Найти в Дзене
Infsecurelife

Информационная безопасность. Телекоммуникационные сети, государственные информационные системы

В этой статье хочется порассуждать, а в комментариях услышать Ваше мнение. Начнем с теории и терминов, для расширения кругозора и понимания для…  Статья будет носить ознакомительный характер и не является истиной первой инстанции. Уже несколько лет на государственном уровне внедряются, расширяются и совершенствуются различные онлайн сервисы, порталы, информационные системы и прочее. Всё это преподносят в свете повышения КПД- коэффициента полезного действия организаций, наращивания эффективности и так далее и тому подобное.  А для пользователей «грозят» просто фантастическим удобством использования, мгновенностью, доступностью, прозрачностью, обещают освободить от непосредственного контакта и посещения государственных органов, бумажной волокиты и далее в том же исполнении. «Нажми кнопку — получишь результат». Так звучит лозунг, что для исполнителя, что для потребителя услуги (ну или для «бедолаги», который вынужден нажимать на эту кнопку)  Так, давайте попробуем определиться для себя

В этой статье хочется порассуждать, а в комментариях услышать Ваше мнение.

Начнем с теории и терминов, для расширения кругозора и понимания для… 

Статья будет носить ознакомительный характер и не является истиной первой инстанции.

Уже несколько лет на государственном уровне внедряются, расширяются и совершенствуются различные онлайн сервисы, порталы, информационные системы и прочее. Всё это преподносят в свете повышения КПД- коэффициента полезного действия организаций, наращивания эффективности и так далее и тому подобное. 

А для пользователей «грозят» просто фантастическим удобством использования, мгновенностью, доступностью, прозрачностью, обещают освободить от непосредственного контакта и посещения государственных органов, бумажной волокиты и далее в том же исполнении. «Нажми кнопку — получишь результат». Так звучит лозунг, что для исполнителя, что для потребителя услуги (ну или для «бедолаги», который вынужден нажимать на эту кнопку) 

Так, давайте попробуем определиться для себя — что есть что?! Вы когда-нибудь задумывались, что же есть такое государственные информационные системы и информационно-телекоммуникационные сети?!

Понятие государственных информационных систем (ГИС) определено в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». 

Согласно закону государственными информационными системами являются федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов. За защиту информации в ГИС отвечает оператор такой системы.

Также важно отметить, что помимо понятия ГИС, федеральным законом №149-ФЗ вводится понятие «муниципальная информационная система» (информационная система, созданная на основании решения органа местного самоуправления). С точки зрения защиты информации государственные и муниципальные информационные системы – идентичны.

-2

Есть еще иные информационные системы и логично предположить, что к государственным они не относятся, создаются и эксплуатируются по инициативе уполномоченных лиц. Или частные информационные системы.

И как я сказал выше, создаются они для оптимизации и улучшения деятельности и предоставления услуг и сервисов онлайн.

Все это прям совсем по воздуху работать не может,поэтому, операторов и нуждающихся в услуге объединяют информационно-телекоммуникационные сети!

То есть это система линий связи, совокупность каналов, объектов и устройств связи, где передаются данные. 

Одни работают, что бы была возможность реализовать возможности ГИС и предоставить сервис, а другие его получают. «Нажми кнопку — получишь результат»

Звучит всё очень заманчиво и особенно после просмотра федеральных ТВ каналов, создается впечатление,что выглянешь в окно, а там вид, как в фильме «Пятый элемент» или еще интереснее! 

На деле не всё так радужно! И это не является секретом, как для пользователей различных сервисов (под пользователями имею в виду и операторов и лиц желающих получить услугу с применением современных технологий), так и для групп лиц, различных инстанций, которые внедряют различные «эти сервисы» и информационные системы в нашу жизнь. Процесс трудоемкий во всех смыслах! 

То есть надо подумать хорошенько: над информационной безопасностью, над программным обеспечением, продумать и разработать платформы. Не забыть о правовом обеспечение всей деятельности, произвести расчеты, в том числе и финансовые. Продумать состав и конфигурацию коммуникационного оборудования, серверов, линий связи. Далее все это нужно реализовать — построить, написать код, внедрить DLP системы (кратко и просто если, DLP системы призваны защитить от утечки данные), другие средства защиты информации.

За кадром остаются кровь и пот работяг осуществляющих прокладку, монтаж коммуникационных линий и оборудования, сошедшие с ума специалисты, которые пытаются внедрять, настраивать и использовать ГИСы на рабочих местах в организациях и учреждениях. 

А любая система и телекоммуникационная сеть, требуют постоянного внимания и обслуживания, нужно заложить возможности наращивания мощности, иметь возможность гибко модернизировать системы и сети, иметь план действий и резервы на случай, скажем так, аварийной ситуации. И еще много всего нужно учесть и продумать. Требуются постоянные финансовые вложения на обслуживание и зарплату персонала. 

Необходимы грамотные операторы, возникает необходимость повышения квалификации и обучение лиц, непосредственно предоставляющих услугу. И на это тоже нужно потратить ресурс, заложить бюджет.

Говоря за бюджет, обойдем стороной тему «распиливания», а скажем так: не всегда имеется достаточное финансовое обеспечение. Также присутствуют просчеты, которые устраняются годами из-за бумажной волокиты и согласований. 

Внедрение заведомо неэффективных средств и систем. Халатность и ошибки. Нельзя обойти стороной ситуации, когда пытаются «подружить» разные сегменты сети, объединить, интегрировать различные сервисы и системы, которые первоначально разрабатывались как самостоятельные. И на такие сращивания и интеграции иногда уходят годы. По тем или иным обстоятельствам. А обучение и повышение квалификации, часто проходят формально и неэффективно.

И на деле мы имеем то, что имеем: Утечки данных, отсутствие доступа к ресурсу, кривой интерфейс, медленную и некорректную работу заложенного функционала, ошибки эксплуатации возможностей ГИС и оборудования. Хорошую идею – плохую реализацию.

Итоги. Почему же так происходит?!

- недостаточное финансирование;

- недостаточный уровень знаний;

- ошибки в проектировании и разработке;

- некорректное управление процессами;

- технические сложности интеграции различных сегментов;

- внедрение заведомо неработоспособных решений;

- «авось» и так сойдёт!

Однако, государственных информационных систем достаточно много и не все так печально, а то сгустил краски. Есть большое количество сервисов, которые облегчают повседневную деятельность организаций, автоматизируют процессы. И мы имеем возможность получать услуги онлайн. Пусть не всегда так, как хотелось бы, но однако возможность есть же. 

За границей не бывал, но слышал, что там (за границей) с информационными система дела обстоят еще хуже. И как «старовер», всё еще люблю бумажные документы, а услугу получать при непосредственном общении. 

Да и тем более пока мы не можем в полном объеме отказаться от документооборота на бумаге, да и не все услуги можно предоставить онлайн – логично. 

Как то так!

читайте мои статьи, читайте книги, развивайте логическое мышление.

Пишите комментарии и подписывайтесь на канал. Удачи!