"С развитием интеллектуальной деятельности вариативность, пластичность поведения существенно увеличивается, приобретая как бы новое измерение" С. Л. Рубинштейн «Основы общей психологии»
Вариативность (экстравертная интуиция как результат восприятия времени; ЭИ/ЧИ/Ne)
Определения
- Вариативность (варианты/экстравертная интуиция) - это функциональный психический процесс направленный на объектное восприятие времени.
- Вариативность - это сознательное регулирование человеком внимания, чувствительности к предметному восприятию, памяти и воображения, выраженное в умении перебирать и генерировать различные варианты идей в конкретной ситуации без задействования мыслительных процессов.
- Вариативность, простыми словами - это функция психики направленная на исследование идей, вариантов, возможностей и связей во внешнем мире.
- Вариативность, как основная психическая функция включающая в работу расширенное внимание, является "воротами в память".
- Вариативность фундаментальной психологией как отдельный психический процесс не рассматривается, а принимается как свойство интеллекта. Тем не менее у интуиции должен быть свой объектный функциональный процесс и повзаимствуем у соционики термины синонимы "экстравертная интуиция" или "вариативность".
- Вариативность называют также экстравертной интуицией, интуцией возможностей, черной интуицией, вариантами и т.п.
Место вариативности в психике
Свойства вариативности
- Основные функции вариативности заключаются в фильтре необходимой информации и видении объектов в целом и их взаимосвязи со средой.
- Прочие функции вариативности:
- восприятие времени. Во времени вариативность ориентированна в переборе вариантов как в настоящем, в прошлом и будущем. Вариативность высоко чувствительна к текущему моменту за счет внимательности. Одновременно вариатианость постоянно обращается к памяти, как долгосрочной, так и кратковременной;
- "мозговой штурм". Решение исследовательских задач методом ассоциаций, перебора вариантов, обобщений и т.п.;
- обобщение (синтез) информации, генерация идей. Видение существующих вариантов и генерирование новых на основе абстрактных идей и связей внешней среды. Воссоздание недостающей информации для построения общей картины;
- смысловое ориентирование в среде большого массива данных. Исключение информации не имеющей смысловой ценности. Оптимизация сложных систем, упрощением системы удалением лишних данных и связей.
- Варитивность оперирует расширенным вниманием - осознанно обращается к более широкому спектру информации или полю объектов, вместо сужения внимания на один конкретный объект или задачу.
- Вариативность ценностно направлена к творчеству, поиску лучшего решения с учетом имеющегося времени.
Здоровое и нездоровое проявление вариативности
- Здоровая вариативность заключается в способности:
- рассматривать реальные и адекватные варианты с учетом имеющегося времени в решении поставленных задач;
- роста производительности перебора различных вариантов, которая в свою очередь повышает скорость решения задач;
- наращивании жизненного опыта позволяющего с каждым разом находить более качественные и проработанны решения в конкретных ситуациях;
- применения простых, коротких, эффективных решений при сложности и многоструктурности задач;
- усвоение новых данных и материала. Соединение новизны с сложившейся структурой вещей или ситуаций;
- разностороннее исследование идей и объектов. Возможное совмещение на первоначальный взгляд противоречивых идей и объектов в единое созданием оригинальных продуктов интуитивной деятельности;
- своевременном видении изменений, актуальных и уникальных трендов и путей решения текущих задач. Привнесение свежести в банальные вещи и ситуации. Видеть возможности, которых ранее не было.
- В нездоровом проявлении вариативность делает человека:
- рассеяным. Связано с тем, что психический ресурс при работе сильно включенной интуиции создает обратно пропорциональный дефицит сил в собственных ощущениях - в пространстве и своем теле;
- отвлекающимся и незавершающим поставленные задачи. Быстро теряющим интерес к задаче из-за появления новых задач, которые также будут оставлены в решении на полпути;
- нерешительным, медлительным и пренебрегающим временные рамки из-за зациклинности в длительном переборе вариантов;
- поверхностным, недооценивающим или переоценивающим значимость отдельных компонентов системы. Отчего решение задач выходит некачественным и оторванным от реальности;
- замкнутым. Отрыв от реальности генерированием невозможных или черзмерно уникальных к осуществлению вариантов. Закрытость к обратной связи от окружающих людей в нереалистичности осуществления идей, возможная обидчивость, усугубляет социальное положение субъекта.
Развитие вариативности
- Главным условием воспитания здоровой вариативности, обеспечивающей развитие личности, является регулярное доведение до конца решений поставленных задач. Какими бы скучными и бессмысленными они не казалась. В дальнейшем установка задач будет более осмысленной, а задачи более желанными и интересными.
Вариативность также развивается:
- насмотренностью, наблюдательностью и жизненным опытом;
- развитием расширенного внимания, памяти и воображения;
- решении задач различными способами;
- рассмотрении кажущихся банальными вещей и выделение новых, не отмечаемых ранее свойств;
- поиском более быстрых способов решения задач;
- открытым сознанием к новому и свежему. Обучением этому у детей.