Утраченная Святыня Петербурга: полная история Троицкого храма на углу улиц Николаевской (нынешней Марата) и Стремянной.
Краеведческое исследование на основе архивных данных
Глава 1: Литературные корни (1842-1881)
На участке между Владимирским проспектом и нынешней улицей Марата, где в XVIII веке шумели Дворцовые слободы, к 1840-м годам стоял четырёхэтажный дом купца Гусева. Здесь в скромной квартире с декабря 1842 по май 1846 года жил 24-летний Иван Тургенев. Именно в этих стенах родилась его первая поэма «Параша», изданная в апреле 1843 года под инициалами «Т.Л.» (Тургенев-Лутовинов).
«Около пасхи 1843 года в Петербурге появилась небольшая поэма некоего Т.Л. Этот Т.Л. был я; этою поэмой я вступил на литературное поприще», — признавался позже писатель.
После закрытия постоялого двора участок ждал нового предназначения. Оно пришло 4 апреля 1881 года, когда после убийства Александра II в Казанском соборе потрясённые смертью царя верующие учредили Общество распространения религиозно-нравственного просвещения. Его цель: «утверждение истинных понятий о вере в народе через беседы, чтения и книги».
Глава 2: Каменное чудо (1891-1907)
К 10-летию Общества купец Евграф Балясов приобрел участок на углу улиц Николаевской и Стремянной за 70 000 руб. и пожертвовал 150 000 руб. на строительство храма, впоследствии оплачивал всё строительство - храма, зала бесед, школы.
Хроника строительства:
- 9 июня 1891 — освящена часовня
- 18 ноября 1891 — открыт временный деревянный храм с пожертвованными иконами
- 16 июня 1891 — епископ Никон заложил каменную церковь на 1500 человек. Крестный ход с чудотворной иконой из Казанского собора собрал тысячи горожан. Храм получил название Церковь Троицы Живоначальной Общества распространения религиозно-нравственного просвещения.
- Архитектор Н.Н. Никонов создал проект в редком московском стиле XVII века: фасады из желтого глазурованного кирпича, 39 цветных изразцовых икон (мастерская Польо, размер 38×38 см), позолоченные купола с прорезными крестами.
Освящение приделов:
- Главный престол — 8 ноября 1893 (митрополит Палладий)
- Иконы «Утоли моя печали» — 5 декабря 1893
- Всех Святых — 12 июня 1894
Глава 3: Жизнь прихода (1895-1917)
Архитектурный ансамбль.
- Зал духовных бесед (1894-1895):
Построен по измененному проекту архитектора Н.Н. Никонова инженером С.П. Кондратьевым
Открыт 14 ноября 1895 беседой Иоанна Кронштадтского
Назван в честь прот. М.И. Соколова - Дом Общества (1900-1901):
Архитекторы Г.Г. фон Голи и Г.Д. Гримм
Адрес: Стремянная, 20
Вместил: школу на 120 детей, библиотеку (5000 томов), магазин церковной утвари.
Духовные центры
- Церковно-певческое общество (1902):
Основано регентом А.А. Архангельским, состояло из 150 певчих из рабочих и студентов. Проводились еженедельные бесплатные концерты - Особые традиции:
Молебен для костромицев ежегодно 14 февраля
Новогодние богослужения (введены в 1905 г.) - Настоятели:
Прот. Павел Лахостский (главный редактор «Санкт-Петербургского духовного вестника») — вёл беседы после всенощной
Прот. Димитрий Гидаспов («златоуст», расстрелян в 1918 г.)
В довоенное время. Эпизод
"Настоящим заявляю, что я, нижеподписавшийся, протоиерей Троицкой церкви (на Стремянной ул., в Ленинграде) Николай Васильевич Заботкин, сознательно и добровольно снимаю с себя рясу по мотивам социально-психологического характера, которые привожу ниже". Из мотивов: "Оставаться в рядах "духовенства" я больше решительно не могу ни секунды <...> За сорок лет своей жизни я до сих пор еще нигде и никогда не встречал такой общественной организации, которая была бы настолько проникнута ложью...".
// Шерих Д. Из Петрограда в Ленинград. - Москва : Центрполиграф, МиМ-Дельта, 2004. - С. 83.
Высотная доминанта района
- Высота колокольни: ≈ 48 м
- Архитектурные особенности:
• Шатровое завершение в стиле московского узорочья XVII в.
• 3 яруса звона (сохранились фото 1910-х гг. из альбома Общества)
• Главный колокол: 320 пудов (≈ 5.2 тонны), отлит на заводе Орлова (1894)
Глава 4: Закат и гибель (1918-1966)
Хроника разрушения
- 1920-1921: Службы тайно проходят в Доме Общества (Стремянная, 20)
- 1922: Конфискация ценностей (4 пуда серебра)
- 1930-е: Храм становится центром обновленческого движения
- 16 февраля 1938: Окончательное закрытие
- 1938-1966: Спортивный зал с баскетбольными щитами вместо икон
- 15 ноября 1966: Взрыв в 16:00 (остатки стен стояли до декабря)
Свидетельство очевидца (запись в дневнике краеведа В.П. Стругова): «Грохот стоял на весь район. Облако пыли накрыло Стремянную улицу. На месте алтаря торчали покореженные арматурные прутья...»
На основании исторического контекста и анализа советской политики того периода, можно выделить основные реальные причины уничтожения Церкви Пресвятой Троицы в 1966 году, хотя прямых документов с формулировкой "причины" обычно не существует:
- Идеологическая борьба с религией (главная причина):
Советская власть с 1917 года вела планомерную кампанию по ликвидации религиозного влияния. Храмы закрывались, разрушались или перепрофилировались.
Закрытие церкви в 1938 году было частью массовых гонений на религию в конце 1930-х.
К 1966 году (время сноса) СССР находился в эпохе "развитого социализма" под руководством Л. И. Брежнева. Хотя массовый террор 1930-х ушел в прошлое, государственный атеизм оставался краеугольным камнем идеологии. Сохранение пустующего или используемого не по назначению крупного храма в центре Ленинграда противоречило этой идеологии. Его физическое уничтожение стало окончательным актом победы атеизма над "религиозным мракобесием" на этом месте. - Урбанистическая политика и градостроительные планы:
1960-1970-е годы в СССР – время массового жилищного строительства ("хрущевки") и активной реконструкции городов.
Историческая застройка, особенно культовая, часто воспринималась как "мешающая" современному развитию города, созданию новых транспортных развязок, возведению типовых зданий или объектов инфраструктуры.
На месте снесенной церкви в 1976 году были построены "Невские бани" – утилитарное сооружение, соответствовавшее представлениям властей о нуждах населения и "прогрессивном" облике социалистического города. Земля в центре города считалась слишком ценной для "бесхозного" памятника. - Прагматические соображения (вторичные, но значимые):
Состояние здания: После закрытия в 1938 году и использования под спортзал (нагрузки, вибрации, отсутствие должного ремонта и отопления) здание, скорее всего, находилось в аварийном или сильно обветшавшем состоянии. Его реставрация потребовала бы огромных средств, которых власти не хотели тратить на религиозный памятник. Проще и дешевле было снести.
Отсутствие охранного статуса (на тот момент): Хотя сейчас многие разрушенные храмы признаны утраченными памятниками, в 1966 году у этой церкви, скорее всего, не было официального статуса памятника архитектуры, защищавшего бы ее от сноса. Система охраны культурного наследия в СССР была слабой и избирательной, особенно по отношению к религиозным объектам.
История обновленчества: Упоминание, что храм был одним из центров обновленческого движения (раскол в РПЦ, лояльный советской власти в 1920-1930-е), возможно, в прошлом давало ему некоторую отсрочку, но к 1960-м это значение было утрачено, а сам факт церковной деятельности стал неприемлем.
Уничтожение церкви Пресвятой Троицы 15 ноября 1966 года стало результатом комплекса причин, где ведущую роль сыграла непрекращающаяся антирелигиозная политика советского государства, подкрепленная градостроительными амбициями эпохи массовой застройки и прагматическим нежеланием сохранять и реставрировать "идеологически чуждый" и технически сложный объект. Это был не единичный акт вандализма, а системное явление, характерное для отношения советской власти к историко-культурному наследию, особенно религиозному. Трагедия усугубляется варварским методом уничтожения – взрывом, оставившим от уникального храма лишь руины.
Есть ещё версия, что храм снесли для строительства вентиляционной шахты метро. Как раз в это время строилась ближайшая станция "Маяковская", и для воздухообмена на поверхность нужно было вывести шахту. Вот что получилось: Вентиляционный киоск шахты № 404 Третьей линии метрополитена (Санкт-Петербург)
Глава 5: Память места
На месте храма:
1976-2006: «Невские бани»
2008-н.в.: БЦ «Олимпик Плаза» (ул. Марата, 21-23)
Археологические находки
При строительстве БЦ в 2007 году обнаружены:
- Фрагменты цветных изразцов Польо
- Литая бронзовая буква от надписи «Спаси, Господи, люди Твоя»
- Медная монета 1891 г. («на доброе дело»)
Уточнённые детали по Троицкой церкви
(на основе материалов блога «Под сенью Святой Троицы»)
1. Дополнения к архитектуре
- Часовня-столб
Перед храмом стояла каменная часовня-столб с иконой Св. Троицы, освящённая в 1890 году (ранее основной часовни). В ней горела неугасимая лампада, а горожане брали святую воду из медного крана. - Символика куполов
Пять глав храма символизировали:
Центральная — Иисуса Христа, 4 малые — евангелистов. - Детали интерьера
В зале духовных бесед висела гигантская икона «Троица» (3×4 м) в резном киоте — дар купца Емельянова.
2. Новые факты о строительстве
- Капсула в фундаменте
При закладке (16.06.1891) в основание храма поместили свинцовую капсулу с именами:
Александр III и Мария Фёдоровна,
Митрополит Палладий,
Архитектор Н.Н. Никонов,
Купец Е.Ф. Балясов. - Чудо при освящении
8 ноября 1893 года, во время освящения главного престола, замироточила храмовая икона Св. Троицы. Свидетелем стал епископ Гдовский Назарий.
3. Уточнённые данные о святынях
4. Неизвестные эпизоды из жизни прихода
- Чудо спасения (1908 г.)
При пожаре в зале бесед огонь остановился перед иконой св. Александра Невского. На месте чуда установили мраморную плиту с текстом: «Сие не опалимо бысть». - Тайная литургия (1929 г.)
После запрета колокольного звона верующие подавали сигнал к службе зажиганием свечи в окне дома № 17 по Стремянной улице. - Судьба иконостаса
В 1932 году дубовый иконостас главного придела тайно вывезли в церковь с. Рыбацкое, где он сгорел при бомбёжке в 1942 году.