Найти в Дзене
Нектар из ромашек

Эдмунд Блэр Лейтон - художник из Англии, чьи работы хранятся во многих музеях и частных коллекциях мира

Оглавление

Ох уж, эти академисты.

Всем привет!

Сегодня, о прекрасном и ожившем романтичном на полотнах.

Благословение юного принца на королевский трон (Глас народа)

Фото: ВикипедиЯ.ru
Фото: ВикипедиЯ.ru

Многие из нас были увлечены средневековым периодом раскрытым в книжных романах.

А песня Владимира Высоцкого "Баллада о любви" к фильму «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» (1982), навсегда стала для нас отражением духа средневекового времени.

"Когда вода всемирного потопа
Вернулась вновь в границы берегов,
Из пены уходящего потока
На берег тихо выбралась любовь
И растворилась в воздухе до срока,
А срока было сорок сороков" Высоцкий "Баллада о любви"

Edmund Blair Leighton

Эдмунд Блэр Лейтон

Эдмунд Блэр Лейтон, кавалер ордена Британской империи, был художником, писавшим исторические жанровые сцены, в основном на темы эпохи Регентства и Средневековья.

Он один из самых популярных живописцев-прерафаэлитов, а его картины часто воспроизводят в качестве репродукций и постеров. Но, как личность Лейтон для нас практически утрачен.

Оказалось, что художник не оставил никаких дневников, и найти упоминание о нем в биографиях того времени довольно сложно. Хотя его работы были выставлены в Королевской Академии в течение более 40 лет, он никогда не был академиком или членом-корреспондентом.

Нижеследующая информация - всё, что удалось собрать касаемо "неуловимого Лэйтона".

Лэйтон родился 21 сентября 1853 года в Лондоне, в семье художника Чарльза Блэра-Лэйтона. К слову, отец Эдмонда умер тогда, когда мальчику исполнилось всего 2 года.

Образование свое художник получил в университетском колледже, позже поступил студентом в Королевскую Академию. В 1885 году Лэйтон женился на Кэтрин Нэш (Katherine Nash); у них родились сын и дочь. Ежегодно (с 1878 по 1920) работы Лэйтона выставлялись в Королевской Академии.

Лэйтон был, как можно догадаться по его историческим полотнам, коллекционером антикварных музыкальных инструментов, старинных предметов искусства и мебели. Он жил на Priory Road - 14 (Бедфорский парк, Лондон), где и умер 1 сентября 1922 года.

Причины столь длительной популярности работ художника понять нетрудно, поскольку они - отражение направления всей его жизни, а именно - ностальгии по изящному, галантному прошлому.

Лэйтон был также мастером тщательной проработки деталей, его произведения хорошо прорисованы, детализированы, богато декорированы и выглядят завершенными.

фото из свободных источников
фото из свободных источников

Детали, в них вся "магия" творца

фото из свободных источников
фото из свободных источников

Призыв к оружию - The Call to Arms by Edmund Blair Leighton

Частная коллекция

фото из свободных источников
фото из свободных источников

Самая знаменитая работа

«Похвала», 1901 by Edmund Blair Leighton

Для меня, в этой работе, отчетливо передана и сила женщины, и слабость, грациозность и великолепие!

фото из свободных источников
фото из свободных источников
фото из свободных источников
фото из свободных источников

Эдмунд Блэр Лейтон — «Как Лиза любила короля», Towneley Hall Art Gallery and Museum

Лиза — персонаж «Декамерона» Боккаччо, дочь аптекаря, которая увидела короля Арагона Пьетро издалека и влюбилась в него, из-за чего смертельно заболела. Эту историю пересказали в XIX веке Джордж Элиот (1869) и Чарльз Алджерно

фото из свободных источников
фото из свободных источников

"Но многих захлебнувшихся любовью,
Не докричишься, сколько не зови...
Им счет ведут молва и пустословье,
Но этот счет замешан на крови.
А мы поставим свечи в изголовье
Погибшим от невиданной любви... " (Баллада о любви, Высоцкий)

фото из свободных источников
фото из свободных источников

«Бог в помощь» - by Edmund Blair Leighton

«Бог в помощь» и изображает момент прощания рыцаря и его дамы – рыцарь уходит на войну, а она, на прощание, повязывает ему на рукав красную повязку. По поверью, это должно было помочь ему избегнуть опасностей и вернуться к любимой.

фото из свободных источников
фото из свободных источников

"И вдоволь будет странствий и скитаний,
Страна Любви - великая страна!
И с рыцарей своих для испытаний
Все строже станет спрашивать она.
Потребует разлук и расстояний,
Лишит покоя, отдыха и сна..." (Баллада о любви, Высоцкий)

«Увядшие лавры» (1889) by Edmund Blair Leighton, частная коллекция

фото из свободных источников
фото из свободных источников
фото из свободных источников
фото из свободных источников

На площади перед входом в замок собрались люди, внимательно слушающие игру молодого музыканта. На ближнем плане изображен второй человек с арфой. Когда-то этот пожилой музыкант покорял сердца людей волшебными звуками своей арфы. Но его время ушло, и на голове у него лишь венок из увядшего лавра. Одежда порвана, обувь изношена. Его песни уже никому не интересны.

фото из свободных источников
фото из свободных источников

"Прибытие" - 'The Arrival' Edmund Blair Leighton (1916), Cardiff City Hall | United Kingdom

фото из свободных источников
фото из свободных источников

«Милосердие Св. Елизаветы Венгерской» (1895) by Edmund Blair Leighton, частная коллекция

фото из свободных источников
фото из свободных источников

Образ святой Елизаветы Венгерской (1207–1231) — принцессы, известной благотворительностью и заботой о бедных и больных. Несмотря на своё королевское происхождение, она посвятила жизнь помощи нуждающимся, ухаживала за больными в госпиталях и жертвовала своё имущество на благотворительность.

«Леди Годива» (1892), by Edmund Blair Leighton, хранится в Leeds Art Gallery

-15

Леди Годива - дама, которая ради снижения налогов народу согласилась проехать по городу на лошади без одежды. Ее одеянием стали только рассыпавшиеся золотые кудри.
Исторический день настал 10 июля 1040 года. Ковентри в ту пору был не большим городом, а просто поселением, однако аристократке всё равно необходимо было невероятное мужество, чтобы совершить такой поступок.
Тем не менее, леди Годива разделась, села на лошадь и проехала по Ковентри. На помощь ей пришли местные жители. Зная жену эрла только с хорошей стороны и испытывая к ней большое уважение, люди заперлись в домах и закрыли ставни и только лишь портной Том попытался подсмотреть в замочную скважину. Господь его наказал, и парень тут же ослеп.
Поэтому леди Годива проехала по совершенно пустым улицам, и на неё не глазели любопытные.
Эрл Леофрик исполнил обещание, снизив налоги, а леди Годива превратилась в народную героиню, о которой в Ковентри помнят до сих пор.
Художники, изображавшие леди Годиву, в 99% случаев выбирали именно эпизод проезда по городу. Не так поступил Эдмунд Блэр Лейтон. На его картине леди Годива изображена в момент принятия решения.
Вся в белом, стоя на белой же шкуре, она опирается на стол, и ее светлый облик контрастирует с темной фигурой мужа-самодура. Художник тут откровенно сыграл на контрасте цветов. Обращает на себя внимание и довольно скромная обстановка. Лейтон, специализируясь на изображении средневековых сцен, был скрупулезен в передаче антуража.

Друзья, как вам работы? Очарованы средневековьем? Пишите в комментариях.