Найти в Дзене
Принципы

Функциональные психические процессы интуиции: вариативность (варианты)

"С развитием интеллектуальной деятельности вариативность, пластичность поведения существенно увеличивается, приобретая как бы новое измерение" С. Л. Рубинштейн «Основы общей психологии» Вариативность (экстравертная интуиция как результат восприятия времени; ЭИ/ЧИ/Ne) Определения Место вариативности в психике Свойства вариативности - восприятие времени. Во времени вариативность ориентированна в переборе вариантов как в настоящем, в прошлом и будущем. Вариативность высоко чувствительна к текущему моменту за счет внимательности. Одновременно вариатианость постоянно обращается к памяти, как долгосрочной, так и кратковременной; - "мозговой штурм". Решение исследовательских задач методом ассоциаций, перебора вариантов, обобщений и т.п.; - обобщение (синтез) информации, генерация идей. Видение существующих вариантов и генерирование новых на основе абстрактных идей и связей внешней среды. Воссоздание недостающей информации для построения общей картины; - смысловое ориентирование в среде боль

"С развитием интеллектуальной деятельности вариативность, пластичность поведения существенно увеличивается, приобретая как бы новое измерение" С. Л. Рубинштейн «Основы общей психологии»

Вариативность (варианты)
Вариативность (варианты)

Вариативность (экстравертная интуиция как результат восприятия времени; ЭИ/ЧИ/Ne)

Определения

  • Вариативность (варианты/экстравертная интуиция) - это функциональный психический процесс направленный на объектное восприятие времени.
  • Вариативность - это сознательное регулирование человеком внимания, чувствительности к предметному восприятию, памяти и воображения, выраженное в умении перебирать и генерировать различные варианты идей в конкретной ситуации без задействования мыслительных процессов.
  • Вариативность, простыми словами - это функция психики направленная на исследование идей, вариантов, возможностей и связей во внешнем мире.
  • Вариативность, как основная психическая функция включающая в работу расширенное внимание, является "воротами в память".
  • Вариативность фундаментальной психологией как отдельный психический процесс не рассматривается, а принимается как свойство интеллекта. Тем не менее у интуиции должен быть свой объектный функциональный процесс и повзаимствуем у соционики термины синонимы "экстравертная интуиция" или "вариативность".
  • Вариативность называют также экстравертной интуицией, интуцией возможностей, черной интуицией, вариантами и т.п.

Место вариативности в психике

Местоположение вариативности в структуре психики
Местоположение вариативности в структуре психики

Свойства вариативности

  • Основные функции вариативности заключаются в фильтре необходимой информации и видении объектов в целом и их взаимосвязи со средой.
  • Прочие функции вариативности:

- восприятие времени. Во времени вариативность ориентированна в переборе вариантов как в настоящем, в прошлом и будущем. Вариативность высоко чувствительна к текущему моменту за счет внимательности. Одновременно вариатианость постоянно обращается к памяти, как долгосрочной, так и кратковременной;

- "мозговой штурм". Решение исследовательских задач методом ассоциаций, перебора вариантов, обобщений и т.п.;

- обобщение (синтез) информации, генерация идей. Видение существующих вариантов и генерирование новых на основе абстрактных идей и связей внешней среды. Воссоздание недостающей информации для построения общей картины;

- смысловое ориентирование в среде большого массива данных. Исключение информации не имеющей смысловой ценности. Оптимизация сложных систем, упрощением системы удалением лишних данных и связей.

  • Варитивность оперирует расширенным вниманием - осознанно обращается к более широкому спектру информации или полю объектов, вместо сужения внимания на один конкретный объект или задачу.
  • Вариативность ценностно направлена к творчеству, поиску лучшего решения с учетом имеющегося времени.

Здоровое и нездоровое проявление вариативности

  • Здоровая вариативность заключается в способности:

- рассматривать реальные и адекватные варианты с учетом имеющегося времени в решении поставленных задач;

- роста производительности перебора различных вариантов, которая в свою очередь повышает скорость решения задач;

- наращивании жизненного опыта позволяющего с каждым разом находить более качественные и проработанны решения в конкретных ситуациях;

- применения простых, коротких, эффективных решений при сложности и многоструктурности задач;

- усвоение новых данных и материала. Соединение новизны с сложившейся структурой вещей или ситуаций;

- разностороннее исследование идей и объектов. Возможное совмещение на первоначальный взгляд противоречивых идей и объектов в единое созданием оригинальных продуктов интуитивной деятельности;

- своевременном видении изменений, актуальных и уникальных трендов и путей решения текущих задач. Привнесение свежести в банальные вещи и ситуации. Видеть возможности, которых ранее не было.

  • В нездоровом проявлении вариативность делает человека:

- рассеяным. Связано с тем, что психический ресурс при работе сильно включенной интуиции создает обратно пропорциональный дефицит сил в собственных ощущениях - в пространстве и своем теле;

- отвлекающимся и незавершающим поставленные задачи. Быстро теряющим интерес к задаче из-за появления новых задач, которые также будут оставлены в решении на полпути;

- нерешительным, медлительным и пренебрегающим временные рамки из-за зациклинности в длительном переборе вариантов;

- поверхностным, недооценивающим или переоценивающим значимость отдельных компонентов системы. Отчего решение задач выходит некачественным и оторванным от реальности;

- замкнутым. Отрыв от реальности генерированием невозможных или черзмерно уникальных к осуществлению вариантов. Закрытость к обратной связи от окружающих людей в нереалистичности осуществления идей, возможная обидчивость, усугубляет социальное положение субъекта.

Развитие вариативности

- Главным условием воспитания здоровой вариативности, обеспечивающей развитие личности, является регулярное доведение до конца решений поставленных задач. Какими бы скучными и бессмысленными они не казалась. В дальнейшем установка задач будет более осмысленной, а задачи более желанными и интересными.

Вариативность также развивается:

- насмотренностью, наблюдательностью и жизненным опытом;

- развитием расширенного внимания, памяти и воображения;

- решении задач различными способами;

- рассмотрении кажущихся банальными вещей и выделение новых, не отмечаемых ранее свойств;

- поиском более быстрых способов решения задач;

- открытым сознанием к новому и свежему. Обучением этому у детей.