Найти в Дзене
Вячеслав Ефимов

ЗАЗ-966 БВ-2 1972 года выпуска

Интересная модель, я бы даже сказал раритетный экземпляр сейчас находится у меня на обслуживании. 30 лет автомобиль простоял без движения в гараже. Гараж был сухой и проветриваемый. Это правило сыграло ключевую роль в сохранности данного автомобиля.

Видимо от жары расплавился пластик и превратился в труху. Ничто не вечно. Руль ЗАЗ-966.
Видимо от жары расплавился пластик и превратился в труху. Ничто не вечно. Руль ЗАЗ-966.

Первое впечатление от запорожца.

Когда мы с другом приехали в гараж, я еще не видел это чудо техники, лишь на фотографиях, но был готов ко всему. Мы взяли с собой даже запасные колёса. Я уже не говорю про то, что был куплен новый аккумулятор, тормозная жидкость и зачем-то по незнанию я купил антифриз.

Конечно, как бывалые автолюбители мы взяли с собой трос, насос, воду, тряпки, бензин, щетки стеклоомывателя.

Мне и другу очень понравилось что-то пыльное стоящее в гараже. Раньше я видел запорожец только когда был маленький у себя во дворе и конечно эта модель всегда вызывала интерес. Так как москвичей, волг и жигулей было в Москве предостаточно. А вот запорожец-это чудо.

ЗАЗ 966 в ремонт
ЗАЗ 966 в ремонт

Не думая ни секунды мы принялись накачивать колёса, поставили аккумулятор, плеснули в бак бензин, отмыли стёкла, поставили щётки на лобовое стекло. Ключ на старт. Запорожец подаёт признаки жизни. Начинают светиться оставшиеся приборы. Пуск.

Заведётся или нет?

Нет. Раскрою я вам тайну с первых слов. После пары неудачных попыток прокрутки стартера я начал искать причины неисправности. Сразу же в голове мелькнула мысль о подаче топлива. И не зря. Топливо не поступало по трубопроводам.

Может быть на тросу? -подумали мы. Зря.

Тормозная система неисправна. Пару качков на тормоз, потом ещё раз 50 ничего не дали. Хозяин достал книжку и начал читать как прокачивать тормоза. Мы к этому были не готовы, так как запорожец уже выкатили из гаража и все проходящие мимо активно смотрели и интересовались им, раздавая советы.

Обычно я как упёртый баран не отступаю. Но видя происходящее вокруг было принято верное решение-эвакуатор.

ЗАЗ 966 БВ-2 1972 года на эвакуаторе
ЗАЗ 966 БВ-2 1972 года на эвакуаторе

Пол часа ходу и мы на месте. Вот теперь ЗАЗ 966 стоит на закрытой территории и можно делать всё что угодно. "Эй Руслан"-крикнул я. "Встречай зазик". По взгляду ребят (токарей, слесарей производства) было понятно удивление и восторг. Кто же к нам приехал.

Зазик
Зазик

Пошел я помыть руки и тут выхожу из туалета, Руслан уже с бутылкой бензина в руках и поворачивает ключ на старт. Я напрягся. Секунды и вуаля! Зазик заработал. Сказать что я в восторге ничего не сказать. Чудо техники работает, обрадовались мы. Далее мы отступили и дали пару дней зазику отстоятся.

Что необходимо знать при ремонте автомобилей, которые стояли в гараже более 10 лет.

Запрожец в гараже.
Запрожец в гараже.

Почему не поступало топливо? Всё просто. То, что было в баке 30 лет назад, даже если его и когда-то заводили превратилось в маслянистую твёрдую жидкость типо смолы, забив все бензопроводы. Делать нечего. Пришлось вытаскивать бак и несколько раз промывать его бензином и ещё средством против ржавчины. более менее через неделю после отстоя бак начал отлипать и нечто выходило из него по бутылкам. Конечно ржавчину до конца смыть не удалось. Зато избавились от смолы. Поплавок при этом был вообще съеден временем (именно механизм пластиковый). Пришлось искать новый.

Поплавок бензобака. Датчик уровня топлва ЗАЗ
Поплавок бензобака. Датчик уровня топлва ЗАЗ

В карбюраторе было тоже самое. В поплавковой камере был сильный налёт этой же смолы. Некоторые жиклёры забились. Пришлось разбирать и чистить. поплавок тоже залипал. Снимается всё легко. это как конструктор для взрослых. Мне даже понравилось.

Карбюратор ЗАЗ 966
Карбюратор ЗАЗ 966

Когда зазик более менее стал заводится мы начали работать над тормозной системой. к сожалению в ней тоже образовались плотные сгустки непонятной жидкости. Жидкость превратилась в герметик и заблокировала все трубки и цилиндры. Много попыток было реанимировать и то и другое. Но увы. Пришлось собирать новый тормозной контур. Сначала поставили этот контур на старые цилиндры. Не помогло.

ЗАЗ 966 без колёс. Тормозная система ЗАЗ 966
ЗАЗ 966 без колёс. Тормозная система ЗАЗ 966

Отдельно хочется рассказать о важной проблеме, которая нас мучала достаточно продолжительное время. Это главный тормозной цилиндр.

Когда мы всё поставили на места выяснилось что ГТЦ ЗАЗ 966 БВ одноконтурный и не держит он тормозуху никак. Льёт как из ведра под педаль. Находится он на этой модели именно под педалью тормоза. В багажнике (капоте) его искать не нужно. Искали новый мы очень долго. Цены были космические. Но нашли замену от сцепления. Он держал но не долго. Пришлось три раза покупать ГТЦ. Нашли более менее нормальный.

ГТЦ ЗАЗ 966 1972 года выпуска.
ГТЦ ЗАЗ 966 1972 года выпуска.

Да, пробовали менять резинки, разбирали его полностью, чистили, вымачивали. Не помогло. Почему то новую резинку он зажевывал и продолжал течь.

Тормозной цилиндр запорожец. ГТЦ одноконтурный
Тормозной цилиндр запорожец. ГТЦ одноконтурный

Трубки кстати тормозные (старые) не открутились практически все. Половину трубок осталось на старых местах, остальную часть пришлось кусать пассатижами. Шланги и трубки пришлось замерять и заказывать.

Тем временем ЗАЗ подавал признаки жизни и всё крутилось и работало. Кроме.

Да, к сожалению генератор тоже отказался выдавать ток. Позже и трамблёр перестал подавать признаки жизни (возможно на нём конденсатор). Трамблёр я нашёл новый и благополучно поставили. С генератором пришлось повозиться. Из нескольких городов России я заказывал к нему запчасти, потом и сам генератор целиком. Удача!

генератор заз 966
генератор заз 966

Только на третий раз мне повезло и нашёлся рабочий, как я думаю генератор. Про реле хочется поговорить отдельно. Их там три штуки. От них тоже зависит и пуск и зарядка. Но самое интересное я нашёл предохранители в запорожце. Они выглядят как тонкая струнка натянутая на небольшую поверхность (сантиметра два). Я обязательно выложу всё по мелочам в следующей статье. Особенно расскажу как у меня загорелся провод и реле стартера.

Генератор ЗАЗ 966
Генератор ЗАЗ 966

Я не считаю сейчас, что генератор работает правильно, или реле которые я поставил от копейки. Но машина не глохнет если убрать провод минусовой и когда даёшь газ то фары начинают гореть лучше.

Поворотники

Плафон повоторников ЗАЗ 966
Плафон повоторников ЗАЗ 966

Не ожидал я, что именно ручка посредине торпеды это поворотники. Обычно их ищем на руле. А тут рычажок прямо в середине панели торчит. Они не работали. Купил реле. Не работает. Купил еще 2 раза реле. Не работает. Пошёл к Руслану. Он разобрал реле, что-то там подтянул или ослабил и вуаля. Работает. Оно, конечно не как на жигах моргает. Немного медленно. Но работает. Кстати, фото плафона повортника выше. На нём повортник на самом деле белого цвета, и он покрашен был в жёлтый цвет. А на просторах интернета я нашёл именно жёлтый. Потом вам его покажу. Руль новый и торпеду я тое нашел в отличном состоянии.

Диодный мост генератора ЗАЗ 966. Щётки генератора.
Диодный мост генератора ЗАЗ 966. Щётки генератора.

Тормозные диски и колодки

Хочется отметить, что хозяин авто следил за машиной и подшипники ступицы были смазаны. Колодки в некоторых местах стояли новые. Конечно с тормозами пришлось позаниматься и мне не нравятся как они работают. Нет усилителя. Ощущение что ты едешь на карете и тормозишь деревянным рычагом. Несмотря на то, что я несколько раз прокачивал жидкость тормоза не очень. Проверку на герметичность система тоже прошла не сразу. Но прошла.

Тормоза Запорожец
Тормоза Запорожец

Хотите расскажу как я ездил на ней в ГАИ?

На учёт мне ее пока не поставили, нужно пройти доп проверку.

Ночью в центре я один еду по Бауманской улице. Сзади подлетают гаишники с люстрой. Я останавливаюсь, выхожу из машины. Ты куда? Я даю трясущейся рукой документы. Тряслась рука потому что на Зазе ехать нужно очень аккуратно и не выпускать руль из рук. Расслабиться не получится. Я говорю-еду в ГАИ. Мне говорят товарищи милиционеры-"в час ночи?" Я ответил да, чтобы утром в пробке не стоять решил оставить авто у гаи. Отпустили, проверив все документы, посветив мне фонариком в глаза.

Техосмотр

Никаких проблем на ТО не было. Машину я оборудовал ремнями, знак, огнетушитель, жилет. Полностью своим ходом доехал до пункта ТО. Произвели необходимые проверки и выдали заключение о соответствии.

Техосмотр запорожец
Техосмотр запорожец

Хочется конечно вам рассказать про релюшки. Но про них будет отдельная тема. Есть секреты. Без исправной релюшки ни завести ни заряд получить не удастся.

Реле регулятор ЗАЗ
Реле регулятор ЗАЗ

ЗАЗ 966 БВ-2 стоит помытый в первый же день.

ЗАЗ 966 БВ-2 1972 г.
ЗАЗ 966 БВ-2 1972 г.

Продолжение истории в следующем выпуске.