Человечество давно познакомилось с асфальтом и бетоном, а время и прогресс позволили их соединить в одно целое. На данный момент не существует более подходящего материала для строительства дорог. И вот недавно я побывал на Асфальтобетонном заводе №1 (входит в ГК «АБЗ-1») в Пушкине, что под Санкт-Петербургом, одном из лидеров по производству асфальтобетонных смесей в стране. Предприятие умеет делать «теплые» асфальтобетонные смеси (признанная во всем мире энергосберегающая технология) или «холодные», может изготовить и радиопоглощающий асфальтобетон (инновационный вид асфальтобетона, дополненный свойством радиопоглощения). И главная фишка, что они умеют делать цветной асфальт и даже асфальт с запахом клубники. Как там все устроено, я и покажу сегодня.
Асфальтобетонная смесь состоит из трех основных компонентов – каменный материал (щебень+ песок дробленый), минеральный порошок и битумное вяжущее, а производство асфальтобетонной смеси состоит из нескольких основных этапов. Первым делом сырьё, входящее в состав асфальтобетонной смеси, доставляют на завод. Далее происходит подача компонентов в дозаторы, где происходит их предварительное и точное взвешивание. Для каждого компонента смеси предназначен свой узел ввода (линия подачи). Щебень и дробленый песок предварительно фронтальным погрузчиком засыпают в бункера предварительного дозирования. Для каждой фракции щебня отдельный бункер. Дальнейшая подача щебня и дробленого песка в сушильный барабан задается оператором АСУ в соответствии с рецептом асфальтобетонной смеси. В сушильном барабане наступает этап сушки и нагрева этих самых инертных материалов. Компоненты поступают в сушильный барабан, где с помощью горелки удаляется влага, пыль и происходит нагрев материала до необходимой температуры. Это обеспечивает лучшее сцепление с битумом в последующих этапах производства. После сушки и нагрева каменный материал проходит через грохот для разделения на фракции щебня и дробленый песок. Следующий этап – точное взвешивание всех компонентов. Для каждого компонента смеси на асфальтосмесительной установке существует свой отдельный дозатор. После того, как все материалы точно взвешены, наступает третий этап – подача в смеситель и смешивание компонентов, входящих в состав асфальтобетонной смеси. В результате чего происходит объединение каменных материалов, минерального порошка и битумного вяжущего. Собственно, мы уже на финише. Приготовленная асфальтобетонная смесь готова к транспортировке.
Итак, асфальт, или правильнее, асфальтобетонная смесь состоит из нескольких основных компонентов. Прежде всего, это щебень, минеральный порошок, дробленый песок и битум. Помимо обычного гранитного щебня также используется высокопрочная порода вулканического происхождения - габбро диабаз.
Так если это тротуар, нагрузка на него не велика, то в составе такой смеси максимальное количество песка, а щебень практически не используется. А вот если идёт речь про дороги, то большая часть как раз приходится на щебень. Он и придаёт асфальтобетонному покрытию твердость и стойкость к повышенным механическим нагрузкам. Карьерный песок или щебеночный отсев отвечают за снижение пористости и повышение плотности асфальта, а также за стойкость автодорожного покрытия к высоким температурам. С помощью минеральных порошков регулируется вязкость асфальтобетонной смеси. Битум же является основным связующим компонентом. Сырье сюда привозят из карьеров Ленинградской области и Карелии.
Сергей Шибалов, главный технолог АО «АБЗ-1». Более 15 лет в дорожной отрасли. Курирует вопросы качества выпускаемой продукции, организации технологических процессов, в том числе внедрение в производство инновационных разработок.
История развития производства асфальтобетонной смеси неразрывно связана с необходимостью создания дорог высокого качества. Конечно, процесс этот шел постепенно и начался много лет назад, когда для строительства дорог начали использовать природный битум. Cо времен Римской империи до 30 годов XIX века дороги Европы строили без использования асфальта. В то время в качестве основных материалов для создания прочного основания для движения повозок с лошадьми использовали камни, песок, гравий, бревна, доски, кирпичи, а также известково-песчаный раствор. Первыми вяжущими компонентами при устройстве тротуаров, площадей и дорог, стали каменноугольная смола и природный битум, который добывали в шахтах Франции и Швейцарии, а также привозили с одного из крупнейшего месторождения - острова Тринидад, расположенного у северо-восточных берегов Южной Америки.
Первые упоминания об использовании природного асфальта для прокладки дорог относятся к XVI веку в Южной Америке. Первые установки, смешивающие битум с инертными материалами, были запатентованы и выпущены в США в конце XIX - начале XX века. Так, в 1901 году компания Warren Brothers в Кембридже (штат Массачусетс) построила первую асфальтобетонную установку, представляющую собой телегу, на которой размещались нагреватель битума и бетономешалка, адаптированная под использование горячей смеси.
Первое упоминание об использовании асфальта в России относится к лету 1839 года. Тогда в Санкт-Петербурге под руководством инженера Ивана Федоровича Буттаца на дорожку, уложенную кирпичом, рабочие вылили разогретую смесь природного битума с гранитной крошкой. Результат превзошел все ожидания и уже в следующем году такую технологию использовали для укладки тротуара и части дамбы Тучкова моста. Повсеместно распространить такую практику было сложно, цена сильно кусалась. Заметили, Питер исторически рулил этой темой. Поэтому и не удивительно, что такие инновационные и опытные заводы, как «АБЗ-1», работают именно здесь. В 1873 году усилиями Ивана Федоровича неподалеку от Сызрани был запущен первый в России асфальтный завод. Расположение установки было выбрано не случайно: на берегах Волги обнаружили большие залежи природного битума. Уже в 1876 году продукцией, произведенной на сызранском заводе, была залита Тверская улица в Москве. В августе 1932 года в Москве был запущен в эксплуатацию первый стационарный завод для приготовления холодного асфальта. Правда, и тогда практически все необходимое промышленное оборудование и дорожная техника поставлялась из-за рубежа.
Первым делом щебень и дробленый песок загружают в бункеры предварительного дозирования фронтальным погрузчиком. Внизу каждого бункера есть заслонка, которой определяется расход каждого из исходных компонентов.
Для этого асфальтобетонный завод оснащен двумя асфальтосмесительными установками суммарной производительностью до 640 т\ч, оснащенные бункерами предварительного дозирования по 12 шт. на каждой, 12 битумными емкостями, а также 6 емкостями для минерального заполнителя. Все это обеспечивает раздельное хранение компонентов и подачу в смеситель в нужный момент времени любого из них.
Далее вся эта смесь по ленточному транспортеру отправляется в сушильный барабан.
Когда ты сушишь щебень - образуется пыль. Много пыли. Поэтому на заводе предусмотрен специальный фильтр, как раз он на фото.
Сушильный барабан - это здоровенный вращающийся цилиндр, в конце которого стоит мощная горелка.
В сушильном барабане горелка разогревает полученную смесь каменных материалов до +170-180 градусов по Цельсию. Во-первых, чтобы избавить от влаги. А во-вторых, чтобы подготовить материал к равномерному перемешиванию с минеральным порошком и битумным вяжущим.
Практически все технологические процессы скрыты от наших глаз.
Далее нагретый материал поднимают на самый верх смесительной башни.
Наш сегодняшний герой входит в Группу компаний «АБЗ-1», а это один из крупнейших на северо-западе РФ диверсифицированных игроков на рынке дорожно-строительных работ и инфраструктурного строительства. Кроме того, это крупнейший в Северо-Западном регионе России производитель асфальтобетонных смесей с мощностью выпуска 1,7 млн тонн в год и долей регионального рынка в 24%. Сама компания насчитывает более 2 500 сотрудников. Раз мы начали с истории, то и про «АБЗ-1» обязательно стоит упомянуть.
В 1932 году в составе треста «Лендорхоз» была основана «Асфальтобетонная база №1» (как раз будущий «Асфальтобетонный завод №1»), ставшая первым специализированным предприятием в Санкт-Петербурге по производству асфальтобетонных смесей для строительства, ремонта проезжей части и благоустройства территорий. Предприятие, кроме выпуска асфальтобетонной смеси, выполняло и линейные работы по устройству дорожных покрытий. Первый опыт по выпуску асфальтобетона на предприятии связан с устройством покрытия на проспекте Майорова. Серьезным испытанием для завода становится реконструкция площади Урицкого (Дворцовой площади). На ее главных проездах впервые уложен двухслойный асфальтобетон. Самым важным событием 1938-1940 гг. в деле устройства дорожных покрытий становится почти полная замена мостовых из деревянных торцов на асфальтобетонные (Невский проспект, Кировский проспект, Суворовский проспект, площадь Островского, набережная Красного Флота, улица Зодчего России).
Законсервированный на время войны «Асфальтобетонный завод №1» в 1946 году снова приобретает самостоятельность. Весь год АБЗ-1 занимается большей частью ремонтом оборудования и заготовкой материалов (битума и щебня), поэтому асфальтобетонной смеси выпускает мало. С началом строительного сезона 1947 года «Асфальтобетонный завод №1» приступает к выпуску асфальтобетонной смеси. Это позволяет в 2,5 раза увеличить площади новых асфальтобетонных покрытий на улицах города. Начинается проектирование нового асфальтобетонного завода. Распоряжением Ленгорсовета в 1979 году на площадке в промзоне Коломяги организовано асфальтобетонное производство на основе финской установки «Реноватор» АК-200. А в 1993 году завод становится акционерным обществом. В 1994 году предприятие впервые на Северо-Западе России использует для производства асфальтобетонных смесей щебень габбро и улучшенные дорожные битумы.
Битум на завод поступает в цистернах-термосах в нагретом виде и перекачивается в накопительные емкости, где постоянно подогревается. На заводе предусмотрены 12 силосов для его хранения. При изготовлении асфальтобетонных смесей важно учитывать то количество битума, которое идет в дело. Если битума много, то полотно деформируется и образуется колея. Если мало - асфальт впитывает больше воды. И в том, и в другом случае срок службы дорожного покрытия уменьшается. Поэтому во всем нужна мера и контроль.
Ещё один важный компонет, которым компания готова делиться. Прозрачное полимерное вяжущее B2color™ доступно для заказа в любом регионе РФ. Материал поставляется в танк-контейнерах или вот в таких стальных бочках по 200 л.
И, наконец, 30 июля 2014 года «Асфальтобетонный завод №1» торжественно открыл в Пушкинском районе Санкт-Петербурга новый, самый современный на тот момент в России производственный комплекс. Собственно, здесь мы сейчас и находимся. Сам завод «АБЗ-1» в Пушкине состоит из двух асфальтобетонных заводов немецкой компании «Benninghoven GmbH & Co.KG», общей мощностью 640 тонн продукции в час, склада битума на 1200 тонн, установки по производству полимерно-битумного вяжущего, битумных эмульсий, минерального порошка, дробильно-сортировочной установки для производства фракционного щебня и собственной испытательной лаборатории. Benninghoven - это, конечно, мировой бренд. Компания была основана ещё в 1909 году. В начале 1960-х годов она вошла в индустрию по производству асфальта, выпустив первые горелки, сушилки и битумные системы. Не удивительно, что в своё время лидеры выбирали лидеров.
Для соблюдения нужных пропорций фракции сырья проходят через грохот. Это такое большое промышленное «сито» для сортировки частиц разного размера. Собственно, на нем мы и стоим. Это почти самая высокая точка завода, красота-ляпота, какие виды отсюда открываются!
На первый взгляд тут два завода-близнеца. Присмотревшись, ты понимаешь, что один ростиком повыше. А ещё он более универсален. Здесь предусмотрен отдельный узел ввода, который позволяет выпускать цветные смеси практически любых оттенков. Также на данном комплексе были предложены решения для ввода в асфальт продуктов переработки автомобильных шин по технологии, разработанной с учетом мирового опыта.
На следующем этапе эстафету принимает смеситель. Хотя, если честно, после сортировки фракции не сразу попадают в смеситель. Они оседают в горячих бункерах, как гости в прихожей перед банкетом. Причём каждая фракция в своём отсеке. Смеситель - место, где всё становится «асфальтом». Можно сказать, что это и есть сердце завода. Ведь именно здесь встречаются дозированные фракции, минеральный порошок, битум и добавки. Всё это в течение 30-40 секунд перемешивается в горячем смесительном барабане с лопатками и парогенерацией. Вместимость смесителя составляет 4 тонны.
Далее готовая смесь отправляется в накопительные бункера или загружается непосредственно в самосвалы уже для транспортировки к месту укладки.
А это скип (тележка), которая и поднимает готовый асфальтобетон в бункер готовой продукции. Это занимает буквально несколько секунд. Тележка неустанно курсирует туда-сюда.
Диспетчерская - именно отсюда происходит управление всем заводом. Так как все процессы максимально автоматизированы, то толпы здесь нет, достаточно всего одного человека. Кстати, весь софт заменили на отечественный, да и железки, если ломаются, стараются найти уже отечественные решения. Да, санкции - это, конечно, не повод для праздника, но российский бизнес для себя открыл зеленый свет. А буржуи пусть, как у нас говорят, «назло бабушке отморозят уши».
В бункере-термосе готовая смесь может 1-2 часа оставаться горячей в ожидании машины, которая подъедет за грузом. Здесь на производстве налажен выпуск более 300 рецептов смесей, как по традиционным стандартам, так и с перчинкой. Повара тут, ой, какие достойные, можно смело сказать, выпускают они продукцию, опережающую существующие требования времени.
На сегодняшний день в РФ существует несколько линеек нормативных документов на асфальтобетонные смеси, каждая из которых предназначена для конкретной дорожной конструкции, с учетом климата, нагрузок, износа и т.д. Как правило асфальтобетонные смеси с крупностью щебня до 31,5мм применяются для укладки нижнего слоя покрытия автомобильной дороги, асфальтобетонные смеси с крупностью щебня до 16мм применяются для укладки верхнего слоя покрытия автомобильной дороги, смеси песчаные (как раз для тротуаров и садово-парковых дорожек. Основной наполнитель в составе- дробленый песок, минеральный порошок и вяжущее.
Заводская лаборатория, которая контролирует качество сырья и готовой продукции. Здесь испытуемые образцы просеивают, плавят в печи, растягивают, по ним ездят колеса умного агрегата, определяют водонасыщение и тд. Порядка 35 различных проб берут каждые сутки.
Асфальтобетонную смесь классифицируют и в зависимости от технологии производства. Это могут быть горячие, холодные или же теплые асфальтобетонные смеси. Рабочая температура горячего асфальта - около 160°С, теплые асфальтобетонные смеси - от 120 до 140°С. Эти смеси применяются для классической технологии устройства асфальтобетонных покрытий. Холодные асфальтобетонные смеси изготавливают на асфальтных заводах из холодных битумных смол и каменных наполнителей в сочетании со специальными полимерами. Укладка такого асфальта допустима при низких температурах, достигающих -30°С. Его недостатком является высокая стоимость, поэтому чаще всего его применяют в основном для ямочного ремонта.
На «АБЗ-1» готовы выпускать не только асфальтобетонные смеси по самым современным стандартам качества, но и есть возможность производить продукцию более интересного характера. Начнем с классики. «Теплый» асфальтобетон - признанная во всем мире энергосберегающая технология, которая позволяет снизить технологические температуры производства и укладки асфальтобетонных смесей и уменьшить выбросы в атмосферу. Технология основана на снижении вязкости битума путем его вспенивания или добавления специальных химических добавок. ГК «АБЗ-1» активно занимается развитием и внедрением этой технологии, что позволяет уменьшить выбросы вредных веществ в атмосферу и снизить видимость «синего дыма».
Идем дальше. ВОРС (водоотверждаемая ремонтная смесь) - это новый материал для быстрого и круглогодичного ремонта асфальтобетонного покрытия. За счет специальных полимерных и структурирующих добавок смесь быстро затвердевает под воздействием воды. ВОРС подходит для ремонта дорог, аэродромов, придомовых территорий и автомобильных стоянок. Преимущества «холодных» водоотверждаемых асфальтобетонных смесей в следующем. Во-первых - оперативность. Сделал дело и гуляй смело, уже через 20-30 минут после ремонта готовый участок можно использовать. При этом для укладки не обязательно привлекать тяжелую технику. Во-вторых, большой плюс таких смесей, что их можно привлекать в работу хоть круглый год. Можно работать при температуре до -15 °С (если вместо воды использовать антифриз), в дождь и снег. Опять-таки про экологию не забуду. Данный материал безвреден для окружающей среды и безопасен для людей, так как не содержит органических растворителей.
Средний срок службы мостов до капитального ремонта в России составляет около 30-40 лет. Однако основная причина разрушения мостов износ покрытия из-за некачественной гидроизоляции и коррозия несущих элементов. Традиционные асфальтобетонные смеси не могут полностью перекрыть доступ воды к бетону. В таких случаях необходим литой асфальтобетон, который также здесь производят. Главное свойство литой асфальтобетонной смеси водонепроницаемость, что и определяет её широкое применение на мостах и путепроводах. Гидроизоляционное свойство создается благодаря высокому содержанию битумного вяжущего и минерального порошка. Материал производят и укладывают при высоких температурах в вязко-текучем состоянии без уплотнения. Литой асфальт «запечатывает» гидроизоляцию с гарантией от протечек до 20 лет и более. Это существенно увеличивает срок службы покрытий на искусственных сооружениях. Кроме мостов, материал широко применяется на оживленных трассах, в исторической части городов, на трамвайных путях, в паркингах, торговых центрах и помещениях с повышенной влажностью. ГК «АБЗ-1» с успехом применяет технологии устройства покрытий проезжей части инженерных сооружений и зданий из литой асфальтобетонной смеси с 2000 года. Сегодня компания является одним из ключевых экспертов дорожной отрасли по производству и применению этого материала.
Исследовав качество материалов, лаборатория определяет оптимальный состав для каждой партии асфальта и выдает «рецепт», который отправится на производственную площадку.
Резиноасфальт - перспективный экологичный вид асфальтобетонных смесей для дорожного строительства. Его получают путем добавления в асфальтовую смесь резиновой крошки. Кстати, один из основных источников резиновой крошки - автомобильные шины. Их часто выбрасывают на несанкционированные свалки, где они разлагаются сотни лет. Кроме того, такие свалки пожароопасны, а продукты неконтролируемого сжигания покрышек наносят вред окружающей среде. Чтобы решить эту проблему, ГК «АБЗ-1» производит модификаторы для асфальтобетона из резиновой крошки. Между прочим, применение продуктов переработки резиновых покрышек в дорожном асфальтобетоне снижает выбросы углекислого газа в среднем на 10-20%. А ещё применение резиноасфальта позволяет уменьшить уровень шума в населенных пунктах на 4-10 дБ, повысить коэффициент сцепления покрытия и, в конце концов, увеличить долговечность покрытий (снизить колееобразование, защитить от низкотемпературного разрушения, повысить усталостную долговечность и снизить износ).
Продолжая тему вторпереработки уместно упомянуть и RAP (Recycled asphalt pavement – переработанное асфальтовое покрытие) еще одна «зеленая» технология в дорожном строительстве. Ее суть заключается в добавлении в новую асфальтобетонную смесь переработанного асфальтобетона, полученного путем дробления и сортировки старого асфальтового покрытия после фрезерования. Применение этой технологии позволяет экономить щебень, песок, минеральный порошок и битумное вяжущее. Одновременно с этим решается проблема утилизации Фрезерованного асфальтобетона. Технология вторичного использования асфальта впервые была применена в Ленинграде в конце 1970-х годов. Между прочим, в 1979 году при участии асфальтобетонного завода №1» была создана производственная площадка «Реноватор» на Новосельковской улице. Уже тогда на ней осуществлялась переработка старого асфальтобетона. А с 1 марта 2021 года в России действует национальный стандарт на RAP, который закрепил использование этой технологии. Специалисты ГК «АБЗ-1» организовали опытные участки с различным содержанием RAP в составе асфальтобетонной смеси. В настоящее время за этими участками (Садовая улица, ЗСД, КАД и др.) ведется наблюдение.
Ещё одна их новинка - радиопоглощающий асфальтобетон. Это инновационный вид асфальтобетона, дополненный свойством радиопоглощения. У радиопоглощающего асфальтобетона несколько преимуществ. Кроме того, что он защищает от вредного воздействия электромагнитных излучений, превращая их энергию в тепловую без переотражения, он способен размягчаться, разогреваясь равномерно по объему под действием электромагнитного излучения. Это позволяет быстро восстанавливать поврежденные участки поверхности дороги. И ещё один секретик в студию. Радиопоглощающий асфальтобетон от «АБЗ-1» помогает маскировать объекты, снижая их заметность в радиолокационном спектре обнаружения (стелс-технология). Благодаря таким свойствам радиопоглощающий асфальтобетон активно применяется для военных аэродромов и других стратегических объектов.
Лично для меня было открытием, что они умеют делать не только цветной асфальтобетон, но ароматизированный. Цветной асфальтобетон создается по уникальной технологии, разработанной ГК «АБЗ-1», которая позволила заменить черный битум на синтетическое прозрачное вяжущее. Запатентованное прозрачное полимерное вяжущее под названием B2color идеально подходит для изготовления цветных асфальтобетонов. B2сolor™ - единственное в РФ прозрачное полимерное вяжущее, адаптированное под все климатические зоны страны: от Арктики до субтропиков.
В сочетании с красящими пигментами и разноцветными каменными материалами можно получить красочный асфальт практически любого оттенка. Для производства цветных асфальтобетонных смесей в других регионах компания организует доставку прозрачного полимерного вяжущего и оказывает всестороннюю экспертную поддержку.
Цветной асфальтобетон соответствует действующим гостам, малотоксичен. Кроме того, он может быть переработан для вторичного использования. Немаловажный экологический фактор использования цветных асфальтов - экономия электроэнергии: на объектах с цветным световым решением эффект отражения позволяет меньше использовать искусственное освещение.
Что касается ароматизированного асфальтобетона, то это инновационный материал, который представляет собой асфальтобетонную смесь с добавлением специальных ароматизаторов. До чего дошел прогресс! Вот мы рады, чтоб просто асфальт был, а ведь есть более нежные люди, запах при укладке асфальта их раздражает. Не вопрос, «АБЗ-1» подготовила и для таких ценителей дорог свой «дорожный парфюм». Опытная партия данной асфальтобетонной смеси была выпущена «АБЗ-1» впервые в конце 2017 года, в 2019 году технологию применили при устройстве дорожного полотна проезжей части на Белоостровской улице в Санкт-Петербурге. С тех пор она только совершествуется. Важно отметить, что такая ароматическая добавка полностью натуральна и может быть использована даже в пищевом производстве. В настоящее время разработаны несколько вариантов добавок с различными ароматами, пригодных для ароматизации асфальтобетонных смесей, лично мне понравился асфальт с запахом клубники. Не удивительно, ведь эту ягоду, особенно с молочком, я готов есть ведрами :).
Вот смотрите, даже золотой асфальт им по силам. И как вы теперь понимаете, речь идет не про его стоимость.
Завод работает круглосуточно. На въезде-выезде предусмотрены специальные грузовые весы, которые взвешивают грузовой автомобиль сначала при въезде, а затем при выезде. Обычно в каждую машину загружают не более 20 тонн готового асфальта. Температура классического асфальта на отгрузке где-то 160°C, на объект он должен поступить с температурой не ниже 130 градусов и укатываться при температуре не ниже 110 градусов. «Асфальт - как хлеб» - даже так иногда говорят дорожники. Это означает, что асфальтобетонная смесь должна быть доставлена до места строительства в горячем виде. Вот почему асфальтовые заводы строятся в городской черте. Но прежде, чем выехать за ворота, самосвалы закрывают свой кузов тентом.
Спрос на разработку компании растет с каждым годом, и она получает всё большее распространение по всей стране. Вот, пожалуйста, у нас в Перми в самом центре города из голубого асфальтобетона выложена велосипедная дорожка, а по шоссе Космонавтов, от улицы Плеханова до улицы Голева, уложен их красный (терракотовый) асфальт.
Как по мне - здорово, что наши города становятся ярче и под ногами!
Как на «АБЗ-1» в Санкт-Петербурге делают асфальт
Большое спасибо АО «Асфальтобетонный завод №1» (входит в ГК «АБЗ-1») в Пушкине за открытость и тёплый приём!
Ваш Промблогер №1 в России Игорь (ZAVODFOTO)! Подписывайтесь на мой канал, я Вам ещё много чего интересного покажу: https://zen.yandex.ru/zavodfoto
Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятии есть что показать - "Как это делается и почему именно так!", смело приглашайте в гости. Пишите мне сюда: akciirosta@yandex.ru Берите пример с лидеров!
Я уже лично посетил более 650 предприятий, а вот и ссылки на все мои промрепортажи: http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html
Есть возможность внести свою лепту в развитие блога, будем рады донату (реквизиты карты): 2200 7013 2573 4801