Найти в Дзене
Сравни

Клубный чемпионат мира: турнир, который рискует стать самым убыточным под эгидой ФИФА

Оглавление

Рассказываем о финансовых проблемах турнира

14 июня в США стартовал Клубный чемпионат мира. Это первый розыгрыш турнира в обновлённом формате — с участием 32-х лучших футбольных команд со всех мировых континентов.

Президент ФИФА и идейный вдохновитель турнира Джанни Инфантино строил на него грандиозные планы, заявляя, что КЧМ станет вторым по значимости турниром чемпионата мира среди сборных и принесёт огромные доходы. А здесь вы можете узнать подробнее о КЧМ и других актуальных соревнованиях.

Пока турнир не спешит оправдывать возложенные надежды, а в том, что касается финансового аспекта, близок к полному провалу.

Какой призовой фонд у КЧМ

Общий призовой фонд Клубного чемпионата мира составляет $1 миллиард (78 миллиардов ₽).

-2

За победу на каждом этапе турнира ФИФА щедро награждает участников:

  • за каждую победу на групповой стадии клуб получает $2 миллиона (157 миллионов ₽);
  • за ничью — $1 миллион (78,5 миллиона ₽);
  • за выход в 1/8 финала — $7,5 миллиона (588,7 миллиона ₽);
  • в 1/4 финала — $13,125 миллиона (1,03 миллиарда ₽);
  • в 1/2 финала — $21 миллион (1,6 миллиарда ₽);
  • финалист получает $30 миллионов (2,3 миллиарда ₽);
  • чемпион — $40 миллионов (3,1 миллиарда ₽).

Также каждому клубу полагаются различные суммы за участие в турнире — в зависимости от континента, который он представляет:

  • Европа — от $12,81 миллиона (чуть больше 1 миллиарда ₽) до 38,19 миллиона (2,9 миллиарда ₽), что определяется рейтингом, основанным на спортивных и коммерческих критериях;
  • Южная Америка — $15,21 миллиона (1,1 миллиарда ₽);
  • Северная Америка, Азия и Африка — $9,55 миллиона (около 750 миллионов ₽);
  • Океания — $3,58 миллиона (280 миллионов ₽).

Сколько ФИФА планирует заработать на КЧМ

Согласно бизнес-плану ФИФА, планируемая выручка от проведения Клубного чемпионата мира составляет $2 миллиарда (почти 157 миллиардов ₽). В частности, такую сумму принесут:

  • телеправа — $1 миллиард (78 миллиардов ₽);
  • спонсоры и продажа билетов — по $500 миллионов (39 миллиардов ₽).

В то же время Инфантино заявил:

«Все доходы, полученные от турнира, будут распределены между участвующими клубами и через программу клубной солидарности по всему миру, поскольку ФИФА не оставит себе ни одного доллара. Резервы ФИФА, которые предназначены для развития мирового футбола, останутся нетронутыми».

Планируется, что выручку с КЧМ распределят следующим образом:

  • призовые участникам — $1 миллиард (78 миллиардов ₽);
  • стадионы и тренировочные базы — $101 миллион (7,87 миллиарда ₽);
  • солидарные выплаты, то есть фонд, который Инфантино обещал каким-то образом распределить между клубами всего мира, — $100 миллионов (7,8 миллиарда ₽);
  • телевизионные расходы — $94 миллиона (7,3 миллиарда ₽);
  • зарплаты работникам — $92 миллиона (7,1 миллиарда ₽);
  • прочие детализированные расходы — $166 миллионов (12,9 миллиарда ₽);
  • прочие расходы без пояснений — $447 миллионов (34,8 миллиарда ₽).

Хотя Инфантино и озвучил, что турнир не потребует вложений из финансовых резервов ФИФА, текущая ситуация вынуждает в этом усомниться. Дело в том, что КЧМ уже принёс организации определённые убытки, которые могут возрасти по ходу плей-офф.

Главная причина убытков — низкий спрос на билеты

Как уже упоминалось, одной из трёх главных статей дохода с Клубного чемпионата мира, по плану ФИФА, должна была стать продажа билетов на матчи. Тут-то и возникла серьёзная проблема. ФИФА ожидала аншлагов, но ещё до старта турнира выяснилось, что она переоценила потенциальный зрительский интерес к КЧМ.

Билеты продавались с трудом — в итоге цены на них пришлось сильно понижать. К примеру, ещё в декабре самые дешёвые тикеты на матч открытия между «Интер Майами», за который выступает Лионель Месси, и «Аль-Ахли» стоили $349 (чуть больше 27 тысяч ₽), а уже в начале июня их стоимость упала до $55 (чуть больше 4000 ₽). Причём и это не сильно помогало, из-за чего ФИФА даже пришлось пойти на «социальную акцию»: студентам из Майами стали предлагать билеты по $20 (1500 ₽) с возможностью бесплатно позвать с собой до четырёх человек. В итоге на стартовой игре собралось 60 927 зрителей (93,2% от общей вместимости стадиона).

-3

Но в общем и целом один из главных трендов КЧМ — низкая посещаемость. Средняя заполняемость заявленных на турнир стадионов составляет довольно низкие 56,8%. Примеры: матч между «Челси» и «Лос-Анджелесом», проходивший на «Мерседес-Бенц Стэдиум» в Атланте, собрал всего 22 137 зрителей (52,09% от вместимости стадиона), а поединок между «Атлетико» и «Ботафого» на «Роуз Боул» в калифорнийской Пасадене — 22 992 (25,63%).

Но главный антирекорд КЧМ поставила игра между корейским «Ульсан Хёндэ» и южноафриканским «Мамелоди Сандаунз» — на 25,5-тысячном «Интер-энд-Ко Стэдиум» в Орландо собралось всего 3412 зрителей (13,38%).

Точно высчитать все убытки получится только по окончании турнира, но уже сейчас очевидно — ФИФА придётся умерить аппетиты в плане дохода от продажи билетов, которая в итоге явно не принесёт планировавшиеся $500 миллионов (39 миллиардов ₽).

В чём причина столь низкого интереса к КЧМ

На самом деле финансовые просчёты ФИФА закономерно вытекают из спортивных. Претензий и вопросов к этому турниру накопилось немало.

-4

Главной ошибкой многие эксперты и болельщики считают место и время проведения турнира. Публика в США живёт действительно платёжеспособная и любящая спорт, но Инфантино, похоже, забыл один важный нюанс: европейский футбол, который американцы называют «соккером», до сих пор не обрёл в этой стране высокой популярности — невзирая на немалые средства, вкладываемые в его развитие. MLS по-прежнему не может тягаться в плане медийности и зрительского интереса с ведущими североамериканскими лигами по американскому футболу, бейсболу, баскетболу и хоккею.

Вдобавок КЧМ стартовал, когда в разгаре были финальные серии Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) и Национальной хоккейной лиги (НХЛ). Безусловно, решающие баталии в куда более родных и привычных для американцев видах спорта способны перетянуть на себя внимание. К тому же матчи КЧМ начинаются в откровенно неудобное время — например, в понедельник в 15:00, когда большинство местных жителей работают или учатся.

ФИФА наверняка рассчитывала, что за клубами с других континентов в США прилетят многочисленные армии их преданных болельщиков, но и этого не произошло. Перелёт в Штаты — недешёвое удовольствие даже для европейцев с азиатами, а проживание в сезон каникул и отпусков также обойдётся крайне дорого.

-5

Плюс нельзя забывать о новизне этого турнира и, соответственно, ещё не сформировавшемся уровне его статусности. Да, среди его участников есть клубы с мировым именем, но чем для них является КЧМ — важным турниром или чем-то вроде чуть более пафосной, чем обычно, предсезонки? Европейские клубы так и вовсе прилетают в США после изнурительного сезона, что не может не отразиться на игровых кондициях их футболистов и, как следствие, качестве футбола.

Ещё один серьёзный минус — слабая инфраструктура. Организаторы КЧМ так плохо подготовились, что клубы вынуждены самостоятельно решать их просчёты. Например, мадридскому «Реалу» перед началом тренировок пришлось построить временные сооружения: раздевалки, душевые, тенты от солнца, ванны с ледяной водой для восстановления и мобильный тренажёрный зал.

Все эти организационные проблемы крайне негативно сказываются на имидже ФИФА и проводимого ей турнира, поэтому финансовые убытки, которые влечёт за собой КЧМ, являются вполне закономерными.

Клубный чемпионат мира, по задумке организаторов, должен был стать эпохальным событием в истории футбола, но пока являет собой яркий пример того, как не нужно организовывать спортивные турниры.

Источник заглавной фотографии: Кристофер Нойндорф/EPA, theguardian.com

Читайте также:

Подпишитесь на наш канал, если статья была полезной