Найти в Дзене
ZAVODFOTO.RU

Как на заводе «АБЗ-1» могут сделать даже золотой асфальт, и речь не про его стоимость

Человечество давно познакомилось с асфальтом и бетоном, а время и прогресс позволили их соединить в одно целое. На данный момент не существует более подходящего материала для строительства дорог. И вот недавно я побывал на Асфальтобетонном заводе №1 (входит в ГК «АБЗ-1») в Пушкине, что под Санкт-Петербургом, одном из лидеров по производству асфальтобетонных смесей в стране. Предприятие умеет делать «теплые» асфальтобетонные смеси (признанная во всем мире энергосберегающая технология) или «холодные», может изготовить и радиопоглощающий асфальтобетон (инновационный вид асфальтобетона, дополненный свойством радиопоглощения). И главная фишка, что они умеют делать цветной асфальт и даже асфальт с запахом клубники. Как там все устроено, я и покажу сегодня.

Асфальтобетонная смесь состоит из трех основных компонентов – каменный материал (щебень+ песок дробленый), минеральный порошок и битумное вяжущее, а производство асфальтобетонной смеси состоит из нескольких основных этапов. Первым делом сырьё, входящее в состав асфальтобетонной смеси, доставляют на завод. Далее происходит подача компонентов в дозаторы, где происходит их предварительное и точное взвешивание. Для каждого компонента смеси предназначен свой узел ввода (линия подачи). Щебень и дробленый песок предварительно фронтальным погрузчиком засыпают в бункера предварительного дозирования. Для каждой фракции щебня отдельный бункер. Дальнейшая подача щебня и дробленого песка в сушильный барабан задается оператором АСУ в соответствии с рецептом асфальтобетонной смеси. В сушильном барабане наступает этап сушки и нагрева этих самых инертных материалов. Компоненты поступают в сушильный барабан, где с помощью горелки удаляется влага, пыль и происходит нагрев материала до необходимой температуры. Это обеспечивает лучшее сцепление с битумом в последующих этапах производства. После сушки и нагрева каменный материал проходит через грохот для разделения на фракции щебня и дробленый песок. Следующий этап – точное взвешивание всех компонентов. Для каждого компонента смеси на асфальтосмесительной установке существует свой отдельный дозатор. После того, как все материалы точно взвешены, наступает третий этап – подача в смеситель и смешивание компонентов, входящих в состав асфальтобетонной смеси. В результате чего происходит объединение каменных материалов, минерального порошка и битумного вяжущего. Собственно, мы уже на финише. Приготовленная асфальтобетонная смесь готова к транспортировке.

-2

Итак, асфальт, или правильнее, асфальтобетонная смесь состоит из нескольких основных компонентов. Прежде всего, это щебень, минеральный порошок, дробленый песок и битум. Помимо обычного гранитного щебня также используется высокопрочная порода вулканического происхождения - габбро диабаз.

Так если это тротуар, нагрузка на него не велика, то в составе такой смеси максимальное количество песка, а щебень практически не используется. А вот если идёт речь про дороги, то большая часть как раз приходится на щебень. Он и придаёт асфальтобетонному покрытию твердость и стойкость к повышенным механическим нагрузкам. Карьерный песок или щебеночный отсев отвечают за снижение пористости и повышение плотности асфальта, а также за стойкость автодорожного покрытия к высоким температурам. С помощью минеральных порошков регулируется вязкость асфальтобетонной смеси. Битум же является основным связующим компонентом. Сырье сюда привозят из карьеров Ленинградской области и Карелии.

Сергей Шибалов, главный технолог АО «АБЗ-1». Более 15 лет в дорожной отрасли. Курирует вопросы качества выпускаемой продукции, организации технологических процессов, в том числе внедрение в производство инновационных разработок.

-3

История развития производства асфальтобетонной смеси неразрывно связана с необходимостью создания дорог высокого качества. Конечно, процесс этот шел постепенно и начался много лет назад, когда для строительства дорог начали использовать природный битум. Cо времен Римской империи до 30 годов XIX века дороги Европы строили без использования асфальта. В то время в качестве основных материалов для создания прочного основания для движения повозок с лошадьми использовали камни, песок, гравий, бревна, доски, кирпичи, а также известково-песчаный раствор. Первыми вяжущими компонентами при устройстве тротуаров, площадей и дорог, стали каменноугольная смола и природный битум, который добывали в шахтах Франции и Швейцарии, а также привозили с одного из крупнейшего месторождения - острова Тринидад, расположенного у северо-восточных берегов Южной Америки.

Первые упоминания об использовании природного асфальта для прокладки дорог относятся к XVI веку в Южной Америке. Первые установки, смешивающие битум с инертными материалами, были запатентованы и выпущены в США в конце XIX - начале XX века. Так, в 1901 году компания Warren Brothers в Кембридже (штат Массачусетс) построила первую асфальтобетонную установку, представляющую собой телегу, на которой размещались нагреватель битума и бетономешалка, адаптированная под использование горячей смеси.

-4

Первое упоминание об использовании асфальта в России относится к лету 1839 года. Тогда в Санкт-Петербурге под руководством инженера Ивана Федоровича Буттаца на дорожку, уложенную кирпичом, рабочие вылили разогретую смесь природного битума с гранитной крошкой. Результат превзошел все ожидания и уже в следующем году такую технологию использовали для укладки тротуара и части дамбы Тучкова моста. Повсеместно распространить такую практику было сложно, цена сильно кусалась. Заметили, Питер исторически рулил этой темой. Поэтому и не удивительно, что такие инновационные и опытные заводы, как «АБЗ-1», работают именно здесь. В 1873 году усилиями Ивана Федоровича неподалеку от Сызрани был запущен первый в России асфальтный завод. Расположение установки было выбрано не случайно: на берегах Волги обнаружили большие залежи природного битума. Уже в 1876 году продукцией, произведенной на сызранском заводе, была залита Тверская улица в Москве. В августе 1932 года в Москве был запущен в эксплуатацию первый стационарный завод для приготовления холодного асфальта. Правда, и тогда практически все необходимое промышленное оборудование и дорожная техника поставлялась из-за рубежа.

Первым делом щебень и дробленый песок загружают в бункеры предварительного дозирования фронтальным погрузчиком. Внизу каждого бункера есть заслонка, которой определяется расход каждого из исходных компонентов.

-5

Для этого асфальтобетонный завод оснащен двумя асфальтосмесительными установками суммарной производительностью до 640 т\ч, оснащенные бункерами предварительного дозирования по 12 шт. на каждой, 12 битумными емкостями, а также 6 емкостями для минерального заполнителя. Все это обеспечивает раздельное хранение компонентов и подачу в смеситель в нужный момент времени любого из них.

-6
-7
-8

Далее вся эта смесь по ленточному транспортеру отправляется в сушильный барабан.

-9
-10

Когда ты сушишь щебень - образуется пыль. Много пыли. Поэтому на заводе предусмотрен специальный фильтр, как раз он на фото.

-11

Сушильный барабан - это здоровенный вращающийся цилиндр, в конце которого стоит мощная горелка.

-12

В сушильном барабане горелка разогревает полученную смесь каменных материалов до +170-180 градусов по Цельсию. Во-первых, чтобы избавить от влаги. А во-вторых, чтобы подготовить материал к равномерному перемешиванию с минеральным порошком и битумным вяжущим.

-13

Практически все технологические процессы скрыты от наших глаз.

-14

Далее нагретый материал поднимают на самый верх смесительной башни.

-15

Наш сегодняшний герой входит в Группу компаний «АБЗ-1», а это один из крупнейших на северо-западе РФ диверсифицированных игроков на рынке дорожно-строительных работ и инфраструктурного строительства. Кроме того, это крупнейший в Северо-Западном регионе России производитель асфальтобетонных смесей с мощностью выпуска 1,7 млн тонн в год и долей регионального рынка в 24%. Сама компания насчитывает более 2 500 сотрудников. Раз мы начали с истории, то и про «АБЗ-1» обязательно стоит упомянуть.

-16

В 1932 году в составе треста «Лендорхоз» была основана «Асфальтобетонная база №1» (как раз будущий «Асфальтобетонный завод №1»), ставшая первым специализированным предприятием в Санкт-Петербурге по производству асфальтобетонных смесей для строительства, ремонта проезжей части и благоустройства территорий. Предприятие, кроме выпуска асфальтобетонной смеси, выполняло и линейные работы по устройству дорожных покрытий. Первый опыт по выпуску асфальтобетона на предприятии связан с устройством покрытия на проспекте Майорова. Серьезным испытанием для завода становится реконструкция площади Урицкого (Дворцовой площади). На ее главных проездах впервые уложен двухслойный асфальтобетон. Самым важным событием 1938-1940 гг. в деле устройства дорожных покрытий становится почти полная замена мостовых из деревянных торцов на асфальтобетонные (Невский проспект, Кировский проспект, Суворовский проспект, площадь Островского, набережная Красного Флота, улица Зодчего России).

-17
-18

Законсервированный на время войны «Асфальтобетонный завод №1» в 1946 году снова приобретает самостоятельность. Весь год АБЗ-1 занимается большей частью ремонтом оборудования и заготовкой материалов (битума и щебня), поэтому асфальтобетонной смеси выпускает мало. С началом строительного сезона 1947 года «Асфальтобетонный завод №1» приступает к выпуску асфальтобетонной смеси. Это позволяет в 2,5 раза увеличить площади новых асфальтобетонных покрытий на улицах города. Начинается проектирование нового асфальтобетонного завода. Распоряжением Ленгорсовета в 1979 году на площадке в промзоне Коломяги организовано асфальтобетонное производство на основе финской установки «Реноватор» АК-200. А в 1993 году завод становится акционерным обществом. В 1994 году предприятие впервые на Северо-Западе России использует для производства асфальтобетонных смесей щебень габбро и улучшенные дорожные битумы.

-19

Битум на завод поступает в цистернах-термосах в нагретом виде и перекачивается в накопительные емкости, где постоянно подогревается. На заводе предусмотрены 12 силосов для его хранения. При изготовлении асфальтобетонных смесей важно учитывать то количество битума, которое идет в дело. Если битума много, то полотно деформируется и образуется колея. Если мало - асфальт впитывает больше воды. И в том, и в другом случае срок службы дорожного покрытия уменьшается. Поэтому во всем нужна мера и контроль.

-20

Ещё один важный компонет, которым компания готова делиться. Прозрачное полимерное вяжущее B2color™ доступно для заказа в любом регионе РФ. Материал поставляется в танк-контейнерах или вот в таких стальных бочках по 200 л.

-21

И, наконец, 30 июля 2014 года «Асфальтобетонный завод №1» торжественно открыл в Пушкинском районе Санкт-Петербурга новый, самый современный на тот момент в России производственный комплекс. Собственно, здесь мы сейчас и находимся. Сам завод «АБЗ-1» в Пушкине состоит из двух асфальтобетонных заводов немецкой компании «Benninghoven GmbH & Co.KG», общей мощностью 640 тонн продукции в час, склада битума на 1200 тонн, установки по производству полимерно-битумного вяжущего, битумных эмульсий, минерального порошка, дробильно-сортировочной установки для производства фракционного щебня и собственной испытательной лаборатории. Benninghoven - это, конечно, мировой бренд. Компания была основана ещё в 1909 году. В начале 1960-х годов она вошла в индустрию по производству асфальта, выпустив первые горелки, сушилки и битумные системы. Не удивительно, что в своё время лидеры выбирали лидеров.

-22

Для соблюдения нужных пропорций фракции сырья проходят через грохот. Это такое большое промышленное «сито» для сортировки частиц разного размера. Собственно, на нем мы и стоим. Это почти самая высокая точка завода, красота-ляпота, какие виды отсюда открываются!

-23
-24

На первый взгляд тут два завода-близнеца. Присмотревшись, ты понимаешь, что один ростиком повыше. А ещё он более универсален. Здесь предусмотрен отдельный узел ввода, который позволяет выпускать цветные смеси практически любых оттенков. Также на данном комплексе были предложены решения для ввода в асфальт продуктов переработки автомобильных шин по технологии, разработанной с учетом мирового опыта.

-25

На следующем этапе эстафету принимает смеситель. Хотя, если честно, после сортировки фракции не сразу попадают в смеситель. Они оседают в горячих бункерах, как гости в прихожей перед банкетом. Причём каждая фракция в своём отсеке. Смеситель - место, где всё становится «асфальтом». Можно сказать, что это и есть сердце завода. Ведь именно здесь встречаются дозированные фракции, минеральный порошок, битум и добавки. Всё это в течение 30-40 секунд перемешивается в горячем смесительном барабане с лопатками и парогенерацией. Вместимость смесителя составляет 4 тонны.

-26

Далее готовая смесь отправляется в накопительные бункера или загружается непосредственно в самосвалы уже для транспортировки к месту укладки.

-27

А это скип (тележка), которая и поднимает готовый асфальтобетон в бункер готовой продукции. Это занимает буквально несколько секунд. Тележка неустанно курсирует туда-сюда.

-28
-29

Диспетчерская - именно отсюда происходит управление всем заводом. Так как все процессы максимально автоматизированы, то толпы здесь нет, достаточно всего одного человека. Кстати, весь софт заменили на отечественный, да и железки, если ломаются, стараются найти уже отечественные решения. Да, санкции - это, конечно, не повод для праздника, но российский бизнес для себя открыл зеленый свет. А буржуи пусть, как у нас говорят, «назло бабушке отморозят уши».

-30

В бункере-термосе готовая смесь может 1-2 часа оставаться горячей в ожидании машины, которая подъедет за грузом. Здесь на производстве налажен выпуск более 300 рецептов смесей, как по традиционным стандартам, так и с перчинкой. Повара тут, ой, какие достойные, можно смело сказать, выпускают они продукцию, опережающую существующие требования времени.

-31

На сегодняшний день в РФ существует несколько линеек нормативных документов на асфальтобетонные смеси, каждая из которых предназначена для конкретной дорожной конструкции, с учетом климата, нагрузок, износа и т.д. Как правило асфальтобетонные смеси с крупностью щебня до 31,5мм применяются для укладки нижнего слоя покрытия автомобильной дороги, асфальтобетонные смеси с крупностью щебня до 16мм применяются для укладки верхнего слоя покрытия автомобильной дороги, смеси песчаные (как раз для тротуаров и садово-парковых дорожек. Основной наполнитель в составе- дробленый песок, минеральный порошок и вяжущее.

Заводская лаборатория, которая контролирует качество сырья и готовой продукции. Здесь испытуемые образцы просеивают, плавят в печи, растягивают, по ним ездят колеса умного агрегата, определяют водонасыщение и тд. Порядка 35 различных проб берут каждые сутки.

-32

Асфальтобетонную смесь классифицируют и в зависимости от технологии производства. Это могут быть горячие, холодные или же теплые асфальтобетонные смеси. Рабочая температура горячего асфальта - около 160°С, теплые асфальтобетонные смеси - от 120 до 140°С. Эти смеси применяются для классической технологии устройства асфальтобетонных покрытий. Холодные асфальтобетонные смеси изготавливают на асфальтных заводах из холодных битумных смол и каменных наполнителей в сочетании со специальными полимерами. Укладка такого асфальта допустима при низких температурах, достигающих -30°С. Его недостатком является высокая стоимость, поэтому чаще всего его применяют в основном для ямочного ремонта.

-33

На «АБЗ-1» готовы выпускать не только асфальтобетонные смеси по самым современным стандартам качества, но и есть возможность производить продукцию более интересного характера. Начнем с классики. «Теплый» асфальтобетон - признанная во всем мире энергосберегающая технология, которая позволяет снизить технологические температуры производства и укладки асфальтобетонных смесей и уменьшить выбросы в атмосферу. Технология основана на снижении вязкости битума путем его вспенивания или добавления специальных химических добавок. ГК «АБЗ-1» активно занимается развитием и внедрением этой технологии, что позволяет уменьшить выбросы вредных веществ в атмосферу и снизить видимость «синего дыма».

-34

Идем дальше. ВОРС (водоотверждаемая ремонтная смесь) - это новый материал для быстрого и круглогодичного ремонта асфальтобетонного покрытия. За счет специальных полимерных и структурирующих добавок смесь быстро затвердевает под воздействием воды. ВОРС подходит для ремонта дорог, аэродромов, придомовых территорий и автомобильных стоянок. Преимущества «холодных» водоотверждаемых асфальтобетонных смесей в следующем. Во-первых - оперативность. Сделал дело и гуляй смело, уже через 20-30 минут после ремонта готовый участок можно использовать. При этом для укладки не обязательно привлекать тяжелую технику. Во-вторых, большой плюс таких смесей, что их можно привлекать в работу хоть круглый год. Можно работать при температуре до -15 °С (если вместо воды использовать антифриз), в дождь и снег. Опять-таки про экологию не забуду. Данный материал безвреден для окружающей среды и безопасен для людей, так как не содержит органических растворителей.

-35

Средний срок службы мостов до капитального ремонта в России составляет около 30-40 лет. Однако основная причина разрушения мостов износ покрытия из-за некачественной гидроизоляции и коррозия несущих элементов. Традиционные асфальтобетонные смеси не могут полностью перекрыть доступ воды к бетону. В таких случаях необходим литой асфальтобетон, который также здесь производят. Главное свойство литой асфальтобетонной смеси водонепроницаемость, что и определяет её широкое применение на мостах и путепроводах. Гидроизоляционное свойство создается благодаря высокому содержанию битумного вяжущего и минерального порошка. Материал производят и укладывают при высоких температурах в вязко-текучем состоянии без уплотнения. Литой асфальт «запечатывает» гидроизоляцию с гарантией от протечек до 20 лет и более. Это существенно увеличивает срок службы покрытий на искусственных сооружениях. Кроме мостов, материал широко применяется на оживленных трассах, в исторической части городов, на трамвайных путях, в паркингах, торговых центрах и помещениях с повышенной влажностью. ГК «АБЗ-1» с успехом применяет технологии устройства покрытий проезжей части инженерных сооружений и зданий из литой асфальтобетонной смеси с 2000 года. Сегодня компания является одним из ключевых экспертов дорожной отрасли по производству и применению этого материала.

-36

Исследовав качество материалов, лаборатория определяет оптимальный состав для каждой партии асфальта и выдает «рецепт», который отправится на производственную площадку.

-37

Резиноасфальт - перспективный экологичный вид асфальтобетонных смесей для дорожного строительства. Его получают путем добавления в асфальтовую смесь резиновой крошки. Кстати, один из основных источников резиновой крошки - автомобильные шины. Их часто выбрасывают на несанкционированные свалки, где они разлагаются сотни лет. Кроме того, такие свалки пожароопасны, а продукты неконтролируемого сжигания покрышек наносят вред окружающей среде. Чтобы решить эту проблему, ГК «АБЗ-1» производит модификаторы для асфальтобетона из резиновой крошки. Между прочим, применение продуктов переработки резиновых покрышек в дорожном асфальтобетоне снижает выбросы углекислого газа в среднем на 10-20%. А ещё применение резиноасфальта позволяет уменьшить уровень шума в населенных пунктах на 4-10 дБ, повысить коэффициент сцепления покрытия и, в конце концов, увеличить долговечность покрытий (снизить колееобразование, защитить от низкотемпературного разрушения, повысить усталостную долговечность и снизить износ).

-38
-39
-40

Продолжая тему вторпереработки уместно упомянуть и RAP (Recycled asphalt pavement – переработанное асфальтовое покрытие) еще одна «зеленая» технология в дорожном строительстве. Ее суть заключается в добавлении в новую асфальтобетонную смесь переработанного асфальтобетона, полученного путем дробления и сортировки старого асфальтового покрытия после фрезерования. Применение этой технологии позволяет экономить щебень, песок, минеральный порошок и битумное вяжущее. Одновременно с этим решается проблема утилизации Фрезерованного асфальтобетона. Технология вторичного использования асфальта впервые была применена в Ленинграде в конце 1970-х годов. Между прочим, в 1979 году при участии асфальтобетонного завода №1» была создана производственная площадка «Реноватор» на Новосельковской улице. Уже тогда на ней осуществлялась переработка старого асфальтобетона. А с 1 марта 2021 года в России действует национальный стандарт на RAP, который закрепил использование этой технологии. Специалисты ГК «АБЗ-1» организовали опытные участки с различным содержанием RAP в составе асфальтобетонной смеси. В настоящее время за этими участками (Садовая улица, ЗСД, КАД и др.) ведется наблюдение.

Ещё одна их новинка - радиопоглощающий асфальтобетон. Это инновационный вид асфальтобетона, дополненный свойством радиопоглощения. У радиопоглощающего асфальтобетона несколько преимуществ. Кроме того, что он защищает от вредного воздействия электромагнитных излучений, превращая их энергию в тепловую без переотражения, он способен размягчаться, разогреваясь равномерно по объему под действием электромагнитного излучения. Это позволяет быстро восстанавливать поврежденные участки поверхности дороги. И ещё один секретик в студию. Радиопоглощающий асфальтобетон от «АБЗ-1» помогает маскировать объекты, снижая их заметность в радиолокационном спектре обнаружения (стелс-технология). Благодаря таким свойствам радиопоглощающий асфальтобетон активно применяется для военных аэродромов и других стратегических объектов.

-41

Лично для меня было открытием, что они умеют делать не только цветной асфальтобетон, но ароматизированный. Цветной асфальтобетон создается по уникальной технологии, разработанной ГК «АБЗ-1», которая позволила заменить черный битум на синтетическое прозрачное вяжущее. Запатентованное прозрачное полимерное вяжущее под названием B2color идеально подходит для изготовления цветных асфальтобетонов. B2сolor™ - единственное в РФ прозрачное полимерное вяжущее, адаптированное под все климатические зоны страны: от Арктики до субтропиков.

-42

В сочетании с красящими пигментами и разноцветными каменными материалами можно получить красочный асфальт практически любого оттенка. Для производства цветных асфальтобетонных смесей в других регионах компания организует доставку прозрачного полимерного вяжущего и оказывает всестороннюю экспертную поддержку.

-43

Цветной асфальтобетон соответствует действующим гостам, малотоксичен. Кроме того, он может быть переработан для вторичного использования. Немаловажный экологический фактор использования цветных асфальтов - экономия электроэнергии: на объектах с цветным световым решением эффект отражения позволяет меньше использовать искусственное освещение.

-44
-45

Что касается ароматизированного асфальтобетона, то это инновационный материал, который представляет собой асфальтобетонную смесь с добавлением специальных ароматизаторов. До чего дошел прогресс! Вот мы рады, чтоб просто асфальт был, а ведь есть более нежные люди, запах при укладке асфальта их раздражает. Не вопрос, «АБЗ-1» подготовила и для таких ценителей дорог свой «дорожный парфюм». Опытная партия данной асфальтобетонной смеси была выпущена «АБЗ-1» впервые в конце 2017 года, в 2019 году технологию применили при устройстве дорожного полотна проезжей части на Белоостровской улице в Санкт-Петербурге. С тех пор она только совершествуется. Важно отметить, что такая ароматическая добавка полностью натуральна и может быть использована даже в пищевом производстве. В настоящее время разработаны несколько вариантов добавок с различными ароматами, пригодных для ароматизации асфальтобетонных смесей, лично мне понравился асфальт с запахом клубники. Не удивительно, ведь эту ягоду, особенно с молочком, я готов есть ведрами :).

-46
-47

Вот смотрите, даже золотой асфальт им по силам. И как вы теперь понимаете, речь идет не про его стоимость.

-48
-49

Завод работает круглосуточно. На въезде-выезде предусмотрены специальные грузовые весы, которые взвешивают грузовой автомобиль сначала при въезде, а затем при выезде. Обычно в каждую машину загружают не более 20 тонн готового асфальта. Температура классического асфальта на отгрузке где-то 160°C, на объект он должен поступить с температурой не ниже 130 градусов и укатываться при температуре не ниже 110 градусов. «Асфальт - как хлеб» - даже так иногда говорят дорожники. Это означает, что асфальтобетонная смесь должна быть доставлена до места строительства в горячем виде. Вот почему асфальтовые заводы строятся в городской черте. Но прежде, чем выехать за ворота, самосвалы закрывают свой кузов тентом.

-50

Спрос на разработку компании растет с каждым годом, и она получает всё большее распространение по всей стране. Вот, пожалуйста, у нас в Перми в самом центре города из голубого асфальтобетона выложена велосипедная дорожка, а по шоссе Космонавтов, от улицы Плеханова до улицы Голева, уложен их красный (терракотовый) асфальт.

-51
-52

Как по мне - здорово, что наши города становятся ярче и под ногами!

-53

Как на «АБЗ-1» в Санкт-Петербурге делают асфальт

Большое спасибо АО «Асфальтобетонный завод №1» (входит в ГК «АБЗ-1») в Пушкине за открытость и тёплый приём!

-54

Ваш Промблогер №1 в России Игорь (ZAVODFOTO)! Подписывайтесь на мой канал, я Вам ещё много чего интересного покажу: https://zen.yandex.ru/zavodfoto

Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятии есть что показать - "Как это делается и почему именно так!", смело приглашайте в гости. Пишите мне сюда: akciirosta@yandex.ru Берите пример с лидеров!

Я уже лично посетил более 650 предприятий, а вот и ссылки на все мои промрепортажи: http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html

Есть возможность внести свою лепту в развитие блога, будем рады донату (реквизиты карты): 2200 7013 2573 4801