Найти в Дзене

В темноте слышно все: как спектакль-невидимка «Чучело» вовлекает зрителя в самую гущу событий

Оглавление

Что происходит, если убрать привычную картинку и включить воображение на полную громкость? В спектакле-невидимке «Чучело» — новая форма вовлечения, где зритель больше не просто наблюдает. Он — внутри действия.

Иногда, чтобы увидеть главное, нужно закрыть глаза. В театральной лаборатории КукLab спектакль «Чучело» идет в формате «невидимого театра» — с завязанными глазами, в полной темноте. Это история взросления, предательства, первой любви и выбора, которую рассказывают языком запахов, звуков, прикосновений. Спектакль, который подростки и взрослые проживают буквально кожей.

«Их всего шестеро?» — эта фраза и изумленный взгляд сына, снявшего маску на поклоне артистов, сказали о многом…

Театр, в котором ничего не видно

Спектакль-невидимки — проект, которому нет аналогов в мире. Спектакль по повести В. Железникова «Чучело» в прочтении режиссера Екатерины Негруцы — это новый опыт и повод для разговора о важном для родителей и их детей.

Первое ощущение — потерянность. Привычный ориентир на сцену, декорации, костюмы исчезает. Ты сидишь в полной темноте, в специальной маске анатомической формы и все, что у тебя остается — это звуки, запахи и голос актера где-то рядом. Первые минуты разум цепляется за отсутствие визуальной опоры — но очень скоро что-то внутри щелкает. И ты переключаешься на другое восприятие.

 «Первые 10 минут отчаянно не хватает привычной картинки, потом каким-то невероятным образом ты перестраиваешься и начинаешь замечать акценты: шаги, тембры, ароматы, брызги…»

Когда убираешь зрение, внутреннее кино включается ярче, чем на проекторе. Театр становится почти телесным переживанием — и оказывается, что зрителю не нужно видеть, чтобы быть внутри действия.

-2

История без картинок

«Чучело» — повесть, знакомая большинству. Кто-то читал в школе, кто-то смотрел фильм Быкова и до сих пор помнит сцены из старого телевизора. Но именно это знание и может стать ловушкой для взрослых зрителей. Когда нет визуального образа перед глазами, сознание вытаскивает заготовки — лица актеров, кадры, фразы. И театр, вопреки ожиданиям, начинает соперничать не с равнодушием, а с избытком памяти.

«Что мешало мне — это всплывающие в голове образы актеров из фильма, которые вообще не хотели стыковаться со звучащими в зале голосами. Отгоняла экранных героев, чтобы не мешали»

В спектакле-невидимке сюжет перестает быть картинкой. Для юных зрителей он становится потоком звуков, дыхания, голосов, в который они вовлечены. И знакомая история вдруг разворачивается по-другому — не с экрана, а во внутреннем мире. Снова появляется место для воображения. А значит — и для переосмысления.

«Сразу отвечу на вопросы о косметике и прическе. Маска регулируется резинкой и липучкой, а глазницы выпуклые, можно хлопать ресницами весь спектакль и не закрывать глаза»
-3

«Ты будто прячешься в парикмахерской»

Когда голос звучит совсем рядом, шаги раздаются почти за спиной, а в ладонь неожиданно кладут конфету — граница между сценой и зрителем исчезает. Спектакль становится иммерсивным в буквальном смысле. Ты действительно внутри. Переходишь из эпизода в эпизод, как будто движешься вместе с героями, и реальность вокруг — уже не помещение с креслами, а вымышленное, но совершенно живое пространство.

«И каждый раз ныряешь в гущу событий, как будто находишься не в кресле, а прячешься в парикмахерской, собираешь яблоки или борешься за себя на костре…»

Звук, прикосновения, запахи — здесь все выстроено так, чтобы включить твой личный кинематограф. Ты не просто наблюдаешь за историей — ты ее проживаешь. Это «Чучело», которое нельзя пересказать — его можно только пережить.

-4

Родитель и подросток: два взгляда

Без сценографии, света и привычных жестов актеров внимание зрителя обостряется. Сюжет «Чучела», прожитый как наяву, становится мостиком для доверительного разговора с ребенком о буллинге, коллективной ответственности, инаковости, поиске своего места в мире и готовности стоять за свою правду.

 «У сына же прекрасно все сложилось, поход оказался очень удачным. Угадайте, какой фильм сейчас загрузил мой нелюбитель старых фильмов? Да, тот самый, дабы сверить впечатления»

Никаких лишних деталей — только история, звуки и личная фантазия. Это тот редкий случай, когда театр освобождает от визуального шума и дает возможность почувствовать историю в чистом виде. Каждый зритель сам режиссирует свое «Чучело».

Место, куда хочется возвращаться

КукLab не похож на классический театр. Здесь нет капельдинеров, громких звонков и торжественно-давящей атмосферы. Вместо этого — уютное кафе в здании, приветливый персонал и свободная рассадка в зале. Этот контакт с искусством без давления — важная часть опыта. Именно в такой атмосфере легче проживать сложные истории, особенно когда они о взрослении и одиночестве.

«Очень приветливый персонал, никаких грозных бабушек-капельдинеров»

«Невидимый» театр как уникальный формат

«Спектакль с закрытыми глазами в формате твой главный помощник — фантазия»

Уникальный формат, в котором психологический экшен с погонями, переживаниями, первой любовью и первым же предательством обрушивается на зрителя со всех сторон. Голос автора — заслуженный артист России Олег Леушин. Спектакль развивает творческое воображение и остается в памяти ярче, чем самый современный 7D в кино.

Когда и как попасть на спектакль

Пространство: КукLab на м. Смоленская, ул. Смоленская, 10

Продолжительность: 130 минут с антрактом

Возраст: от 12 лет

Стоимость: от 2500 рублей

Следите за новыми спектаклями и закулисьем «КукLab»: если вам близки темы постановок, подпишитесь на наш Telegram-канал. Там мы делимся вашими отзывами, рассказываем о жизни театра и приглашаем на события.