Найти в Дзене
Техноскрепка

19 беспилотных автомобилей, меняющих дороги: новейшие разработки (2023-2025)

Оглавление

Гонка автономности набирает скорость

Последние два года стали переломными для автономного транспорта. Технологии искусственного интеллекта и сенсоров шагнули далеко вперед, а регуляторы начали осторожно открывать двери для коммерческого использования. Мы собрали 17 самых значимых и новейших беспилотных автомобилей и систем, включая российские разработки, которые уже тестируются на дорогах или готовятся к запуску в ближайшем будущем. От серийных машин с продвинутым автопилотом до специализированных роботакси и грузовиков – вот что определяет лицо беспилотных систем сегодня. (обновлено: июль 2025 г.)

Серийные автомобили с продвинутым автопилотом (Уровень 2+/3 SAE)

Эти машины уже можно купить, но их системы требуют постоянного контроля водителя или разрешают отвлечение в строго определенных условиях.

О классификации уровней беспилотных систем читайте в этой статье.

1. Tesla Model S/X/3/Y с FSD v12.x (США): Система «Full Self-Driving» (FSD) v12 использует «End-to-End» нейросети.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Текущее состояние: широкий бета-релиз в США и Канаде (Level 2). В Китае разрешено ограниченное тестирование. Илон Маск анонсировал FSD v13 с улучшенной навигацией по сложным перекресткам. Использует 8 камер, радар и ультразвук. Регуляторное одобрение Level 3 в ЕС ожидается в 2025-2026 гг.

2. Mercedes-Benz DRIVE PILOT (Level 3) (Германия/США): первая серийная система уровня 3 SAE.

Фото: © Mercedes-Benz
Фото: © Mercedes-Benz

Текущее состояние: работает на скоростях до 60 км/ч на утвержденных участках автобанов в Германии (с 2022) и магистралях в США в Неваде и Калифорнии (с 2023). Расширение зон покрытия и повышение скоростного лимита – ключевые задачи. Доступна на S-Class, EQS, EQE. Использует лидар, радары, камеры и HD-карты.

3. BMW Personal Pilot L3 (Германия): Аналог системы Mercedes.

Фото: пресс-служба BMW (https://www.press.bmwgroup.com/global/article/detail/T0438214EN/level-3-highly-automated-driving-available-in-the-new-bmw-7-series-from-next-spring?language=en)
Фото: пресс-служба BMW (https://www.press.bmwgroup.com/global/article/detail/T0438214EN/level-3-highly-automated-driving-available-in-the-new-bmw-7-series-from-next-spring?language=en)

Текущее состояние: получила разрешение на Level 3 в Германии в конце 2023 года. Работает до 60 км/ч на подходящих автомагистралях. Внедряется на новой BMW 7 Series (G70) и i7. Оснащена лидаром, 5G-модемом и резервными системами. Планируется расширение на другие модели.

4. NIO NAD (NIO Autonomous Driving) (Китай): система на основе платформы NIO Aquila Super Sensing (33 датчика, включая лидар) и суперкомпьютера Adam.

Фото: ai.cars
Фото: ai.cars

Текущее состояние: функция «Городской Пилот» (Level 2+) доступна в нескольких десятках китайских городов. Активно собираются данные для перехода на Level 4. В 2024 представлены улучшения в распознавании сложных сценариев. Платформа постоянно обновляется.

5. Xpeng XNGP (Китай): амбициозная система End-to-End.

XPeng G9 Фото: xpeng.com
XPeng G9 Фото: xpeng.com

Текущее состояние: покрытие расширено до более чем 200 городов Китая без обязательного использования HD-карт. Использует камеры, радары и (опционально) лидары. В 2025 году фокус на повышении плавности вождения и снижении вмешательств водителя. Доступна на моделях G9, P7i, G6.

Роботакси и шаттлы (уровень 4 SAE)

Эти транспортные средства предназначены для работы без водителя в определенных зонах (ODD - Operational Design Domain).

6. Waymo Driver (5-е поколение) (США): Лидер рынка роботакси (Jaguar I-PACE, Zeekr).

Waymo Driver Фото: waymo.com
Waymo Driver Фото: waymo.com

Текущее состояние: осуществляет полностью автономные (без водителя) поездки в США в Фениксе, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе и начинает тесты в Остине. В Сан-Франциско работает круглосуточно в режиме 24/7 в утвержденных зонах. Парк расширяется. Фокус на масштабировании и снижении стоимости сенсоров.

7. Cruise Origin (США): уникальный электромобиль без руля и педалей (GM, Honda, Cruise).

Cruise Origin Фото: tadviser.ru
Cruise Origin Фото: tadviser.ru

Текущее состояние: коммерческий запуск в США в Сан-Франциско в 2023 был приостановлен после нескольких инцидентов. Были зафиксированы случаи наезда на пешеходов, а также эти автомобили оказались слишком задумчивыми в определенных ситуациях. В 2024 году возобновлено очень ограниченное тестирование с водителями безопасности в Хьюстоне и Далласе. Полное восстановление сервиса без водителя ожидается не ранее 2026 года. Проводятся масштабные доработки ПО и взаимодействия с регуляторами.

8. Baidu Apollo RT6 (Китай): Шестое поколение роботакси Baidu.

Apollo RT6. Фото: apollo.auto
Apollo RT6. Фото: apollo.auto

Текущее состояние: активно используется в сервисе Apollo Go. К середине 2025 года сервис выполнил свыше 6 миллионов поездок в более чем 15 городах Китая (включая Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Ухань). Оснащен 38 датчиками (включая лидары). Заявленная низкая стоимость ($37 тыс.) подтверждается масштабом производства.

9. Motional IONIQ 5 robotaxi (США/Ю.Корея): совместное предприятие Hyundai и Aptiv.

Роботакси IONIQ 5 Фото: motional.com/
Роботакси IONIQ 5 Фото: motional.com/

Текущее состояние: осуществляет беспилотные поездки в Лас-Вегасе в партнерстве с Uber и Lyft с 2023 года. Зона покрытия в Лас-Вегасе постепенно расширяется. В 2024 начаты тестовые поездки в Лос-Анджелесе и Сингапуре. Фокус на безопасности и надежности. Роботакси IONIQ 5 выделяется современным дизайном, который подчеркивает его инновационные технологии автономного управления. Датчики, установленные на автомобиле, заметно видны снаружи, что позволяет легко отличить его от машин с ручным управлением. В этом роботакси используется более 30 датчиков, включая камеры, радары и лидары, которые обеспечивают надежное 360-градусное восприятие, высококачественные изображения и возможность дальнего обнаружения объектов, что гарантирует безопасность автономного вождения в различных условиях.

10. Zoox (Amazon) (США): Специализированное би-направленное роботакси без руля.

Zoox Фото: zoox.com
Zoox Фото: zoox.com

Текущее состояние: продолжаются испытания без водителя на дорогах общего пользования в Фостер-Сити (Калифорния) и Лас-Вегасе (ограниченные зоны). Коммерческий запуск отложен на 2025-2026 годы из-за дополнительных испытаний и необходимости получения разрешений. Проводятся пассажирские тесты с сотрудниками.

11. AutoX Gen5 RoboTaxi (Китай/США): стартап с мощной сенсорной платформой.

AutoX Gen5 RoboTaxi Фото: autox.ai
AutoX Gen5 RoboTaxi Фото: autox.ai

Система Gen5 включает в себя 50 датчиков и блок управления с вычислительной мощностью 2200 TOPS. Она оснащена 28 камерами, которые могут обрабатывать до 220 миллионов пикселей в секунду, а также шестью высокоразрешающими LiDAR-датчиками, способными генерировать 15 миллионов точек в секунду. Кроме того, система имеет 4D RADAR с разрешением 0,9 градуса, обеспечивающим полный обзор на 360 градусов вокруг автомобиля. Используя модули для слепых зон, которые объединяют данные с камер и LiDAR, Gen5 полностью охватывает корпус RoboTaxi без мертвых зон. Благодаря этим передовым технологиям Gen5 обеспечивает выдающееся качество сенсоров и вычислительные возможности для автономного вождения уровня 4. Это позволяет RoboTaxi AutoX безопасно передвигаться по сложным городским улицам, обнаруживая закрытые самокаты доставки на расстоянии нескольких сотен метров. Более высокое разрешение сенсоров также дает возможность RoboTaxi двигаться с большей скоростью, что расширяет возможности эксплуатации парка беспилотных автомобилей AutoX.

Текущее состояние: продолжаются полностью автономные (без водителя) тестовые поездки в строго оговоренных зонах Шэньчжэня (Китай). В США (Калифорния) тесты проводятся с водителем. Расширение коммерческих услуг ожидается после получения необходимых лицензий. Использует более 50 сенсоров и бортовой компьютер 2200 TOPS.

Перспективные разработки и специализированные платформы 

Эти проекты формируют будущее автономных перевозок, включая грузовые и пассажирские решения.

12. Nuro R3 (США): беспилотный грузовой электромобиль для доставки.

Фото: Nuro.ai
Фото: Nuro.ai

Текущее состояние: активно тестируется и используется в пилотных программах доставки с партнерами (Domino's Pizza, Kroger, FedEx) в нескольких штатах США (Техас, Калифорния). R3 с модульной грузовой секцией поставляется с 2024 года. Фокус на надежности и экономической эффективности "последней мили". Грузовые отсеки Nuro R3 могут быть оборудованы устройствами, способными устанавливать температуру от -30 до +47C для доставки горячей и холодной пищи.

13. WeRide Robobus (Китай): автономные мини-автобусы (e.g., SIRIUS).

WeRide Robobus Фото: стоп-кадр из видео-презентации WeRide Robobus с официального сайта компании-производителя weride.ai
WeRide Robobus Фото: стоп-кадр из видео-презентации WeRide Robobus с официального сайта компании-производителя weride.ai

Текущее состояние: Регулярно курсируют по фиксированным маршрутам в Гуанчжоу, Чжэнчжоу, Нанкин и других китайских городах (часто в аэропортах, бизнес-парках, туристических зонах). Расширяется география и количество маршрутов. Планируется интеграция с сервисом роботакси WeRide.

14. MobilEye Chauffeur (Израиль): платформа Уровня 4 для интеграции в серийные авто.

Изображение: Mobileye
Изображение: Mobileye

Текущее состояние: система SuperVision (Level 2+) уже на дорогах (Zeekr 001, Polestar 4). Chauffeur AV (Level 4) проходит интенсивные испытания. Первые серийные автомобили с Level 4 (на базе Chauffeur) от Zeekr и, возможно, Porsche, ожидаются в 2025-2026 годах. Основана на камерах + радар/лидар.

15. Tesla «Cybercab» / Robotaxi (США): анонсированное специализированное роботакси.

Изображение: tesla.com
Изображение: tesla.com

Текущее состояние: концепт представлен в августе 2024 года. Заявлены характеристики: без руля/педалей, радикальный дизайн («кибер» стиль), оптимизированная платформа, использование FSD. Прототип ожидается в 2025 году. Серийное производство планируется на новом заводе, сроки коммерческого запуска не определены (ориентировочно 2026-2027).

16. КАМАЗ-1221 ШАТЛ (Россия): электрический беспилотный шаттл на новой платформе разработанной КАМАЗ.

Фото: abw.by
Фото: abw.by

Текущее состояние: активно тестируется на закрытых территориях и специализированных полигонах (Сколково, ВНИИЖТ в Щербинке). В 2024 году проведены демонстрационные поездки на ВДНХ в Москве. Планируется использование на первой выделенной линии беспилотного общественного транспорта в Иннополисе (Татарстан), запуск которой ожидается в 2025-2026 годах. Рассматривается для кампусов, аэропортов. Использует лидары, камеры, радары, отечественное ПО.

17. СтарЛайн (StarLine) грузовой беспилотник (Россия): платформа для автономных грузоперевозок (фургоны, тягачи).

Фото: https://smartcar.starline.ru
Фото: https://smartcar.starline.ru

Текущее состояние: компания StarLine разрабатывает комплекс автономного управления. Тестовые прототипы (на базе ГАЗелей и тягачей) демонстрировались на выставках (например, «Цифровая Индустрия Промышленной России»). Проводятся испытания на частных территориях логистических компаний-партнеров. Заявлена цель – создание системы Level 4 для логистики «первой/последней мили» и междугородних перевозок. Использует более 10 камер, лидары, радары, спутниковую навигацию с коррекцией.

Проект сделан на основе открытого программного обеспечения фреймворка Apollo Auto  от китайского гиганта Baidu, адаптированный для управления грузовым транспортом, что очень даже не плохо, поскольку позволяет использовать уже имеющиеся мировые наработки в этой области.

Коммерческое использование ожидает не ранее 2026 года.

18. Navio (бывш. СберАвтоТех) - Беспилотные тягачи на ЦКАД (Россия): проект под брендом Navio по запуску беспилотных грузоперевозок на Центральной кольцевой автодороге (ЦКАД). Используются модифицированные тягачи КАМАЗ с системой автономного управления.

Фото: navio.auto
Фото: navio.auto

Текущее состояние: коммерческие грузовые рейсы начались в 2024 году. Это первый в России регулярный коммерческий проект беспилотных грузоперевозок на дорогах общего пользования федерального значения. 

Технология: Уровень 4. Использует комплекс: лидары, радары, камеры 360°, высокоточные ГЛОНАСС/GPS, цифровые карты. Ключевая особенность - интеграция с интеллектуальной транспортной системой (ИТС) ЦКАД (V2I - Vehicle-to-Infrastructure), получающей данные о дорожной обстановке с датчиков трассы. 

Грузы перевозятся в контейнерах между логистическими хабами, расположенными у развязок ЦКАД. В кабине находится инженер-испытатель (водитель безопасности) для контроля и вмешательства в сложных ситуациях (пока требуется по регламенту). Система управляет тягачом на всем протяжении выделенной полосы ЦКАД, включая въезд/съезд. 

На середину 2025 года выполняется несколько регулярных рейсов в день. Парк постепенно расширяется. Планируется увеличение длины маршрутов и снижение необходимости присутствия инженера.

19. КАМАЗ (с Cognitive Pilot) - Беспилотные тягачи на ЦКАД (Россия): параллельно с Navio, КАМАЗ совместно с компанией Cognitive Pilot (разработчик ПО) также участвует в проекте беспилотных перевозок по ЦКАД на базе своих тягачей с системой Cognitive Rail Pilot (адаптированной для автодорог).

Фото: официальный сайт Минтранса РФ mintrans.gov.ru
Фото: официальный сайт Минтранса РФ mintrans.gov.ru

Текущее состояние: участвует в технологических испытаниях и пилотных коммерческих рейсах по ЦКАД в рамках общего проекта наравне с Navio. 

Технология: Уровень 4. Аналогичный комплекс сенсоров (лидары, камеры, радары, высокоточная навигация). Использует собственное ПО Cognitive Pilot для восприятия среды и управления. Также взаимодействует с ИТС ЦКАД.

 Отличие от Navia: Фокус Cognitive Pilot на сильном компьютерном зрении и ИИ-алгоритмах обработки данных с камер. Система изначально разрабатывалась для железной дороги, но адаптирована для автодорог.

Машины КАМАЗ с Cognitive Pilot регулярно выполняют тестовые и коммерческие рейсы по ЦКАД, конкурируя/дополняя решение Navio по технологическому подходу. Также с инженером в кабине.

Дорога в будущее прокладывается сейчас

Беспилотные технологии стремительно эволюционируют от тестов к реальным услугам. Мировые лидеры (Waymo, Baidu) уже перевозят пассажиров без водителей, а серийные автопроизводители внедряют системы уровня 3.

Российские проекты (КАМАЗ, StarLine) активно тестируются, ориентируясь на специфические задачи (шаттлы, грузоперевозки) и государственную поддержку. Несмотря на сохраняющиеся вызовы (регулирование, безопасность, стоимость), разнообразие и зрелость представленных разработок, включая российские, подтверждают: автономное будущее транспорта не за горами. Следующие 2-3 года станут критическими для определения лидеров и масштабирования технологий.

Безусловно, будущее за беспилотными транспортными средствами, особенно это касается грузоперевозок, ведь гораздо проще, безопаснее и дешевле отправлять грузы таким транспортом не знающим перерывов в работе, независящим от человека. При этом появится огромный пласт работ, связанный с обслуживанием, сервисом такого транспорта, что потребует высокотехнологичных рабочих и инженеров, а это уже другая экономика.

Ключевые слова: беспилотные автомобили, автономный транспорт, роботакси, уровни автономности SAE, SAE J3016, Level 2+, Level 3, Level 4, ODD, российские беспилотники, искусственный интеллект в транспорте.

Читайте также:

Источник информации: Информация собрана из отраслевых источников за 2023-2025 годы, включая официальные сайты производителей (Tesla, Mercedes-Benz, BMW, NIO, Xpeng, Waymo, Cruise, Baidu, Motional, Zoox, AutoX, Nuro, WeRide, MobilEye, КАМАЗ, StarLine), публикации в специализированных изданиях (TechCrunch, The Verge, IEEE Spectrum, Car and Driver, Electrek, VC.ru), официальные пресс-релизы, а также отчеты регуляторных органов (Калифорнийский DMV, Немецкое KBA).

Понравилась статья, ставьте 👍 и подписывайтесь на наш канал, читайте больше новостей на тему науки и технологий.