Найти в Дзене

Рейтинг 10 величайших гангстерских фильмов за последние 75 лет

Оглавление

Вряд ли существует кинематографический жанр, столь же заманчивый и интригующий, как гангстерские фильмы. На самом деле, на душу населения фильмы о мафии, похоже, имеют один из лучших коэффициентов успешности среди всех стилей кино, когда речь идет о создании вечной классике. Они не только обычно являются жестокими и провокационными характерными исследованиями с огромным масштабом и драматической глубиной, но и способны использовать этот фокус для постановки захватывающих вопросов на такие темы, как мораль, власть, коррупция и справедливость. Тот факт, что им всегда удавалось делать это, представляя стильные и эффектные картины, — это лишь дополнительный бонус.

Величайшие гангстерские фильмы, как ни странно, — это те, которые сбалансировали эту роскошную привлекательность и манящий риск с тематически точными осуждениями жестокости и последствий преступной жизни с выдающимся мастерством, элегантностью и проницательностью. От современных шедевров до классики десятилетней давности, от знаковых голливудских фильмов до лучших произведений международного кино — эти 10 фильмов представляют величайшее, что гангстерский жанр видел за последние 75 лет.

«Казино» (1995)

Не должно удивлять никого, что у Мартина Скорсезе есть несколько фильмов в этом списке. Мастер кино о мафии всегда имел дар демонстрировать роскошную и мощную привлекательность организованной преступности, при этом подробно описывая жестокие и ядовитые ловушки такого образа жизни. «Казино» — один из лучших примеров этого: криминальная эпопея 1995 года рассказывает о находчивом Сэме «Эйсе» Ротштейне (Роберт Де Ниро), который отправляется в Лас-Вегас для управления казино мафии — задания, которое быстро поднимает его влияние, несмотря на множество непредвиденных проблем.

Скорсезе и соавтор Николас Пиледжи принимают журналистский подход к сюжету, и «Казино» охватывает обширную, шершавую неразбериху, придающую ему захватывающий воздух правдоподобия, благодаря которому зритель чувствует себя погруженным во что-то поистине дикие и нестабильное. Все знакомые черты сценария Скорсезе затмеваются мощью стильной и смелой подачи «Казино» и сверкающим талантом ансамблевого состава.

«Большой куш» (2000)

-2

Известный своим характерным диалогом, использованием черного юмора и способностью уравновешивать суровость и развлечение в равной мере, стиль Гая Ричи стал своего рода кинематографической тенденцией сам по себе. Ни один фильм не определяет его стиль так, как «Большой куш». Увлекательная криминальная комедия разворачивается, когда различные стороны, вовлеченные в лондонский криминальный мир, переплетаются в обширной истории о похищенном алмазе из Антверпена и подстроенных боксерских поединках мафиози.

Прежде всего, «Большой куш» — это кинетика. Он важен и движущ, используя смех, безумие и много насилия для поддержания яркой энергии, которая не просто приглашает зрителя, но скорее вталкивает его в центр блестяще организованного хаоса. Фильм полон быстрого мышления и безжалостной храбрости, которые стали определять британское криминальное кино, а его сложная паутина сюжета гарантирует, что «Большой куш» не только один из самых захватывающих гангстерских фильмов всех времен, но и одна из лучших комедий.

«Ирландец» (2019)

-3

Самый недавний шедевр в жанре гангстерского кино, «Ирландец» является своего рода кульминацией карьеры Мартина Скорсезе, Роберта Де Ниро и Джо Пеши, в которую также вовлечен легендарный актер криминального кино Аль Пачино. Фильм основан на документальной книге Чарльза Брандта «Я слышал, вы красите дома» и рассказывает о жизни и карьере мафиози Фрэнка Ширана (Де Ниро), ирландско-американского киллера, который в итоге начинает работать на главу Международного братства командиров, Джимми Хоффу (Пачино), устанавливая с ним связь и, позже, выполняя его убийство.

Завораживающий своей зловещей холодностью, «Ирландец» использует свою историческую мощь с силой и грацией, развиваясь с методичным и размеренным темпом, который постепенно нарастает на протяжении огромного времени — 209 минут — и всегда осознает, где находится история и как она взаимодействует с фоном все более коррумпированной Америки во второй половине 20 века. Даже находя ноту печальной рефлексии в своем финальном акте, «Ирландец» является весомым, трогательным и трезвым триумфом, который мог быть создан только Мартином Скорсезе и только в определенном возрасте.

«Однажды в Америке» (1984)

-4

Учитывая 229-минутную версию фильма, «Однажды в Америке» взлетает как восхитительная одиссея американской преступности, насилия и жадности на фоне первой половины 20 века. Охватывая поколения, гангстерская эпопея следует за жизнью Дэвида «Нудлса» Ааронсона (Роберт Де Ниро) и его друзей с тех пор, как они были детьми, исследующими жестокий криминальный мир Нью-Йорка, до их становления мафиози во время Сухого закона и возвращения Нудлса в город в 1960-х годах в качестве пожилого человека.

Насилие и беспощадность, которые определяли спагетти-вестерн Серджио Леоне, полностью проявляются в его переходе к улицам Нью-Йорка, но также присутствует преследующее сожаление среди жестокости — мрачное чувство утраченной невинности в погоне за славой и богатством. Дополненный выразительным музыкальным сопровождением Эннио Морриконе и великолепными широкими кадрами Нью-Йорка, «Однажды в Америке» не просто гангстерская эпопея, но и меланхоличная рефлексия о времени и выборе, о жизни и последствиях.

«Город Бога» (2002)

-5

Не только один из величайших криминальных фильмов всех времен, но и определяющий релиз в контексте иностранного кино, «Город Бога» является одним из самых важных фильмов 21 века на сегодняшний день. Основанная на реальных событиях, брутальная бразильская драма рассказывает о жизни двух мальчиков, выросших в безжалостном и криминальном районе Рио-де-Жанейро. По мере взросления один из них решает стать фотографом, документируя насилие вокруг себя с надеждой, что его работа сможет обеспечить ему выход из этого мира, в то время как другой оказывается втянутым в местный наркобизнес на фоне разразившейся жестокой территориальной войны.

Фильм изображает враждебный и, порой, садистский образ жизни рио-фавел с непоколебимой честностью, причем некоторые из самых ярких сцен стоят среди самых тревожных и незабываемых в истории кино. Однако «Город Бога» — это не просто выставка насилия и отчаяния; он также стремится создать душераздирающий портрет цикличности бандитских войн, бедности и системного неравенства с мучительной детализацией. Все еще способный сочетать свою физическую жестокость с моментами глубокой человечности и даже надежды, этот шедевр о мафии является пронизывающей иллюстрацией жизни в часто забытом уголке мира, а также знаковым достижением в криминальном кино.

«Отступники» (2006)

-6

Хотя гангстерские фильмы известны своим темным напряжением, немногие из них были так же неумолимо захватывающими, как сверкающий современный классик Скорсезе «Отступники». Основанный на гонконгском фильме 2002 года «Внутренние дела» и вдохновленный реальной бостонской бандой Winter Hill Gang, криминальный триллер рассказывает о игре в кошки-мышки между подрывным полицейским, внедренным в бостонскую банду, и высокопоставленным шпионом, находящимся в Бостонском полицейском департаменте, причем оба мужчины отчаянно пытаются раскрыть личность друг друга до того, как будет раскрыта их собственная.

На фоне запутанного сюжета и множества выдающихся выступлений актерского состава «Отступники» находят холодную и безжалостную жестокость, мрачное принятие насильственной враждебности между организованной преступностью и правоохранительными органами. Чем бы фильм ни уступал в глубине персонажей, он более чем компенсирует это своей пульсирующей, сырой энергией, замысловатым и острым сюжетом и захватывающей историей о предательстве и обмане в мире бандитов.

«Криминальное чтиво» (1994)

-7

Извиваясь, дикий и немного странный, «Криминальное чтиво» отказывается подчиняться жанровым конвенциям — зажигая что-то вроде кинематографической революции в процессе — но это несомненно гангстерский фильм по своей сути. Калейдоскоп криминальной эксцентричности следует за двумя киллерами из мира преступности, женой мафиози, боксером, который соглашается подстроить бой, и двумя мелкими грабителями, чьи жизни переплетаются среди странной одиссеи обстоятельств и ультранасилия на фоне подполья Лос-Анджелеса.

Знаменитый диалогами и работой с персонажами Квентина Тарантино, а также его искрометным нелинейным повествованием, «Криминальное чтиво» является электризующим ударом стиля и напряжения, который, возможно, стал определяющим фильмом 90-х. Если комментировать его просто как гангстерский фильм, то «Криминальное чтиво» столь же стильное, сколь и жестокое — это увлекательная смесь текстурированных персонажей, которые сталкиваются взрывным образом и тем самым подчеркивают изменчивость и жестокость, которые делают фильмы о мафии столь уникально захватывающими.

«Крестный отец 2» (1974)

-8

Многие утверждают, что «Крестный отец 2» — это не только величайший гангстерский фильм всех времен, но и лучшее кино за всю историю. Понятно, откуда они это берут. Этот захватывающий эпос рисует завораживающий портрет организованной преступности в Америке на протяжении 20 века. Фильм разворачивается по двум сюжетным линиям: он рассказывает о восхождении молодого Вито Корлеоне (Роберт Де Ниро) в Нью-Йорке 1910-х годов, в то время как в конце 50-х Майкл Корлеоне (Аль Пачино) стремится расширить империю своей семьи, несмотря на появление новых препятствий и врагов.

Несравненный ни с одним другим фильмом в жанре по своему масштабу и амбициям, классическое продолжение Фрэнсиса Форда Копполы, поддерживаемое мастерской режиссурой, выразительной операторской работой Гордона Уиллиса, завораживающим музыкальным сопровождением Нино Роты и впечатляющим ансамблем актеров, становится холодным исследованием власти, предательства и семьи. Во многих отношениях это остается беспрецедентным достижением в кино, могущественной одиссеей, получившей универсальное признание критиков и множество наград, которая, что особенно впечатляет, оставалась не только актуальной, но и квинтэссенцией на протяжении более 50 лет как вечная история о амбициях, коррупции и последствиях.

«Славные парни» (1990)

-9

Совершенно точно передавая гламур и притяжение мафии, при этом иллюстрируя присущую насилие, предательство и моральное разложение жизни преступника, «Славные парни» является магнум опусом Мартина Скорсезе. Основанный на реальной истории Генри Хилла (Рэй Лиотта), фильм рассказывает о его восхождении от бедного юноши до яркого и способного исполнителя, который пробивается по ступеням мафии вместе со своими двумя коллегами и лучшими друзьями. Однако его жизнь роскоши и избытка вскоре принимает неожиданный оборот, когда Генри, ставший наркозависимым и параноидальным человеком, становится информатором ФБР и входит в программу защиты свидетелей.

Что действительно отличает «Славные парни» от многих других великих криминальных фильмов, так это точность, совершенство и грация Скорсезе в изображении привлекательности этого образа жизни. Фильм никогда не скатывается к поверхностной глорификации или романтизации, но зрители остро осознают ту силу, которую дает жизнь гангстера. Конечный результат — это не просто глянцевая оболочка преступности, а безапелляционная правда, целостный пакет, показывающий как роскошь, так и жестокость, братство и предательство в одной завораживающей истории о жизни в мафии.

«Крестный отец» (1972)

-10

Превосходя своего восхваляемого преемника благодаря более сдержанному фокусу, акценту на центральных отношениях отца и сына и божественному исполнению Аль Пачино роли морального падения Майкла, «Крестный отец» является определяющим символом гангстерского кино и, возможно, иконой кинематографического мастерства в целом. Сюжет разворачивается вокруг стареющего Вито Корлеоне (Мarlon Brando), который пытается передать семейную криминальную империю под командование своего сына Майкла, стойкого ветерана Второй мировой войны, не желающего быть вовлеченным в незаконный бизнес. Однако, когда соперничающие банды начинают угрожать его больному отцу, Майкл вынужден встать на защиту семьи из-за чувства преданности.

От очаровательной и яркой свадебной сцены, которая демонстрирует динамику и влияние семьи Корлеоне, до холодного и безнадежного заключения, поразительный образ Кэй (Дайан Китон), исключенной из жизни своего мужа, который поглощен новыми обязанностями дона, практически каждый кадр запечатлевает противоречие между красотой и жестокостью. Это делает фильм полностью погружающим как демонстрацию власти, исследование наследия и увлекательное погружение в эрозию идеалов под тяжестью преданности, амбиций и ответственности. Возможно, это величайший фильм, который когда-либо видел кинематограф, что можно утверждать как по его вечной ценности, так и по его огромному влиянию; и он бесспорно является лучшим криминальным фильмом всех времен.