Найти в Дзене

Кыргызы в Узбекистане

Оглавление

Происхождение и раннее расселение

Время первого проникновения кыргызы на территорию современного Узбекистана точно не выяснено, так как это связано с проблемой происхождения самого кыргыского народа.

Одни учёные локализуют их прародину в глубинных районах Центральной Азии — Монголии, Минусинской котловине, с ареалом расселения от Енисея до Байкала и Южного Туркестана.

Другие исследователи связывают формирование кыргызы и их культуры с взаимодействием двух этнических элементов — центральноазиатского и местного среднеазиатского.

Согласно этой точке зрения, проникновение кыргызы как части сакских племён в степные северные и восточные районы Узбекистана можно отнести к VI—IV вв. до н. э. Позже сюда проникли и орхоно-усуньские племена (II в. до н. э.), частично расселившиеся в Ферганской долине.

Средние века и влияние каганатов

Кыргызы издавна поддерживали тесные торговые связи с населением городов среднеазиатского Междуречья: получали ткани, одежду, сельскохозяйственную продукцию, оружие, а взамен продавали скот, шерсть, шкуры, молочные продукты, войлок, кожу и пушнину.

Активное продвижение кыргызы в степные районы Междуречья началось в VI веке в составе Западно-Тюркского, а затем Уйгурского и Тюркского каганатов.

В XV—XVI вв. они попали в орбиту Моголистана и государства Шейбанидов. В составе последнего кыргызы кочевали по степям и предгорьям Ферганской долины, в окрестностях Бухары, Джизака, Заамина и Бахмала.

XVII—XVIII века: вторжения ойратов и образование Кокандского ханства

В середине XVII в. массовое вторжение ойратов (джунгар), кочевников западной ветви монгольских народов, на территорию Кыргызстана вызвало движение кыргызы в Фергану, Восточный Туркестан, Памир, Алай и горные долины.

После падения Джунгарского ханства в 1758 г. часть кыргызы вернулась обратно в Тянь-Шань.

В XVIII в. в Ферганской долине возникло Кокандское ханство, которое сделало земли кыргызы одной из главных целей завоеваний.

В 1762 г. кокандский правитель Ирдана-бий напал на Узген и позже захватил Ош. Его преемник Нарбута-бий подчинил все предгорные южноферганские районы, занятые кыргызы, а также Алай. Здесь были возведены крепости — гарнизоны, сборщики налогов и пограничные посты с Китаем (Синьцзяном).

Около этих крепостей возникали узбекские поселения, а кыргызы были вытеснены в горы Алая, Тянь-Шаня и Памира.

XIX век: российское завоевание

В середине XIX в. началось военное наступление России на Среднюю Азию. В 1865 г. русские войска взяли Ташкент и Ходжент, и Кокандское ханство оказалось под протекторатом России.

В результате Кокандского восстания 1874—1876 гг., где активно участвовали кыргызы под предводительством Пулат-хана, Россия окончательно завоевала южных кыргызы.

19 февраля 1876 г. Кокандское ханство было упразднено, а на его месте образована Ферганская область Туркестанского генерал-губернаторства.

Вхождение Кыргызстана в состав Российской империи, несмотря на колониальную политику царизма, имело прогрессивное значение: завершился процесс воссоединения кыргызы и прекратились межплеменные и межродовые распри.

Хозяйство и быт

Традиционно кыргызы вели кочевое скотоводство, разводя в основном мелкий рогатый скот и совершая длительные перекочёвки.

Ремесло было связано с переработкой продуктов животноводства: изготовлением войлока, шерстяных тканей, сукна, кожаных изделий. Широко было распространено ковроткачество.

Жильё — юрта двух типов: рядовая («кара уй») и парадная («ок уй») для знатных.

Религиозно-культовые обряды сочетали ислам суннитского толка с древнетюркскими и монгольскими шаманскими верованиями и даже элементами несторианского христианства.

ХХ век: административное деление и развитие

К началу XX века кыргызы активно расселялись в Ферганской долине.

После 1917 г. в Приферганье появились как моноэтнические узбекские и кыргызские сёла, так и смешанные узбекско-таджикско-кыргызские.

В 1926 г. при административном делении часть кыргызских волостей отошла к Кыргызстану, а часть к Узбекистану.

В Узбекистане уделялось внимание образованию и культуре кыргызов: с 1922 г. открывались интернаты для кыргызских детей, а в 1934 г. — кыргызские школы в Фергане, Маргелане, Самаркандской и Джизакской областях.

Здесь же готовили педагогические кадры для преподавания на кыргызском языке.

Культура и знаменитые кыргызы Узбекистана

Развивалось кыргызское прикладное искусство, эпос и литература.

Главное произведение кыргызов — эпос «Манас», по объёму превосходящий все известные эпические памятники мира, служит важным источником по этнической истории и культуре кыргызов.

В Узбекистане чтят память героя Советского Союза Осмона Якубова (1910—1944), которому установлен памятник в кишлаке Найман Андижанской области, а местная школа носит его имя.

В послевоенные годы выросло целое поколение кыргызских учёных Узбекистана:

— д-р ист. наук К. Ходжиев,

— д-ра филос. наук К. Н. Ирисбаев и М. Холматова,

— д-р геогр. наук С. Караев,

— канд. биол. наук К. Т. Алпатов.

В. В. Германова

Литература

  1. Ата-Мырзаев О., Генжике В., Муртазаева Р.

    Узбекистан многонациональный: Историко-демографический аспект. — Ташкент, 1998. — С. 52, 57, 62, 65—159.
  2. Бактыгулов Д. Н.

    Формирование кыргызского народа. Кыргызы: этногенетические и этнокультурные процессы в древности и средневековье в Центральной Азии. — Бишкек, 1996. — С. 164—179.
  3. Гинзбург А. Н.

    Узбекистан: этнополитическая панорама, очерки, документы, материалы. — М., 1995. — Т. 2.
  4. Клещёвич З. Ф., Завьялов Д. Г.

    Степные империи Евразии. — СПб., 1996.
  5. Кочиев Т., Мохрынин В., Никих В.

    Киргизы и их предки: нетрадиционный взгляд на историю и современность. — Бишкек, 1994. — С. 44—127.
  6. Молдобаев Н. Б.

    «Эпос “Манас” как историко-этнографический источник» //
    Эпос “Манас” и этническое наследие народов мира. — Бишкек, 1995. — С. 4—207.
  7. Набиев Р. Н.

    Из истории Кокандского ханства (Феодальное хозяйство Худояр-хана). — Ташкент, 1973. — С. 385.
  8. Народы Средней Азии и Казахстана: в 2-х т. / Под ред. С. П. Толстого. — М., 1963. — Т. 2. — С. 154—320.
  9. Ошская область. Энциклопедия. — Фрунзе, 1987. — С. 52—445.