенно готовиться. Из-за своего диагноза я плыву только на руках, ноги не двигаются, поэтому моя коронная дистанция — 400 метров. На коротких мне тяжелее разогнаться и «взорваться», чтобы быстро проплыть. А на длинных у меня все шансы выиграть из-за хорошей выносливости. Я изматываю соперников, грубо говоря, и просто выигрываю. Они уже метрах на двухстах после старта выдыхаются, а я продолжаю, как паровоз, тянуть за собой всё, что ниже пояса находится. Это очень тяжело, хотя в воде состояние невесомости и всё разгружается, но есть сопротивление воды, есть гидродинамика, которая сильно влияет на положение тела. Очень много нюансов, но за счет выносливости я как раз-таки и выигрываю.
— Готовитесь к Олимпиаде – 2028 в Лос-Анджелесе?
— Да, причем активно. Времени не так много. Конечно, неизвестно, будут ли там российские спортсмены, какая будет ситуация в мире, но надеюсь, что все-таки допустят с флагом и гимном для выступления как представителей Российской Федерации, а не как нейтральных паралимпийских спортсменов. Когда ты гордо несешь флаг своей страны — это и мотивация, и осознание, что всё не просто так, а во благо и во славу. Поэтому следующие года четыре спорт точно будет неотъемлемой частью моей жизни. И вообще, хотелось бы завершить красиво и уйти не с третьим местом, а с первым. Ведь спорт всё равно когда-нибудь закончится. Придут молодые, сильные, энергичные. Не хочется смотреть в спину, хочется закончить на первой ступени пьедестала.
— Кем вы себя видите через 15 лет? Тренером, производственником или предпринимателем?
— Скорее всего, пойду в бизнес. Я себя с детства не видел кем-то, работающим на кого-то. Всегда хотел что-то свое, чтобы принадлежать самому себе. Я не стремлюсь стать тренером. Это не мое. Я знаю свой вспыльчивый характер и с детьми не полажу — это точно. В принципе, я уже начал вести бизнес-деятельность в городе. Открыл клуб виртуальной реальности. Я люблю Салават, никуда уезжать не собираюсь и надеюсь, что так будет и дальше. Жить, работать в родном городе.
Несколько десятков интервью, просмотр сотен архивных фотографий и запись видео — всё это составляющие работы над проектом «Салават — город чемпионов», итогом которого станут не только своего рода энциклопедия салаватского спорта на сайте издания, но и яркий календарь, который выйдет в нескольких частях. Старейшие и самые молодые виды спорта, сильнейшие спортивные школы, чемпионы и яркие юные звездочки соберет акция «Салават — город чемпионов» на страницах календаря. На фотосессии чемпионы были в брендированных футболках, которые разработаны и изготовлены специально для проекта. Андрей Николаев — герой января календаря «Салават — город чемпионов».
Автор: Ольга Исакова/газета «Выбор»..
Фото: Алёна Бизикина/газета «Выбор».