Происхождение и раннее расселение
Время первого проникновения кыргызы на территорию современного Узбекистана точно не выяснено, так как это связано с проблемой происхождения самого кыргыского народа.
Одни учёные локализуют их прародину в глубинных районах Центральной Азии — Монголии, Минусинской котловине, с ареалом расселения от Енисея до Байкала и Южного Туркестана.
Другие исследователи связывают формирование кыргызы и их культуры с взаимодействием двух этнических элементов — центральноазиатского и местного среднеазиатского.
Согласно этой точке зрения, проникновение кыргызы как части сакских племён в степные северные и восточные районы Узбекистана можно отнести к VI—IV вв. до н. э. Позже сюда проникли и орхоно-усуньские племена (II в. до н. э.), частично расселившиеся в Ферганской долине.
Средние века и влияние каганатов
Кыргызы издавна поддерживали тесные торговые связи с населением городов среднеазиатского Междуречья: получали ткани, одежду, сельскохозяйственную продукцию, оружие, а взамен продавали скот, шерсть, шкуры, молочные продукты, войлок, кожу и пушнину.
Активное продвижение кыргызы в степные районы Междуречья началось в VI веке в составе Западно-Тюркского, а затем Уйгурского и Тюркского каганатов.
В XV—XVI вв. они попали в орбиту Моголистана и государства Шейбанидов. В составе последнего кыргызы кочевали по степям и предгорьям Ферганской долины, в окрестностях Бухары, Джизака, Заамина и Бахмала.
XVII—XVIII века: вторжения ойратов и образование Кокандского ханства
В середине XVII в. массовое вторжение ойратов (джунгар), кочевников западной ветви монгольских народов, на территорию Кыргызстана вызвало движение кыргызы в Фергану, Восточный Туркестан, Памир, Алай и горные долины.
После падения Джунгарского ханства в 1758 г. часть кыргызы вернулась обратно в Тянь-Шань.
В XVIII в. в Ферганской долине возникло Кокандское ханство, которое сделало земли кыргызы одной из главных целей завоеваний.
В 1762 г. кокандский правитель Ирдана-бий напал на Узген и позже захватил Ош. Его преемник Нарбута-бий подчинил все предгорные южноферганские районы, занятые кыргызы, а также Алай. Здесь были возведены крепости — гарнизоны, сборщики налогов и пограничные посты с Китаем (Синьцзяном).
Около этих крепостей возникали узбекские поселения, а кыргызы были вытеснены в горы Алая, Тянь-Шаня и Памира.
XIX век: российское завоевание
В середине XIX в. началось военное наступление России на Среднюю Азию. В 1865 г. русские войска взяли Ташкент и Ходжент, и Кокандское ханство оказалось под протекторатом России.
В результате Кокандского восстания 1874—1876 гг., где активно участвовали кыргызы под предводительством Пулат-хана, Россия окончательно завоевала южных кыргызы.
19 февраля 1876 г. Кокандское ханство было упразднено, а на его месте образована Ферганская область Туркестанского генерал-губернаторства.
Вхождение Кыргызстана в состав Российской империи, несмотря на колониальную политику царизма, имело прогрессивное значение: завершился процесс воссоединения кыргызы и прекратились межплеменные и межродовые распри.
Хозяйство и быт
Традиционно кыргызы вели кочевое скотоводство, разводя в основном мелкий рогатый скот и совершая длительные перекочёвки.
Ремесло было связано с переработкой продуктов животноводства: изготовлением войлока, шерстяных тканей, сукна, кожаных изделий. Широко было распространено ковроткачество.
Жильё — юрта двух типов: рядовая («кара уй») и парадная («ок уй») для знатных.
Религиозно-культовые обряды сочетали ислам суннитского толка с древнетюркскими и монгольскими шаманскими верованиями и даже элементами несторианского христианства.
ХХ век: административное деление и развитие
К началу XX века кыргызы активно расселялись в Ферганской долине.
После 1917 г. в Приферганье появились как моноэтнические узбекские и кыргызские сёла, так и смешанные узбекско-таджикско-кыргызские.
В 1926 г. при административном делении часть кыргызских волостей отошла к Кыргызстану, а часть к Узбекистану.
В Узбекистане уделялось внимание образованию и культуре кыргызов: с 1922 г. открывались интернаты для кыргызских детей, а в 1934 г. — кыргызские школы в Фергане, Маргелане, Самаркандской и Джизакской областях.
Здесь же готовили педагогические кадры для преподавания на кыргызском языке.
Культура и знаменитые кыргызы Узбекистана
Развивалось кыргызское прикладное искусство, эпос и литература.
Главное произведение кыргызов — эпос «Манас», по объёму превосходящий все известные эпические памятники мира, служит важным источником по этнической истории и культуре кыргызов.
В Узбекистане чтят память героя Советского Союза Осмона Якубова (1910—1944), которому установлен памятник в кишлаке Найман Андижанской области, а местная школа носит его имя.
В послевоенные годы выросло целое поколение кыргызских учёных Узбекистана:
— д-р ист. наук К. Ходжиев,
— д-ра филос. наук К. Н. Ирисбаев и М. Холматова,
— д-р геогр. наук С. Караев,
— канд. биол. наук К. Т. Алпатов.
В. В. Германова
Литература
- Ата-Мырзаев О., Генжике В., Муртазаева Р.
Узбекистан многонациональный: Историко-демографический аспект. — Ташкент, 1998. — С. 52, 57, 62, 65—159. - Бактыгулов Д. Н.
Формирование кыргызского народа. Кыргызы: этногенетические и этнокультурные процессы в древности и средневековье в Центральной Азии. — Бишкек, 1996. — С. 164—179. - Гинзбург А. Н.
Узбекистан: этнополитическая панорама, очерки, документы, материалы. — М., 1995. — Т. 2. - Клещёвич З. Ф., Завьялов Д. Г.
Степные империи Евразии. — СПб., 1996. - Кочиев Т., Мохрынин В., Никих В.
Киргизы и их предки: нетрадиционный взгляд на историю и современность. — Бишкек, 1994. — С. 44—127. - Молдобаев Н. Б.
«Эпос “Манас” как историко-этнографический источник» // Эпос “Манас” и этническое наследие народов мира. — Бишкек, 1995. — С. 4—207. - Набиев Р. Н.
Из истории Кокандского ханства (Феодальное хозяйство Худояр-хана). — Ташкент, 1973. — С. 385. - Народы Средней Азии и Казахстана: в 2-х т. / Под ред. С. П. Толстого. — М., 1963. — Т. 2. — С. 154—320.
- Ошская область. Энциклопедия. — Фрунзе, 1987. — С. 52—445.