Найти в Дзене
Вдоль по Питерской

Он работал по-пушкински: легко, талантливо, играючи, попивая сухое вино, волочась за девушками, без выпученных глаз, без трагизма

Зритель редко обращает внимание на фамилию художника-постановщика фильма. Разумеется, фильмы мы помним по актёрам. Часто запоминаем режиссёра. Иногда - автора сценария. Порой на слуху оказывается имя композитора. В редких случаях можем назвать фамилию оператора. Но, на самом деле, именно ошибки художника-постановщика могут коренным образом повлиять на восприятие нами картины. И все гениальные находки режиссёра, оригинальные ракурсы, созданные оператором, ярчайшая музыка и талант исполнителей ролей могут быть смазаны какой-нибудь нелепой деталью, оказавшейся в кадре по вине художника-постановщика. Во многом, к слову, из-за таких вот деталей я не могу смотреть современные фильмы о Великой Отечественной войне - количество визуальных "косяков" в них просто зашкаливает. В общем, сегодня я решил рассказать об одном из самых замечательных художников кино, настоящей легенде киностудии "Ленфильм" Владимире Иосифовиче Светозарове. Володя практически вырос на съёмочной площадке. Он родился в Лени

Зритель редко обращает внимание на фамилию художника-постановщика фильма. Разумеется, фильмы мы помним по актёрам. Часто запоминаем режиссёра. Иногда - автора сценария. Порой на слуху оказывается имя композитора. В редких случаях можем назвать фамилию оператора. Но, на самом деле, именно ошибки художника-постановщика могут коренным образом повлиять на восприятие нами картины. И все гениальные находки режиссёра, оригинальные ракурсы, созданные оператором, ярчайшая музыка и талант исполнителей ролей могут быть смазаны какой-нибудь нелепой деталью, оказавшейся в кадре по вине художника-постановщика. Во многом, к слову, из-за таких вот деталей я не могу смотреть современные фильмы о Великой Отечественной войне - количество визуальных "косяков" в них просто зашкаливает. В общем, сегодня я решил рассказать об одном из самых замечательных художников кино, настоящей легенде киностудии "Ленфильм" Владимире Иосифовиче Светозарове.

Владимир Светозаров. Фото arts.spbu.ru
Владимир Светозаров. Фото arts.spbu.ru

Володя практически вырос на съёмочной площадке. Он родился в Ленинграде в семье знаменитого советского кинорежиссёра Иосифа Ефимовича Хейфица и Ирины Владимировны Светозаровой. Иосиф Хейфиц к тому времени уже снял фильмы "Депутат Балтики" и "Член правительства", стал лауреатом Сталинской премии и был награждён орденом Трудового Красного Знамени. А открытки с его портретом продавались во всех газетных киосках страны.

Иосиф Хейфиц. Фото kinopoisk.ru
Иосиф Хейфиц. Фото kinopoisk.ru

Подробнее о знаменитом отце Владимира Светозарова вы можете прочитать на канале "Вдоль по Питерской" в материале "Он не был принцем, но женился на Золушке. Кинорежиссёр Иосиф Хейфиц похоронен в Комарово".

Владимир Светозаров как-то в одном из интервью так сказал о своём отце:

Он был очень скромный, не любил выступать, не любил появляться на публике. Для него главным была его работа. И поэтому он был плохим отцом, ему было абсолютно некогда заниматься детьми - он был настолько занят своим Чеховым, перечитывал его пятьдесят шесть раз, настолько занят был своей работой, что на нас с братом Митькой не обращал никакого внимания. Зато любил делать абсолютно бездарные поделки из коряг и сучков и смазывать все петли в доме из маслёнки машинным маслом, пачкая всё вокруг.
Иосиф Хейфиц и Ирина Светозарова. Фото eg.ru (из личного архива Дмитрия Светозарова)
Иосиф Хейфиц и Ирина Светозарова. Фото eg.ru (из личного архива Дмитрия Светозарова)

Родители Владимира Светозарова буквально накануне рождения ребёнка вернулись в Северную столицу из Средней Азии, где находились в эвакуации. Собственно, в Ташкенте они и познакомились. Иосиф Леонидович тогда был женат на актрисе Янине Жеймо - будущей звезде киносказки "Золушка". Но когда началась война, Хейфиц вместе со всей киностудией был эвакуирован в Узбекистан, а Жеймо, которой нужно было завершить начатые съёмки, осталась в Ленинграде. А когда осенью и она поехала в эвакуацию, то поезд, в который она села, попал под налёт вражеских бомбардировщиков. Погибло множество людей, и хотя тела Янины не было обнаружено, Хейфицу сообщили, что она погибла. Справиться с горем ему и помогла москвичка Ирина Светозарова, также оказавшаяся в Ташкенте в эвакуации. А почти через год в гостиницу, в которой жил Хейфиц, приехала Жеймо. Как выяснилось, на одной из станций она встретила своего знакомого, польского режиссёра Леонида Жанно, и пересела в его поезд. В общем, в результате и Жеймо обрела нового мужа - им стал тот самый польский режиссёр, и у Хейфица появилась другая жена и, соответственно, сыновья Владимир и Дмитрий. К слову, Ирина Владимировна была очень красивой женщиной. Её даже отбирали на знаменитые сталинские парады физкультурников - в тридцатые годы она ездила перед "другом всех детей" по Красной площади на велосипеде, а критерии отбора были очень жёсткие.

Вдоль по Питерской | Дзен

Хотя Иосиф Хейфиц к моменту рождения Владимира уже был лауреатом и орденоносцем, семья жила очень скромно, если не сказать бедно. Владимир Иосифович вспоминал:

Детство моё прошло в то время, когда в Советском Союзе был так называемый малокартинный период: вся страна выпускала за год одну-две, от силы три картины. Назывались они "Мичурин", "Пирогов" и т. п. Отец был режиссёром "Ленфильма", но семья наша жила бедно, и я рос вовсе не барчонком. Помню, родители спали на матрасе, установленном на четырёх кирпичах. Меня мыли в железной ванне, а потом ставили её в углу комнаты — мы жили на последнем этаже, и крыша протекала. До сих пор помню этот звук: целый день — как метроном, это в детскую ванночку капает вода. Книжек у родителей было штук двадцать, и стояли они на полке, которую отец выпилил сам и покрасил марганцовкой.

Кстати, интересно, что практически во всех справочниках и энциклопедиях в интернете - от Википедии до сайтов кинотеатр.ру и кинопоиск.ру (самых, на мой взгляд, полных источников информации о киноиндустрии) - датой рождения Владимира Светозарова называется 23 сентября 1948 года. Но это вовсе не так, в чём можно убедиться, взглянув на памятник на его могиле. Оказывается, Владимир Иосифович однажды решил, что ему значительно меньше лет, чем написано в паспорте. И просто исправил "тройку" на "восьмёрку" в графе "Дата рождения" - и 1943-й превратился в 1948-й, а сам обладатель этого паспорта "помолодел" на пять лет. И лишь когда он умер, многие с удивлением узнали, что художник был значительно старше, чем все думали.

Страница в Википедии
Страница в Википедии

То, что он не мог родиться в 1948 году, показывает простой арифметический подсчёт, основанный на известных вехах его ранней биографии и элементарной логике. Известно, что Владимир Иосифович окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) в 1972 году. Значит, поступил он в вуз в 1967-м, а произошло это событие после того, как будущий художник отслужил в Советской армии. До октября 1967-го срок службы составлял в сухопутных войсках (а, судя по архивным фотографиям, Светозаров служил именно в них) три года. А так как осенью 1967 года он уже поступил в институт, то, значит, в армию он попал не позже весны 1964 года. Но, если верить всем этим справочникам, ему тогда не исполнилось и шестнадцати лет. Конечно, Аркадий Гайдар в этом возрасте, как мы знаем, уже полком командовал, но то, что было возможно в годы Гражданской войны, в середине шестидесятых вряд ли - в армию призывали юношей, достигших, как минимум, восемнадцати лет. Так что, как сказал классик, "всё врут календари". Впрочем, на киностудии "Ленфильм" всегда знали, в каком году родился художник. И в 2023-м здесь была открыта выставка работ Владимира Светозарова, посвящённая его восьмидесятилетию.

Выставка "Другие могут быть другими!" на киностудии "Ленфильм" к восьмидесятилетию со дня рождения Владимира Светозарова. Фото pureportal.spbu.ru
Выставка "Другие могут быть другими!" на киностудии "Ленфильм" к восьмидесятилетию со дня рождения Владимира Светозарова. Фото pureportal.spbu.ru

Между прочим, если в армию в неподходящем возрасте взять не могли, то школу Светозаров окончил раньше своих сверстников - в пятнадцать лет. Он не учился в первом классе - его сразу приняли во второй. Правда, изначально родители хотели, чтобы он учился в английской школе, но туда Владимира тогда ещё Хейфица не приняли. И даже известность отца не помогла. По причине как раз такой фамилии и пресловутого "пятого пункта". Так что учиться он пошёл в совершенно обычную среднюю школу. А окончив её не стал поступать в вуз, а пошёл работать на "Ленфильм". И хотя, наверное, можно сказать, что взяли его "по блату" - благодаря как раз отцу, но должность была вовсе не блатная. Светозаров начал свою карьеру в отечественном кинематографе с работы учеником бутафора третьего разряда. Кстати, чтобы избавиться от комплекса "папенькиного сынка" - мол, ему всё легко достаётся, коль он сын самого Хейфица - Владимир даже окончил Ломоносовское профессионально-техническое училище сельской механизации и всерьёз подумывал стать трактористом.

Киностудия "Ленфильм"
Киностудия "Ленфильм"

Рисовать Владимир полюбил с детства. Как он сам вспоминал, начал учиться рисовать и играть в футбол одновременно - в четыре года. Кстати, страсть к футболу он сохранил до конца жизни. И даже достиг в этом виде спорта определённых вершин - в армии играл в команде на позиции правого нападающего на Первенстве Ленинградского военного округа, а затем, уже работая на киностудии, был капитаном команды "Ленфильма", игравшей на первенство Петроградского района и неоднократно в нём побеждавшей. А болеть за "Зенит" он начал в шесть лет, когда известный режиссёр Виктор Садовский попросил разрешения у его отца отвести мальчика на стадион:

Этот день я помню как сейчас. Тогда еще не было такого словосочетания "космическое зрелище", но именно оно лучше всего отражает то, что я увидел. Я всё свое детство провел на улице Щорса — теперь это Малый проспект, — на тихой и уютной Петроградской стороне, и вдруг оказался в чаше, где сидело 100 тысяч человек. Особенно меня поразило табло — люди руками переворачивали кружки с цифрами, выглядывая изнутри конструкции. По полю бегали маленькие человечки — я толком не понимал, что происходит, но зрелище было завораживающим.

Ну, а любовь к рисованию он реализовывал сначала в районном Доме пионеров и школьников, куда его отвёл школьный учитель, а потом его талант был замечен Соломоном Давыдовичем Левиным - преподавателем Ленинградского Дворца пионеров и школьников имени Жданова, который и пригласил начинающего художника к себе. Правда, однажды побывав в Эрмитаже и сравнив произведения Рубенса и Рафаэля со своими картинами, он понял, что таких высот ему не достичь...и решил стать кинохудожником, где, как он думал, эти высоты и не нужны.

Иосиф Хейфиц с сыновьями Владимиром и Дмитрием. Фото telespektakli.ru
Иосиф Хейфиц с сыновьями Владимиром и Дмитрием. Фото telespektakli.ru

А вообще, Владимир Светозаров считал, что именно художники всегда определяли лицо эпохи:

Вехами в истории человечества были имена не певцов, не актёров, не бизнесменов, не менеджеров, не промоутеров, а имена художников - Леонардо, Веласкес, Рубенс, Гойя, Рублёв...
-8

Когда Светозаров вернулся из армии на "Ленфильм", он стал уже не бутафором, а, поднявшись на ступень выше, - декоратором. И вскоре поступил, как я уже говорил, в ЛГИТМиК на специальность "художник театра"- на курс живописца и графика Марины Азизян. Интересно, что её первым педагогом в ленинградском Дворце пионеров и школьников также был Соломон Левин.

После получения диплома художника, Владимир Светозаров, естественно, пришёл на свой уже родной "Ленфильм". И практически никогда этой киностудии не изменял. За сорок с небольшим лет при его участии было снято в общей сложности восемьдесят шесть картин. О некоторых из них я коротко расскажу в этом материале.

Его первой самостоятельной работой в качестве художника-постановщика была мелодрама Динары Асановой "Не болит голова у дятла" (1974).

Динара Асанова. Фото gosfilmofond-org.timepad.ru
Динара Асанова. Фото gosfilmofond-org.timepad.ru

Для режиссёра это тоже был дебют в полнометражном художественном кино - ранее она снимала лишь документалки. Фильм снимался на Чёрной речке и на Петроградской стороне - рядом с "Ленфильмом" и домом, где жил Светозаров. Кстати, за работу в этой картине Владимир Светозаров получил свою первую награду - он стал лауреатом Третьего Ленинградского смотра творческой молодёжи.

Кадр из фильма "Не болит голова у дятла" (1974). Муха - Александр Жезляев, Ира - Елена Цыплакова
Кадр из фильма "Не болит голова у дятла" (1974). Муха - Александр Жезляев, Ира - Елена Цыплакова

А уже на следующий год Светозаров рискнул поработать со своим именитым отцом на картине "Единственная" (1975). Вообще, Светозаров участвовал в четырёх картинах Иосифа Хейфица. И уже в конце жизни, когда режиссёра не стало, он очень жалел, что так мало работал с отцом.

Фильм "Единственная" Иосиф Хейфиц снимал по рассказу своего друга Павла Нилина "Дурь" . И однажды автора рассказа привезли в павильон "Ленфильма" на экскурсию. И как раз попали на постельную сцену с участием Елены Прокловой и Валерия Золотухина. А когда актёры, сыграв эпизод, встали, Нилину, которому было уже хорошо за шестьдесят, от увиденного поплохело, и он не долго думая улёгся в эту же кровать. И на все предложения позвать врача, отказывался, говоря, что ему очень удобно лежать. В общем, съёмки пришлось на некоторое время прервать...

Кадр из фильма "Единственная" (1975). Таня Фешева - Елена Проклова, Борис Ильич - Владимир Высоцкий
Кадр из фильма "Единственная" (1975). Таня Фешева - Елена Проклова, Борис Ильич - Владимир Высоцкий

Следующим крупным представителем ленинградской школы, с которым работал Светозаров, стал Илья Авербах, пригласивший художника в свою драму "Чужие письма" (1975). Интересно, что ассистентом режиссёра на этой картине был Дмитрий Светозаров - брат Владимира Иосифовича. Эта картина собрала множество призов на различных кинофестивалях: Специальный приз жюри фильму на I МКФ в Неаполе, Италия (1976); Приз редакции журнала «Советский экран» Светлане Смирновой "За лучший актерский дебют" на Девятом ВКФ (1976); Поощрительный приз за лучшую режиссерскую работу Илье Авербаху на Всесоюзном конкурсе "Корчагинцы" (1977); Главный приз "Золотая богиня Нике" фильму на IX МКФ в Салониках, Греция (1980). И хотя отдельного приза художнику-постановщику не было, понятно, что все эти награды, в том числе, и заслуга Владимира Светозарова.

Кадр из фильма "Чужие письма" (1975). Евгений Пряхин - Олег Янковский, Зина Бегункова - Светлана Смирнова
Кадр из фильма "Чужие письма" (1975). Евгений Пряхин - Олег Янковский, Зина Бегункова - Светлана Смирнова

В 1976-м продолжилось его плодотворное сотрудничество с Динарой Асановой, снимавшей школьную драму "Ключ без права передачи". Вообще, надо отметить, что Владимир Светозаров был художником-постановщиком в шести фильмах из восьми, снятых Асановой. "Ключ без права передачи" также не был обойдён вниманием разных конкурсов и фестивалей, получив в общей сложности порядка десятка призов.

Кадр из фильма "Ключ без права передачи" (1976). Кирилл Алексеевич - Алексей Петренко, Олег Григорьевич - Зиновий Гердт
Кадр из фильма "Ключ без права передачи" (1976). Кирилл Алексеевич - Алексей Петренко, Олег Григорьевич - Зиновий Гердт

В том же 1976 году Светозаров снова работал со своим отцом. Тот экранизировал повесть Ивана Тургенева "Ася". Фильм прошёл не очень заметно в СССР, но за рубежом только Елена Коренева, сыгравшая Асю, получила призы за лучшую женскую роль на кинофестивалях в Италии, Швейцарии, Франции.

Кадр из фильма "Ася" (1977). Н.Н. - Вячеслав Езепов, Ася - Елена Коренева, Гагин - Игорь Костолевский
Кадр из фильма "Ася" (1977). Н.Н. - Вячеслав Езепов, Ася - Елена Коренева, Гагин - Игорь Костолевский

1977 год и снова работа с Авербахом - в фильме "Объяснение в люби". Кстати, во всех фильмах, которые снял Авербах после того, как на "Ленфильм" пришёл Светозаров, Владимир Иосифович был в них главным художником. Включая даже документальный "На берегах пленительных Невы".

Илья Авербах. Фото mathplat.ru
Илья Авербах. Фото mathplat.ru

Илья Авербах рассказывал о съёмках "Объяснения в любви":

Мы стремились своё видение времени выразить средствами кинематографа, искали кинематографическую образность. Это долго не получалось. И я помню хорошо кадр, который стал ключевым в этой картине. Снимали первую квартиру героини. Это была квартира в ужасно неустроенном доме. Светозаров нашёл удивительно простые, но необходимые именно в этой квартире предметы. Это лук, прорастающий в жестяной банке из-под какао, несколько фотографий на стене. И вдруг у нас получилось, получилось в тот момент, когда мы снимали первый общий план.

Кадр из фильма "Объяснение в любви" (1977). Зиночка - Эва Шикульска, Гладышев - Кирилл Лавров
Кадр из фильма "Объяснение в любви" (1977). Зиночка - Эва Шикульска, Гладышев - Кирилл Лавров

Телевизионный фильм "Фантазии Фарятьева", снятый Ильёй Авербахом по пьесе Аллы Соколовой в 1979 году, не получал призов на фестивалях, но, на мой взгляд, это одна из лучших картин режиссёра. Очень мне нравится в этом фильме совершенно неожиданный Андрей Миронов. Интересно, что для того, чтобы он выглядел максимально непривлекательно, гримёр нарисовал тому огромное количество прыщей на лице.

Илья Александрович Авербах так отзывался о Владимире Светозарове:

Для меня художник скорее необходимый соавтор, так же как и оператор, с которым мы вместе ежечасно ведём поиск пространственного и цветового решения каждого кадра фильма. Четырёх фильмов, созданных нами вместе, достаточно, чтобы сказать не просто о взаимопонимании, а о творческой необходимости друг в друге.

После "Фантазий Фарятьева" Авербах успел снять лишь два фильма: художественный "Голос" и уже упомянутую мной документалку "На берегах пленительных Невы" для программы итальянского телевидения "Культурные столицы Европы". И в обоих, как я говорил, художником-постановщиком был Владимир Светозаров.

Кадр из фильма "Фантазии Фарятьева" (1979). Павел Фарятьев - Андрей Миронов, Александра - Марина Неёлова
Кадр из фильма "Фантазии Фарятьева" (1979). Павел Фарятьев - Андрей Миронов, Александра - Марина Неёлова

В фильме "Жена ушла" (1979) Динары Асановой состоялся киноактёрский дебют Валерия Приёмыхова. Творческое сотрудничество с Асановой было для актёра очень плодотворным. Думаю, и со Светозаровым - тоже. Забегая чуть вперёд, скажу, что вскоре Приёмыхов за исполнение роли в фильме Асановой "Пацаны" (где художником-постановщиком был, разумеется, Светозаров), получил Государственную премию СССР.

Кадр из фильма "Жена ушла" (1979). Александр Михайлович Клюев - Валерий Приёмыхов, Степан Николаевич - Александр Демьяненко
Кадр из фильма "Жена ушла" (1979). Александр Михайлович Клюев - Валерий Приёмыхов, Степан Николаевич - Александр Демьяненко

В фильме "Никудышная" (1979) сотрудничество Приёмыхова и Асановой продолжилось. Правда, на этот раз Валерий Приёмыхов сыграл в её картине лишь эпизодическую роль, но зато написал сценарий. Ну и ещё вскоре после выхода фильма на экраны женился на исполнительнице главной роли Ольге Машной.

Кадр из фильма "Никудышная" (1980). Савва Тимофеевич Мельников - Михаил Глузский, Марина - Лидия Федосеева-Шукшина
Кадр из фильма "Никудышная" (1980). Савва Тимофеевич Мельников - Михаил Глузский, Марина - Лидия Федосеева-Шукшина

Драма Виталия Мельникова "Две строчки мелким шрифтом" вышла на киноэкраны в 1981 году. А в 1982-м этот совместный с ГДР фильм был удостоен премий за режиссуру и операторскую работу на Всесоюзном кинофестивале.

Кадр из фильма "Две строчки мелким шрифтом" (1981). Пётр Петрович Генералов - Евгений Гуров, Фёдор Голубков - Сергей Шакуров
Кадр из фильма "Две строчки мелким шрифтом" (1981). Пётр Петрович Генералов - Евгений Гуров, Фёдор Голубков - Сергей Шакуров

В 1982 году Владимир Светозаров работал вместе со своим отцом, когда тот снимал фильм "Шурочка" по повести Александра Куприна "Поединок". К слову, именно работу на этой картине Владимир Иосифович приводил в качестве иллюстрации, отвечая на вопрос, чем занимается художник-постановщик в кино:

В сценарии этого фильма есть одна фраза: "Русский офицер встаёт, потягивается, умывается, закуривает, открывает окно и смотрит вдаль". Вроде всё ясно. Теперь вопросы. Где мог квартироваться русский офицер в 1904 году - в гостинице, в офицерском собрании или просто в избе? Что на нём надето, когда встаёт - трусы, кальсоны или что-то иное? Встав, он надевает тапочки или сразу сапоги? Как он умывается, есть ли водопровод или какой-то умывальник или же ему поливает денщик из кувшина? Что он закуривает и какие спички использует? И ответы на все эти вопросы должен знать художник-постановщик.
Кадр из фильма "Шурочка" (1982). Василий Нилыч Назанский - Константин Григорьев
Кадр из фильма "Шурочка" (1982). Василий Нилыч Назанский - Константин Григорьев

Про фильм Динары Асановой "Пацаны" (1983) я уже упоминал - именно за роль Павла Васильевича Антонова Валерий Приёмыхов получил свою первую Госпремию (вторая была за роль Лузги в "Холодном лете 53-го"). Да и вообще эта картина собрала целый букет разных наград, включая премию имени Феликса Дзержинского.

Кадр из фильма "Пацаны" (1983). Павел Васильевич Антонов - Валерий Приёмыхов, командир отряда "Спартанцев" - Владимир Гусев
Кадр из фильма "Пацаны" (1983). Павел Васильевич Антонов - Валерий Приёмыхов, командир отряда "Спартанцев" - Владимир Гусев

С 1983 года началось сотрудничество Светозарова и режиссёра Владимира Бортко. Первой их картиной стала, на мой взгляд, прекрасная трагикомедия "Блондинка за углом" с Татьяной Догилевой и Андреем Мироновым в главных ролях. Жаль только, что мы не увидели этот фильм в том варианте, что задумывал Бортко - из-за многочисленных претензий цензуры он был практически полностью переделан. Всего же Владимир Светозаров принял участие в одиннадцати кинофильмах Владимира Бортко, каждый из которых достоин отдельного упоминания. И о некоторых из них я ниже скажу.

Кадр из фильма "Блондинка за углом" (1984). Надежда - Татьяна Догилева, Николай Гаврилович Порываев - Андрей Миронов
Кадр из фильма "Блондинка за углом" (1984). Надежда - Татьяна Догилева, Николай Гаврилович Порываев - Андрей Миронов

В многосерийной детективной драме "Противостояние", поставленной режиссёром Семёном Арановичем в 1985 году, сыграло огромное количество советских звёзд - от Олега Басилашвили, Юрия Кузнецова и Александра Филиппенко до Станислава Садальского и барабанщика группы "Кино" Георгия Гурьянова в роли немецкого офицера. В этом фильме свою последнюю роль исполнил Талгат Нигматулин.

Кадр из фильма "Противостояние" (1985). Полковник милиции Владислав Николаевич Костенко - Олег Басилашвили, Диана Савельевна Журавлёва - Вера Быкова-Пижель, Роман Кириллович Журавлёв - Александр Филиппенко
Кадр из фильма "Противостояние" (1985). Полковник милиции Владислав Николаевич Костенко - Олег Басилашвили, Диана Савельевна Журавлёва - Вера Быкова-Пижель, Роман Кириллович Журавлёв - Александр Филиппенко

Двадцатого ноября 1988 года советские телезрители впервые увидели на своих экранах один из лучших фильмов эпохи перестройки, да и вообще, как мне кажется, всего отечественного кинематографа - "Собачье сердце" Владимира Бортко. Фильм, поставленный режиссёром по одноимённой повести Михаила Булгакова, можно пересматривать бесконечно и всегда в нём находятся какие-то новые смыслы. В том числе, и благодаря работе главного художника этой картины.

Владимир Светозаров. Эскиз к фильму "Собачье сердце"
Владимир Светозаров. Эскиз к фильму "Собачье сердце"

Перечислять награды, призы и дипломы, полученные этим фильмом я даже не буду - не в них дело. Он просто стал культовым, разошёлся на многочисленные цитаты, а имена героев стали нарицательными. Именно за работу в этом фильме Владимир Светозаров получил свою первую награду - он стал Заслуженным художником РСФСР:

Когда мы с Владимиром Бортко начали работать над "Собачьим сердцем", он сразу выбросил из сценария все описания природы и вообще описания, оставив только диалоги. Затем отправил телеграммы во все театры: "Пришлите фото самых уродливых артистов". Кстати, на роль Шарикова пробовался Караченцов, но как-то мы зашли в комнату для проб и увидели собаку в галстуке, это был артист Толоконников.
Кадр из фильма "Собачье сердце" (1988). Шариков - Владимир Толоконников, Филипп Филиппович Преображенский - Евгений Евстигнеев
Кадр из фильма "Собачье сердце" (1988). Шариков - Владимир Толоконников, Филипп Филиппович Преображенский - Евгений Евстигнеев

Фильм "Бродячий автобус" (1989) стал четвёртым и последним, в котором Владимир Светозаров работал вместе со своим отцом. Собственно, эта драма стала последней и в фильмографии самого режиссёра - следующую картину ("Рядовой случай") Иосиф Хейфиц завершить не успел...

Кадр из фильма "Бродячий автобус" (1989). Николай - Лев Борисов, Василий - Михаил Жигалов
Кадр из фильма "Бродячий автобус" (1989). Николай - Лев Борисов, Василий - Михаил Жигалов

Начло девяностых стало настоящим "безвременьем" для отечественного кинематографа. Картин снималось мало, да и те, что выходили на экраны, пересматривать не хотелось. Светозаров несколько лет не работал в кино, сделав акцент на театральную деятельность. Он плотно сотрудничал с несколькими питерскими театрами, в том числе, с "Балтийским домом", театром "Бенефис", Театром комедии имени Акимова.

Кадр из фильма "Анекдоты" (1990). Василий Иванович Кутузов - Александр Абдулов, Ульяна - Нина Усатова
Кадр из фильма "Анекдоты" (1990). Василий Иванович Кутузов - Александр Абдулов, Ульяна - Нина Усатова

Впрочем, именно тогда, в самом начале девяностых, на экраны вышел фильм Владимира Бортко "Афганский излом" (1991). Конечно же, он запомнился кинозрителям, в первую очередь, благодаря участию в нём популярного итальянского актёра Микеле Плачидо. Но и до сих пор критики считают эту картину одной из лучших о войне в Афганистане.

Кадр из фильма "Афганский излом" (1991). Катя - Татьяна Догилева, майор Михаил Бандура - Микеле Плачидо
Кадр из фильма "Афганский излом" (1991). Катя - Татьяна Догилева, майор Михаил Бандура - Микеле Плачидо

В конце девяностых и первом десятилетии нового века Светозаров чаще всего работал с Бортко. Правда, драма "Цирк сгорел, и клоуны разбежались" (1997) прошла не очень замеченной зрителями. Впрочем, на нескольких кинофестивалях "свои" награды этот фильм получил.

Кадр из фильма "Цирк сгорел, и клоуны разбежались" (1998). Николай Николаевич Худокормов - Николай Караченцов, Алексей Петрович - Сергей Дрейден, Тома - Нина Русланова
Кадр из фильма "Цирк сгорел, и клоуны разбежались" (1998). Николай Николаевич Худокормов - Николай Караченцов, Алексей Петрович - Сергей Дрейден, Тома - Нина Русланова

Интересно, что в 1997 году Владимир Светозаров одновременно со съёмками картины Бортко, работал в соседнем ленфильмовском павильоне на картине Алексея Германа "Хрусталёв, машину!". Именно тогда на студии кто-то остроумный придумал небольшой анекдот:

Что объединяет Германа и Бортко? Один художник-постановщик!

И оба великих режиссёра во время съёмок кричали: "Где Светозаров?"

Алексей Герман. Фото seance.ru
Алексей Герман. Фото seance.ru

Фильм Алексея Германа был показан в основной программе Каннского фестиваля 1998 года и хотя тамошней публикой не был принят - показ шёл под хлопанье кресел уходящих зрителей - многие отечественные и зарубежные критики считают его одним из лучших в творчестве режиссёра. Вот что написал о нём журналист Пётр Вайль:

Это было редчайшее столкновение с чем-то, что масштабами превосходит твоё представление даже не о кино, а о возможностях всякого искусства вообще. Наваждение — то, что охватывает зрителя. Сновидческая природа кино, быть может, нигде ещё не проступала с такой отчаянной и наглядной выразительностью. В "Хрусталёва" погружаешься без остатка.

Владимир Светозаров. Эскиз к фильму "Хрусталёв, машину!"
Владимир Светозаров. Эскиз к фильму "Хрусталёв, машину!"

Картина получила шесть премий "Ника". В том числе, награды был удостоен и Владимир Светозаров - за лучшую работу художника-постановщика. Получил он за этот фильм и своего первого "Золотого Овна".

Кадр из фильма "Хрусталёв, машину!" (1998). Ассистент - Елена Крайняя, Юрий Георгиевич Кленский - Юрий Цурило
Кадр из фильма "Хрусталёв, машину!" (1998). Ассистент - Елена Крайняя, Юрий Георгиевич Кленский - Юрий Цурило

Множество призов собрал и режиссёрский дебют известного актёра Александра Баширова - фильм "Железная пята олигархии" (1998). И совершенно определённо, в этом была огромная заслуга главного художника.

Кадр из фильма "Железная пята олигархии" (1998). Девица лёгкого поведения - Наталья Пивоварова, Николай Петрович - Александр Баширов
Кадр из фильма "Железная пята олигархии" (1998). Девица лёгкого поведения - Наталья Пивоварова, Николай Петрович - Александр Баширов

Картина "Восток-Запад" французского кинорежиссёра, обладателя "Оскара" Режиса Варнье собрала целый сонм российских и зарубежных кинозвёзд - в ней снялись Катрин Денёв, Олег Меньшиков, Богдан Ступка, Рене Фере. Этот фильм даже стал номинантом на "Оскар", правда, уступил в категории "Лучший фильм на иностранном языке" мелодраме "Всё о моей матери" испанского режиссёра Педро Альмодовара. Светозаров, когда его Варнье пригласил поработать в этом фильме, сначала чуть было не отказался - ему очень не понравился сценарий. Но потом всё же согласился. А потом на гонорар, полученный за эту французско-советскую историю, даже смог купить себе автомобиль. К удивлению всех его знакомых, это была подержанная "Нива". На ней Светозаров и ездил чуть ли ни до конца жизни.

Кадр из фильма "Восток-Запад" (1999). Алексей Головин - Олег Меньшиков, Мари Головина - Сандрин Боннэр
Кадр из фильма "Восток-Запад" (1999). Алексей Головин - Олег Меньшиков, Мари Головина - Сандрин Боннэр

Не гнушался Светозаров работы и в телесериалах. Так, он был художником-постановщиком всё у того же Бортко, когда последний снимал "Бандитский Петербург". Впрочем, Владимир Иосифович был крайне избирателен и работал лишь в тех сериалах, которые считал качественными, в чём мы можем убедиться.

Кадр из телесериала "Бандитский Петербург" (2000). Фёдор - Владимир Рожин, Юрий Александрович Михеев (Барон) - Кирилл Лавров
Кадр из телесериала "Бандитский Петербург" (2000). Фёдор - Владимир Рожин, Юрий Александрович Михеев (Барон) - Кирилл Лавров

Фильм "Луной был полон сад" Виталия Мельникова с актёрским трио Зинаиды Шарко, Николая Волкова и Льва Дурова вышел на экраны в 2000 году и вызвал противоречивые отклики и у зрителей, и у критиков. Впрочем, большая их часть была позитивная, что подтвердилось и призами "Святой Георгий" Московского кинофестиваля, "Золотой Витязь" и кинопремией "Ника", которую получила Шарко за лучшую женскую роль.

Кадр из фильма "Луной был полон сад" (2000). Григорий Петрович - Лев Дуров, Вера Андреевна - Зинаида Шарко
Кадр из фильма "Луной был полон сад" (2000). Григорий Петрович - Лев Дуров, Вера Андреевна - Зинаида Шарко

Ну, а перечень призов, дипломов и прочих наград, которых была удостоена военная драма (хотя иногда её называют трагикомедией) Александра Рогожкина "Кукушка" займёт несколько страниц. Помимо безусловной причастности к многочисленным "Золотым Овнам", "Серебряным Георгиям" и "Золотым Орлам" получил за этот фильм индивидуальные награды и Владимир Светозаров. Так, в марте 2003 года ему была вручена вторая "Ника" - за лучшую работу художника, а в июне 2004-го он числе других создателей картины был удостоен Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.

Кадр из фильма "Кукушка" (2002). Иван Картузов (Пшолты) - Виктор Бычков, Вейко - Вилли Хаапасало
Кадр из фильма "Кукушка" (2002). Иван Картузов (Пшолты) - Виктор Бычков, Вейко - Вилли Хаапасало

Кстати, в том же 2003 году, возможно, как писали в застойные времена, "в связи с шестидесятилетием", Владимиру Святозарову было присвоено звание Народного художника России. А ещё он получил премию "ТЭФИ" за работу в телесериале "Идиот". Экранизация романа Достоевского Владимиром Бортко стала очередной вехой в отношениях двух мастеров.

Владимир Бортко и Владимир Светозаров. Фото arcticvector.narfu.ru
Владимир Бортко и Владимир Светозаров. Фото arcticvector.narfu.ru

Десятисерийный фильм, да ещё и по Достоевскому смотрится на одном дыхании. Абсолютно филигранное попадание Бортко с исполнителями не только главных, но и эпизодических ролей, отличный визуальный ряд, созданный Светозаровым, замечательная музыка Игоря Корнелюка - всё это составляющие успеха фильма, который хочется пересматривать снова и снова. Фильм был удостоен множества наград, из которых я бы хотел отметить премию А. И. Солженицына "За вдохновенное прочтение романа "Идиот", вызвавшее народный отклик и воссоединившее современного читателя с русской классической литературой в её нравственном служении".

Кадр из телесериала "Идиот" (2003). Парфён Рогожин - Владимир Машков, князь Лев Николаевич Мышкин - Евгений Миронов
Кадр из телесериала "Идиот" (2003). Парфён Рогожин - Владимир Машков, князь Лев Николаевич Мышкин - Евгений Миронов

Фильм "Турецкий гамбит" (2005) Джаника Файзиева принёс Владимиру Светозарову ещё две награды в его коллекцию призов: премию "Золотой Орёл" и премию "Золотой Овен".

Кадр из фильма "Турецкий гамбит" (2005). Генерал Соболев - Александр Балуев, Эраст Фандорин - Егор Бероев
Кадр из фильма "Турецкий гамбит" (2005). Генерал Соболев - Александр Балуев, Эраст Фандорин - Егор Бероев

В 2005 году телезрители впервые увидели десятисерийную версию "Мастера и Маргариты", поставленную Владимиром Бортко. На мой взгляд, это лучшая экранизация классика советской литературы (или, скорее, антисоветской). Хотя, разумеется, многие со мной поспорят. Но я, если вдруг случайно натыкаюсь при перелистывании каналов на этот сериал, то редко могу от него оторваться, хотя, разумеется, он есть у меня в домашней коллекции.

Владимир Светозаров. Эскиз к фильму "Мастер и Маргарита"
Владимир Светозаров. Эскиз к фильму "Мастер и Маргарита"

К слову, практически вся "булгаковская" Москва снималась в Петербурге. Светозаров рассказывал:

Мы здесь снимали Патриаршие пруды. Потому что в Москве на Патриарших снимать невозможно — там и шаверма, и дорогие бутики, и трамвай уже не ходит, и движение в шесть рядов. В общем, дешевле построить — хотя зачем, если всё можно найти у нас? Воду мы, конечно, снимали на настоящих Патриарших, чтобы не смущать знатоков Москвы и поклонников творчества писателя Булгакова. А обратную точку, с трамваем и Берлиозом, снимали в Коломне, на площади Тургенева. Там же поставили и знаменитый пивной ларёк. К картине было множество претензий — и Кот плохой, и Басилашвили никакой не Воланд, а никто не сказал, что в кадре не та Москва. Но мы пошли еще дальше в нашем географическом безумии: и улицы московские, и погони, и полёт Мастера и Маргариты над Москвой — всё снималось здесь, в Петербурге. Дом Мастера, например, находился на Васильевском острове, где Детская инфекционная больница. Там есть целый деревянный квартал. В центре каменного города современного — потайной квартал деревянных домиков. И сквозь эти домики как бы просвечивают гигантские дома, почти сталинские, поэтому Москва у нас получилась очень булгаковская.

Театр "Варьете", в котором проходил сеанс магии, снимался в моём любимом Театре эстрады имени Аркадия Райкина, критика Латунского, квартиру которого разгромила Маргарита, Бортко поселил в доме 73/75 на Каменностровском проспекте, психиатрической лечебницей, в которой Иван Бездомный встретился с Мастером, стал Елагиноостровский дворец, а квартира самого Мастера разместилась в подвале Покровской больницы, что на Большом проспекте Васильевского острова. Кстати, Бортко снял в этой картине почти две сотни актёров, многие из которых сыграли по несколько секунд экранного времени, но зато сейчас могут говорить, что приняли участие в этом великолепном сериале.

Кадр из телесериала "Мастер и Маргарита" (2005). Михаил Берлиоз - Александр Адабашьян, Воланд - Олег Басилашвили, Иван Бездомный - Владислав Галкин
Кадр из телесериала "Мастер и Маргарита" (2005). Михаил Берлиоз - Александр Адабашьян, Воланд - Олег Басилашвили, Иван Бездомный - Владислав Галкин

Интересная, но неоднозначная и практически не известная у нас картина "По этапу" (2006) производства кинокомпании Thema Production (Великобритания) режиссёра Тома Робертса. Для Робертса это был первый опыт работы в художественном кино - ранее он снимал только документальное. Возможно, это было одной из причин того, что совместный российско-британский проект о лагере для военнопленных, расположенном близ Ленинграда, с Евгением Мироновым и американскими кинозвездами Томасом Кречманом (известном у нас по фильму "Сталинград" Фёдора Бондарчука) и Верой Фармигой был воспринят многими из тех, кто его видел, как некая злая карикатура на послевоенные советские времена. Поэтому, наверное, его практически и не показывали на нашем телевидении.

Кадр из фильма "По этапу" (2006). Макс - Томас Кречман, Наташа - Вера Фармига
Кадр из фильма "По этапу" (2006). Макс - Томас Кречман, Наташа - Вера Фармига

А в 2006 году Светозаров в очередной раз, сотрудничая с Бортко, получил официальное признание своих заслуг - премию "Золотой Орёл" за лучшую работу художника-постановщика в фильме "Тарас Бульба". Работа над фильмом была очень тяжёлой:

Действие картины происходит в XVI веке, от этой эпохи предметов материальной культуры практически не осталось. Выяснить, как они выглядели, стоило огромных усилий. И всё то колоссальное количество вещей, которое вы видите в этом фильме (от пуговиц и знаменитой трубки Тараса и до костюмов, пушек, орудий, оружия, крепостей, польских хором, жилищ казаков), — всё пришлось создавать с нуля.

"Тарас Бульба" также не был обделён наградами и призами. Даже Коммунистическая партия Украины удостоила режиссёра премии имени В.И. Ленина с формулировкой "За высокохудожественное воплощение в киноискусстве идеалов дружбы украинского и русского народов, пропаганду общего исторического и культурного наследия".

Кадр из фильма "Тарас Бульба" (2009). Жена Тараса - Ада Роговцева, Тарас Бульба - Богдан Ступка
Кадр из фильма "Тарас Бульба" (2009). Жена Тараса - Ада Роговцева, Тарас Бульба - Богдан Ступка

Минисериал "Пёр Первый. Завещание" стал последним проектом, над которым работали вместе Бортко и Светозаров. Фильм, снятый по мотивам романа Даниила Гранина, получил две довольно редкие для российского кино награды: "Почётный знак за заслуги перед Петербургом" и Орден Почёта Молдавии, которым были награждены Михаил и Елизавета Боярские "в знак высокого признания особых заслуг в развитии молдавско-российского сотрудничества в области культуры и за талантливое воплощение художественных образов молдавского господаря Дмитрия Кантемира и княжны Марии Кантемир".

Кадр из телесериала "Пётр Первый. Завещание" (2011). Александр Данилович Меншиков - Сергей Маковецкий, князь Дмитрий Кантемир - Михаил Боярский
Кадр из телесериала "Пётр Первый. Завещание" (2011). Александр Данилович Меншиков - Сергей Маковецкий, князь Дмитрий Кантемир - Михаил Боярский

В 2014 году Владимир Светозаров был отмечен Профессиональным призом Ассоциации продюсеров кино и телевидения в области телевизионного кино за лучшую работу художника-постановщика в телесериале "Шерлок Холмс", снятом режиссёром Андреем Кавуном. Интересно, что роль доктора Уотсона в этом фильме значительно важнее, чем, собственно, Шерлока Холмса. Уотсона сыграл Андрей Панин, для которого эта роль стала последней.

Кадр из телесериала "Шерлок Холмс" (2013). Джон Уотсон - Андрей Панин, Шерлок Холмс - Игорь Петренко
Кадр из телесериала "Шерлок Холмс" (2013). Джон Уотсон - Андрей Панин, Шерлок Холмс - Игорь Петренко

Работу в сериале Андрея Малюкова "Григорий Р." (2014) Светозаров также часто приводил в качестве ответа на вопрос, чем занимается художник-постановщик:

Там такая сцена есть, где поезд останавливается, Распутин выходит на платформу, становится на колени и молится, и весь поезд, глядя в окошко, "Распутин молится", и все выскакивают на платформу, становятся на колени и все начинают молиться. Три строчки в сценарии. Ну, что такого? А где взять вагоны XIX века. Вагоны были разного цвета: от класса вагона зависел цвет. Надо это всё узнать. Какие были гербы на вагонах? Не то царские, не то Николаевской железной дороги. Какая была платформа? Не то каменная, не то цементная, не то деревянная. Номера на вагонах были всё время во время движения или, когда поезд останавливался, проводник втыкал эти номера. Эти мелкие подробности должен обязательно знать художник.

Кстати, за этот сериал Владимир Иосифович также был награждён Профессиональным призом Ассоциации продюсеров кино и телевидения в области телевизионного кино - за лучшую работу художника-постановщика.

Кадр из телесериала "Григорий Р." (2014). Григорий Ефимович Распутин - Владимир Машков, Анна Александровна Вырубова - Екатерина Климова
Кадр из телесериала "Григорий Р." (2014). Григорий Ефимович Распутин - Владимир Машков, Анна Александровна Вырубова - Екатерина Климова

Биографический фильм "Хармс" (2016), снятый совместно литовскими, македонскими и российскими кинопроизводителями, практически не показывался в нашей стране - по официальным данным его посмотрело чуть больше четырёх тысяч зрителей. При этом на нескольких фестивалях, в том числе в Лондоне и Шанхае, он взял призы. Но, видимо, сейчас мало кому интересна биография полузабытого поэта...

Кадр из фильма "Хармс" (2016). Эстер Русакова - Юстина Вонщик, Даниил Хармс - Войтек Урбаньский
Кадр из фильма "Хармс" (2016). Эстер Русакова - Юстина Вонщик, Даниил Хармс - Войтек Урбаньский

Последней работой Владимира Светозарова стал телевизионный сериал Владимира Нахабцева "Осколки" (2017) - своеобразная "Зита и Гита" на российский лад. Работал Светозаров уже будучи сильно больным и, к сожалению, премьеру не увидел.

Кадр из телесериала "Осколки" (2017). Ульяна - Аглая Тарасова, Анна Юрьева Прокопьева - Наталия Антонова, Варя - Анна Дулова, Олег Викторович Прокопьев - Александр Дьяченко
Кадр из телесериала "Осколки" (2017). Ульяна - Аглая Тарасова, Анна Юрьева Прокопьева - Наталия Антонова, Варя - Анна Дулова, Олег Викторович Прокопьев - Александр Дьяченко

Как-то Светозаров, рассказывая о своём друге Владимире Бортко, сказал:

Он ведёт себя по-пацански, а работает по-пушкински — легко, талантливо, играючи, попивая сухое вино, волочась за девушками, без выпученных глаз, без изображения этого трагизма.

Наверное, в полной мере эти слова можно отнести и к самому художнику.

Владимир Светозаров. Фото promo-movix.ru
Владимир Светозаров. Фото promo-movix.ru

Владимир Иосифович Светозаров последние годы жизни боролся с тяжёлым недугом, но присутствия духа никогда не терял. Он скончался 30 июня 2017 года и был похоронен на Комаровском кладбище, неподалёку от умершего в 1995 году своего знаменитого отца Иосифа Хейфица.

Могила Владимира Светозарова в Комаровском некрополе
Могила Владимира Светозарова в Комаровском некрополе

Фильмография Владимира Светозарова

  • 1974 — Не болит голова у дятла (режиссёр Динара Асанова)
  • 1975 — Единственная… (режиссёр Иосиф Хейфиц)
  • 1975 — Чужие письма (режиссёр Илья Авербах)
  • 1976 — Ключ без права передачи (режиссёр Динара Асанова)
  • 1977 — Ася (режиссёр Иосиф Хейфиц)
  • 1977 — Объяснение в любви (режиссёр Илья Авербах)
  • 1978 — Хористка (короткометражный) (режиссёр Александр Муратов)
  • 1978 — Дом строится (режиссёры Павел Коган, Пётр Мостовой)
  • 1979 — Фантазии Фарятьева (режиссёр Илья Авербах)
  • 1979 — Завтрак (короткометражный) (режиссёр Асхаб Абакаров)
  • 1979 — Личное свидание (короткометражный) (режиссёр Алексей Лебедев)
  • 1979 — На слёзы Лауры (короткометражный) (режиссёр Валерий Апананский)
  • 1979 — Жена ушла (режиссёр Динара Асанова)
  • 1980 — Никудышная (режиссёр Динара Асанова)
  • 1980 — Соло (короткометражный) (режиссёр Константин Лопушанский)
  • 1980 — Очки от солнца (короткометражный) (режиссёр Дмитрий Светозаров)
  • 1981 — Гиблое дело (режиссёр Александр Пашовкин)
  • 1981 — Что бы ты выбрал? (режиссёр Динара Асанова)
  • 1981 — Две строчки мелким шрифтом (режиссёр Виталий Мельников)
  • 1982 — Голос (режиссёр Илья Авербах)
  • 1982 — Шурочка (режиссёр Иосиф Хейфиц)
  • 1983 — Блондинка за углом (режиссёр Владимир Бортко)
  • 1983 — На берегах пленительных Невы (документальный) (режиссёр Илья Авербах)
  • 1983 — Пацаны (режиссёр Динара Асанова)
  • 1985 — Противостояние (режиссёр Семён Аранович)
  • 1985 — Снегурочку вызывали? (режиссёр Валентин Морозов)
  • 1986 — Исключения без правил (киноальманах)
  • 1988 — Большая игра (режиссёр Семён Аранович)
  • 1988 — Собачье сердце (режиссёр Владимир Бортко)
  • 1989 — Бродячий автобус (режиссёр Иосиф Хейфиц)
  • 1989 — Рычаги (короткометражный) (режиссёр Валерий Наумов)
  • 1990 — Анекдоты (режиссёр Виктор Титов)
  • 1991 — Афганский излом (режиссёр Владимир Бортко)
  • 1991 — Мой лучший друг — генерал Василий, сын Иосифа (режиссёр Виктор Садовский)
  • 1995 — Спасибо, доктор (короткометражный) (режиссёр Владимир Зайкин)
  • 1998 — Железная пята олигархии (режиссёр Александр Баширов)
  • 1998 — Хрусталёв, машину! (режиссёр Алексей Герман)
  • 1998 — Цирк сгорел, и клоуны разбежались (режиссёр Владимир Бортко)
  • 1999 — Восток-Запад (режиссёр Режис Варнье)
  • 2000 — Бандитский Петербург. Фильм 1. Барон (режиссёр Владимир Бортко)
  • 2000 — Бандитский Петербург. Фильм 2. Адвокат (режиссёр Владимир Бортко)
  • 2000 — Луной был полон сад (режиссёр Виталий Мельников)
  • 2000 — Особенности национальной охоты в зимний период (режиссёр Александр Рогожкин)
  • 2000 — Охота на Золушку (режиссёры Нийоле Адоменайте, Антон Сиверс)
  • 2002 — Дневник камикадзе (режиссёр Дмитрий Месхиев)
  • 2002 — Александр Пушкин (режиссёр Александр Яцко)
  • 2002 — Убойная сила - 4 (режиссёр Александр Рогожкин)
  • 2003 — Идиот (режиссёр Владимир Бортко)
  • 2003 — Кукушка (режиссёр Александр Рогожкин)
  • 2004 — Турецкий гамбит (режиссёр Джахонгир Файзиев)
  • 2004 — Sapiens (режиссёр Александр Рогожкин)
  • 2004 — Именины (режиссёры Валерий Наумов, Андрей Черных)
  • 2005 — Итальянец (режиссёр Андрей Кравчук)
  • 2005 — Мастер и Маргарита (режиссёр Владимир Бортко)
  • 2005 — Нелегал (режиссёры Юрий Лебедев, Борис Фрумин)
  • 2005 — Пробуждение (режиссёр Станислав Лебедев)
  • 2006 — По этапу (режиссёр Том Робертс)
  • 2007 — Ветка сирени (режиссёр Павел Лунгин)
  • 2007 — Варварины свадьбы (режиссёр Светлана Шиманюк)
  • 2007 — Янтарный барон (режиссёр Сергей Басин)
  • 2008 — Жена по контракту (режиссёр Виктор Шкуратов)
  • 2008 — Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину (режиссёр Андрей Хржановский)
  • 2008 — Кто был Шекспиром (режиссёр Виталий Аксёнов)
  • 2008 — Сумерки (режиссёр Владимир Мосс)
  • 2009 — С чёрного хода (режиссёр Станислав Митин)
  • 2009 — Как поймать магазинного вора (режиссёр Евгений Семёнов)
  • 2009 — Тарас Бульба (режиссёр Владимир Бортко)
  • 2009 — Видримасгор, или История моего космоса (режиссёр Яна Поляруш)
  • 2010 — Последняя встреча (режиссёр Александр Аравин)
  • 2011 — Пётр Первый. Завещание (режиссёр Владимир Бортко)
  • 2012 — Последняя жертва (режиссёр Фуад Шабанов)
  • 2013 — Дождаться любви (режиссёр Владимир Фатьянов)
  • 2013 — Жажда (режиссёр Дмитрий Тюрин)
  • 2013 — Любовь без лишних слов (режиссёр Фуад Шабанов)
  • 2013 — Отец поневоле (режиссёр Фуад Шабанов)
  • 2013 — Шерлок Холмс (режиссёр Андрей Кавун)
  • 2014 — Григорий Р. (режиссёр Андрей Малюков)
  • 2014 — Развод по собственному желанию (режиссёр Илья Северов)
  • 2014 — Наставник (режиссёр Григорий Жихаревич)
  • 2015 — Вызов (режиссёр Ольга Ланд)
  • 2015 — Спасайся, брат (режиссёр Антон Сиверс)
  • 2015 — Непридуманная жизнь (режиссёр Фуад Шабанов)
  • 2015 — Морские дьяволы. Смерч. Судьбы-2 (фильм №1. "Должница") (режиссёр Алексей Богданов)
  • 2016 — Хармс (режиссёр Иван Болотников)
  • 2016 — Консультант (режиссёр Алексей Рудаков)
  • 2017 — Осколки (режиссёр Владимир Нахабцев)

Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.

Вдоль по Питерской | Дзен

А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.

Кстати, так как надо шагать в ногу с прогрессом (и не совсем понятно, что дальше будет с Дзеном), я завёл свой Телеграм-канал. Пока буду в нём дублировать материалы Дзена, но в дальнейшем планирую постепенно переходить на Телеграм. Так что, если не хотите меня потерять, подписывайтесь в Телеграме, пройдя по этой ссылке - Телеграм-канал "Вдоль по Питерской".

Так же хочу попросить своих подписчиков подписаться и на мой канал в Ютубе. Правда, он называется не так, как остальные мои аккаунты в соцсетях - Chester Field. Но всё равно - подписывайтесь. Для этого вам надо всего лишь кликнуть по названию канала, перейти на него и там подписаться. Всё просто.

Если кто-то желает выразить благодарность автору и поддержать канал финансово, то вы можете перевести небольшую сумму на эту карту:

2204 2401 3299 0229, Озон-банк.