1 июля – знаковая дата: в этот день мы бы чествовали столетие со дня рождения несравненной Клары Лучко , актрисы, чья судьба переплелась с перипетиями ее экранных героинь, особенно с образом цыганки из одноименного фильма. Ее жизненный путь – это калейдоскоп взлетов и падений, страстей и разочарований. В свое время, сам Иван Пырьев, мэтр советского кино, добивался ее расположения , но получил отказ, что, как поговаривают, оставило неизгладимый след в их отношениях. Давайте же вместе окинем взглядом ее блистательную карьеру, вспомним самые яркие роли и разберемся, почему в определенный момент она практически исчезла с больших экранов.
Театральный поворот судьбы
Клара Степановна Лучко появилась на свет в живописном селе Чутово, что на Полтавщине. Ее родители, простые труженики советской эпохи, отец руководил совхозом, а мать возглавляла колхоз в соседнем районе, были поглощены работой, оставляя воспитание дочери на попечение тетки Акулины, которую Клара нежно называла "теткой Акулиной". Девочка росла старательной и любознательной, усердно училась в школе и проявляла интерес к самодеятельности. Из-за высокого роста и худощавого телосложения в детстве ее дразнили "Жирафой" , но это не мешало ей блистать на сцене.
С началом Великой Отечественной войны жизнь семьи Лучко перевернулась с ног на голову. Родители ушли на фронт, а Акулина увезла Клару в Джамбул, что в Казахстане. К счастью, оба родителя вернулись с войны живыми, хоть и ранеными, пройдя через все тяготы и лишения до самого Берлина. По окончании школы Клара планировала посвятить себя медицине и готовилась к поступлению в медицинский институт. Но судьба распорядилась иначе. Случайная встреча с объявлением о наборе студентов во ВГИК, эвакуированный в Алма-Ату, круто изменила ее планы.
Как провинциалка покорила кинематограф
На прослушивании юная Клара не смогла в полной мере продемонстрировать свои знания, но покорила приемную комиссию своей непосредственностью и талантом к импровизации. Ей предложили сыграть этюд на тему спасения утопающей подруги, и она была настолько убедительна, что ее без колебаний зачислили на первый курс , в мастерскую выдающихся педагогов Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Единственным условием было избавление от украинского акцента, с которым Клара успешно справилась уже к концу второго курса.
Сергей Герасимов, разглядев в молодой актрисе редкий талант, отмечал ее способность воплощать на экране образы с необычными судьбами и сильными характерами. Так она получила роль в фильме «Молодая гвардия». И хотя Клара мечтала сыграть Ульяну Громову, роль досталась Нонне Мордюковой. Лучко же сыграла тетушку Марину. Картина вышла на экраны в 1948 году, но, к сожалению, игра Клары осталась практически незамеченной, что стало для нее большим разочарованием и даже обидой на Мордюкову.
Триумф и признание
В 1949 году Клара Лучко пришла на пробы в фильм «Кубанские казаки», режиссером которого был Иван Пырьев, известный своим сложным характером. Когда Клара вошла в зал, Пырьев заявил, что именно такую героиню он и искал — искреннюю, жизнерадостную и с неподдельным огоньком в глазах. Так Клара получила роль Даши Шелест, которая принесла ей всесоюзную славу. Картина , вышедшая в 1950 году, имела оглушительный успех. За роль в «Кубанских казаках» актриса была удостоена Сталинской премии, звания почетной казачки и всенародной любви.
Но настоящим триумфом, ролью, за которую Клара Лучко получила звание народной артистки СССР, стала Виола в шекспировской «Двенадцатой ночи». Изначально Госкино сомневалось в кандидатуре Клары, считая ее актрисой "из народа" и не видя в образе аристократки эпохи Возрождения. Но она блестяще справилась с задачей, отказавшись от дублеров и самостоятельно выполняя все трюки, включая фехтование и верховую езду. Ее усилия не остались незамеченными. Фильм имел огромный успех в Советском Союзе, а затем был представлен на шекспировском фестивале в Эдинбурге, где получил международное признание. Спустя 45 лет после выхода фильма Клара Лучко была удостоена звания «Женщина тысячелетия в кинематографе» за роль Виолы от Института биографии, Кембридж.
После этого последовали другие заметные работы в кино, такие как «Возвращение Василия Бортникова», «В твоих руках жизнь», «Опекун», «Донецкие шахтеры». В конце 1970-х годов актриса триумфально вернулась на экраны в фильме «Цыган», где сыграла деревенскую женщину Клавдию Пухлякову. Успех фильма был настолько велик , что в 1980-х годах было снято продолжение — «Возвращение Будулая». За эту роль Клара Лучко была удостоена звания народной артистки СССР.
Помимо работы в кино, Клара Лучко активно играла на сцене Театра-студии киноактера, занималась общественной деятельностью, работала в университете культуры, Комитете советских женщин, часто встречалась со зрителями и пропагандировала советское искусство на международных фестивалях.
Забвение на закате карьеры
В 1990-е годы актриса практически перестала сниматься в кино, но не исчезла с экранов, став звездой телевидения. Она вела программу «Фильмы нашей памяти» на Первом канале и передачу «Кумиры кино» на АСТ, рассказывая зрителям о любимых актерах и фильмах.
Любовные страсти и ревность Пырьева
На съемках «Кубанских казаков» Клара познакомилась с Сергеем Лукьяновым, который сыграл роль Гордея Ворона. Он был очарован молодой актрисой и начал настойчиво ухаживать за ней, даря цветы и приглашая на прогулки. Клара держала дистанцию, смущенная разницей в возрасте и тем, что актер был женат. Однако, как оказалось , не только Лукьянов был неравнодушен к Кларе. Иван Пырьев, режиссер фильма, тоже был влюблен в актрису и ревновал ее к Лукьянову. Однажды Лукьянов даже столкнул Пырьева в кусты сирени, но благодаря заступничеству Марины Ладыниной, своей партнерши по фильму, избежал увольнения. Тем не менее, Пырьев затаил обиду на Лучко.
Месть не заставила себя долго ждать. Когда Пырьев приступил к работе над фильмом «Большая семья», он категорически отказался утверждать Клару на роль, заявив, что она не справится. Но режиссер ленты Иосиф Хейфиц проигнорировал мнение коллеги, и Лучко все же сыграла Лидию Журбину.
Личная жизнь: любовь, потеря и новое счастье
Лукьянов долго не решался уйти из семьи, хотя и любил Клару. В 1951 году у них родилась дочь Оксана. В конце концов, жена Лукьянова, зная о его романе, сама отпустила его. Сергей развелся и переехал к Кларе в коммуналку. Он был очень ревнив и болезненно реагировал на внимание других мужчин к Кларе. В 1960-х годах у Лукьянова начались проблемы со здоровьем, и Клара посвятила себя уходу за ним , отодвинув карьеру на второй план. Он скончался в возрасте 55 лет от инфаркта во время выступления на собрании театра Вахтангова. Клара тяжело переживала смерть мужа и даже попала в больницу с депрессией. Оксану в это время воспитывала тетя Акулина.
После выхода из больницы Клара почти сразу вернулась к работе. Через четыре года после смерти мужа она познакомилась с журналистом «Известий» Дмитрием Мамлеевым, за которого вышла замуж в 1969 году. Он стал для нее настоящей опорой , а для ее дочери — любящим отцом. С Мамлеевым Клара Лучко прожила до самой смерти. Она скончалась 26 мая 2005 года от оторвавшегося тромба.
Коллеги запомнили Клару Лучко как жизнерадостного и оптимистичного человека. Сама актриса говорила:
«В моей жизни было много плохого и хорошего. Но у меня выработалось одно правило, которое я неукоснительно выполняю: никогда не показывать, что тебе плохо. Если на душе гадко и не смогу сказать на людях, что у меня все хорошо, то просто не выхожу из дома»
💖 Мы стараемся делать этот канал уютным уголком для всех, кто любит мир звёзд. Если вам нравится, что мы делаем, поддержите нас — это вдохновляет нас на новые истории!