Найти в Дзене

Адаптация в детском саду ребенка с РАС. Не общие фразы, а то, что действительно может сработать.

Оглавление

Отойдем от шаблонов и поговорим о реальном плане. 

Материал подготовлен центром развития аутизма Полярная звезда stella-p.ru
Материал подготовлен центром развития аутизма Полярная звезда stella-p.ru

🌊 Не "вливать" в сад сразу

Частая ошибка – резкое погружение: ⏰"Сегодня первый день – остаешься до вечера". Так можно сломать даже нейротипичного ребенка, а для аутичного это *гарантированный срыв*. 

🫱Как делать правильно: 

  • Берем противошумные наушники (есть в любом строительном магазине) даем ребенку и говорим. Станет страшно, надевай 🎧
  • Начинаем с "экскурсий" без участия группы 🤪(приходим, когда детей нет, ходим по саду, трогаем игрушки, знакомимся с воспитателем). 
  • Покупаем (если в саду нет) «слепую» сенсорную палатку⛺️-домик. На всех маркетплейсах. И во время экскурсии находим самое комфортное место скрытое ото всех🛟. Ставим палатку туда (если детский сад не вредный, проблем не будет! А если вредный выбирайте другой, «и пусть изменчивый мир прогнется под вас»). Ребенку говорим - это твое место силы. Устал, залезай‼️⛺️ это волшебный способ - слепые комнаты для перезагрузки нервной системы 🫨особо чувствительных деток.
  • Потом 10-15 минут в группе (например, в конце прогулки🛝, когда детей забирают). 
  • Постепенно увеличиваем время ⏱️только если ребенок сам проявляет интерес (не держим "через силу"). Если интереса нет, действуем через 🏕️ палатку, наполните ее любимыми вещами ребенка.

⚓️ Создаем «якоря безопасности»

Ребенку нужны конкретные точки опоры 🫗 в незнакомом месте, иначе тревога выльется в агрессию или самостимуляцию

Что может стать ⚓️"якорем":

  • Предмет – одна и та же игрушка из дома, которую можно носить с собой (например, машинка или кусочек любимой ткани). 
  • Место – уголок, куда можно уйти (например, домик под столом с подушками, если сад разрешает). 
  • Человек – если воспитатель или няня станет "проводником" (например, всегда встречает у двери и дает знак – похлопывание по плечу или карточку). 

Работаем с агрессией у детей с РАС до того, как она случится

Агрессия у аутичных детей – часто реакция на перегрузку, а не "плохое поведение". Значит, надо *ловить моменты перед взрывом и снижать напряжение. 

Как это выглядит на практике: 

Воспитатель замечает, что ребенок начинает чаще стимить, ходить кругами, сжимать кулаки – это сигнал. 🚨

  • Не ждем крика/удара – сразу предлагаем "разрядку": 
  •  Даем пожевать жесткую резинку (если это его успокаивает). 
  •  Отводим в тихий угол давить мячик/рвать бумагу. ⚾️🥎
  •  Разрешаем прыгать на месте или кружиться (если это его способ сбросить стресс). 
Как снять агрессию у детей с РАС
Как снять агрессию у детей с РАС

Стереотипии – не враги, а союзники

Если ребенок машет руками👋🏻, трясет головой или издает звуки – это его способ *урегулировать нервную систему*.

В саду важно: 

Не запрещать (это повысит тревожность). 🙅‍♀️

Направлять в социально приемлемую форму: 

  •  Если крутит предметы – дать спиннер или волчок*. 
  •  Если раскачивается – предложить *качаться на качелях* (если есть). 
  •  Если кричит – перевести в "громкое место" (например, где шумно от других детей) или дать подушку, в которую можно кричать.

Сенсорные "костыли" – это нормально

Если ребенок не выносит шум – беруши или наушники 🎧 должны быть всегда с ним. 

Если не терпит прикосновений – договориться, что другие дети не трогают его без спроса. 🥹

Если нужно жевать – иметь при себе жевательные бусы (возьмите на заметку📝 или твердые снеки).

Важно: Не ждать, что ребенок "перерастет" сенсорные проблемы. Лучше сразу создать условия, в которых он не тратит силы на борьбу с дискомфортом. 

Альтернативная коммуникация детей с аутизмом 💬

Если ребенок **не говорит или говорит плохо, но может: 

- Показывать *картинки* (PECS). 

- Тыкать пальцем 👉👇🫵

- Использовать жесты🫸🏻 (например, "стоп" ладонью, если что-то не нравится). ✊🏻👌🏻

Воспитатели должны знать эти сигналы! ‼️‼️

Иначе агрессия станет единственным способом сказать "нет". 

Выход есть всегда 📤

Обязательно продумать "аварийный выход" на случай перегрузки: 

  • Ребенок может уйти в тихую зону без вопросов. 
  • Воспитатель звонит родителю, если ситуация критическая (без осуждения!). 🚁Ну

*Главное:* Адаптация – это не про "вписаться в систему", а про найти способ, чтобы система работала на ребенка. Если сад не готов к такому – это не ваш сад. 

Можем помочь придумать конкретные лайфхаки под особенности вашего ребенка – пиши, какие моменты самые сложные.

Комната сенсорной разгрузки в нашем центре. Советуем попробовать даже взрослым! Вам этого не хватает. (В бассейне с шариками тоже можете поваляться, никто не увидит)
Комната сенсорной разгрузки в нашем центре. Советуем попробовать даже взрослым! Вам этого не хватает. (В бассейне с шариками тоже можете поваляться, никто не увидит)

Детский центр коррекции Полярная звезда - ваш якорь в покорении вершин новой эволюции.

🖥️ https://stella-p.ru

☎️88002502368