В пятницу, 27 июня, случилось невероятное: тысячи людей внезапно вспомнили, что в Москве есть монорельс. И ринулись на его последний рейс. Как будто опоздавший гость, который является, когда все уже встают из-за стола.
Я стоял на переполненной платформе «Тимирязевской» и ловил обрывки диалогов. «Ничего себе, какие вагоны маленькие! — озирался мужчина, прижатый к стеклу. — И сквозного прохода нет? Почему так?»
Рядом ворчал седой пассажир: «Привыкли к хорошему. Раньше надо было приезжать, когда пустые ходили».
Увы, его совет запоздал. Всего месяц назад я катался здесь с приятельницей — сидячие места были, толп почти не было. Теперь же, представьте, люди буквально висли на поручнях. Казалось, половина Москвы решила: раз уезжает — значит, надо увидеть.
1. Ирония забвения: «Ты поймёшь, как я дорога, когда уйду»
Рыжая девушка в толпе ехидно подвела итог: «Прямо по поговорке: ценить начинаем только после расставания». Действительно, большую часть своих 20 лет монорельс был пасынком транспорта — неудобным, полупустым, забытым.
Но вот парадокс: едва объявили о закрытии, как он стал легендой. Пассажиры впивались в окна: «Ого, Останкинский пруд! Красота!», «Смотри, башня!». Один мужчина упорно снимал весь маршрут на телефон — будто боялся упустить кадр истории.
2. Нежданный праздник: дудки, дети и аплодисменты
К полудню станция превратилась в муравейник. С детьми, музыкантом в майке Леннона (играл ирландские мелодии на электронной дудке) и всеобщим фотоажиотажем. Снимали всё: скамейки, таблички, вид на город. Казалось, люди вдруг осознали: завтра эти мелочи станут музейными экспонатами.
А когда раз в полчаса подползал поезд — раздавались аплодисменты. Короткие, правда: все спешили запечатлеть себя на фоне «последнего героя».
3. Голос будущего: «Монорельс — легенда!»
В центре толпы столкнулись два мальчишки-блогера. Один — из московского канала «Всё про метро», второй — юный железнодорожник из Южно-Сахалинска. Знакомство заняло секунды: «Я запишу тебя для своих подписчиков!»
На мой вопрос «Почему против закрытия?» они вспыхнули:
— Он же единственный в России!
— Легенда! Даже как экскурсионный объект! Люди со всего мира приезжали!
— И разворот у него уникальный, кольцевой...
Честно говоря, их запал напомнил мне ноябрь 2004-го. Тогда Дмитрий Гаев, глава метрополитена, так же вдохновенно рассказывал журналистам про тот самый разворот. Уверял, что монорельс станет визитной карточкой. Увы, жизнь редко щадит энтузиазм. Гаев умер в 2012-м. Теперь очередь монорельса.
4. Споры у края платформы: «Специально убили!»
Местная жительница Юлия Муравьева собирала подписи за спасение ветки:
— Вместо парка? Да тут три парка рядом! А мне в Останкино к детскому врачу ездить — только монорельс связывал районы прямо!
Её поддержал пенсионер Василий Николаевич:
— Интервалы в 30 минут специально ввели в 2017-м! Сделали бы как в метро — люди бы поехали! И вообще, разве общественный транспорт должен приносить прибыль? Он для людей!
Но тут вмешался сотрудник метро в форме:
— Поездов почти не осталось. И новые не выпускают — увы, приходится разбирать старые на запчасти.
Дискуссия могла бы разгореться, но её прервали крики: «Мо-но-рельс! Мо-но-рельс!». Поезд не мог подъехать к платформе — край блокировали блогеры. «Отойдите!» — гремел динамик. Пассажиров в вагоны буквально впихивали снаружи.
5. Финал: «Каждая поездка — как маленький полёт»
Внизу у турникетов дежурная с 20-летним стажем смотрела на толпу пустым взглядом:
— Столько людей... Кажется, впервые.
Её коллега растерянно спрашивала:
— Завтра выходить на смену? Пассажиров-то не будет...
— По графику надо — значит, выйду, — отрезала ветеран.
И тут женщина не сдержалась:
— Мы все плачем сегодня... Я ведь с метро сюда перешла — здесь воздух, солнце... Знаете, у нас говорят: «Каждая поездка — как маленький полёт». Очень жаль, что полёты закончились.
Послесловие.
Москвичи устроили монорельсу пышные похороны. Но ирония в том, что при жизни его редко навещали. Теперь же ветку разберут, обещая парк «с видами на город». Впрочем, виды эти монорельс дарил 20 лет — почти даром. Жаль, что оценили слишком поздно.
Ключевое в стиле:
- Вводные слова: «увы», «честно говоря», «впрочем», «казалось»;
- Личные наблюдения и ирония;
- Акценты только на главных тезисах (без перегруза жирным);
- Сохранение всех деталей (дудка Леннона, сахалинский блогер, разговор сотрудниц);
- Ритм коротких фраз + разговорные элементы («пасынком транспорта», «впихивали»).
Если нужно усилить сарказм или добавить конкретики — готов доработать!