Найти в Дзене

Две церкви в Петровском "близ Угреши"

Петровское – это очень распространенное в Подмосковье название. Едва ли не в каждом уезде Московской губернии было свое Петровское, поэтому до революции во избежание путаницы село Петровское, которое находится ныне в черте современного города Лыткарино, называли "Петровским близ Угреши". В Петровском сохранились две каменные церкви: старая Никольская и более поздняя Петропавловская. Шатровая Никольская церковь была возведена в конце XVII века, но ее облик радикально отличается от храмов той эпохи. Архаичный вид храма наталкивал многих на мнение, будто он возведен едва ли не при Иване Грозном, а то и раньше. Например, в книге "Среди коллекционеров" 1924 года о возрасте этой церкви писали так: Невдалеке от дома находится небольшая шатровая церковка, неизвестная в литературе. Установить точную датировку памятника нет возможности, но все художественные признаки, говорящие за XVI век, заставляют отнести его к эпохе шатрового строительства – до начала потери органического понимания стиля. А
Фотографии: Антон Саков
Фотографии: Антон Саков

Петровское – это очень распространенное в Подмосковье название. Едва ли не в каждом уезде Московской губернии было свое Петровское, поэтому до революции во избежание путаницы село Петровское, которое находится ныне в черте современного города Лыткарино, называли "Петровским близ Угреши".

В Петровском сохранились две каменные церкви: старая Никольская и более поздняя Петропавловская. Шатровая Никольская церковь была возведена в конце XVII века, но ее облик радикально отличается от храмов той эпохи. Архаичный вид храма наталкивал многих на мнение, будто он возведен едва ли не при Иване Грозном, а то и раньше. Например, в книге "Среди коллекционеров" 1924 года о возрасте этой церкви писали так:

Невдалеке от дома находится небольшая шатровая церковка, неизвестная в литературе. Установить точную датировку памятника нет возможности, но все художественные признаки, говорящие за XVI век, заставляют отнести его к эпохе шатрового строительства – до начала потери органического понимания стиля.
Никольская церковь
Никольская церковь

А вот в дореволюционных "Кратких сведениях о всех церквах Московской епархии" священника Благовещенского Никольская церковь в Петровском датировалась почему-то 1837 годом!

Шатровый храм в Петровском близ Угреши исследователи называли не только памятником зодчества, но и "памятником идей". В ту эпоху партия Нарышкиных боролась с партией Милославских не только за власть в государстве, но и на символическом поле архитектуры. Заказчик церкви в Петровском боярин Иван Михайлович Милославский возвел в своем подмосковном имении шатровый храм, потому что не принимал ничего "нарышкинского", в том числе и нарышкинского барокко. Это был довольно дерзкий шаг и с церковной точки зрения, так как шатровые храмы было запрещено строить еще при патриархе Никоне.

-3

Внешне Никольский храм прост и даже суров: на здание кубической формы поставлен один восьмигранный шатер. К слову, нынешняя звонница в псковском стиле была возведена при реставрации в 1970-е годы. По мнению реставратора В. В. Кавельмахера, такой могла быть звонница Никольской церкви в конце XVII века.

Вторая церковь в Петровском была построена в 1805 году на средства гофмейстера Григория Александровича Демидова. Она была освящена в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. Храм является типичным примером классического стиля, и на этот раз дата постройки храма вполне соответствовала вкусам эпохи. В 1905 году по случаю столетия Петропавловской церкви в ней был проведен ремонт, а в Московских церковных ведомостях была опубликована такая заметка:

В сем же селе Петровском была каменная существующая и доныне церковь во имя Николая Чудотворца, построенная еще в 1691 году. Может быть, маловместимость этого храма, а может быть и иные какие причины побудили покойного г. Демидова построить новую каменную – более пространную, чем прежняя, церковь, не разрушая старой.
Петропавловская церковь
Петропавловская церковь

Новый Петропавловский храм стал с тех пор летним, а в старом шатровом служили только зимой. Маленький храм, естественно, было дешевле отапливать. Причт у обоих храмов был один и тот же.

В храмах села Петровского до 1833 года служил священник Александр Алексеевич Ансеров. Впоследствии он был переведен в подмосковное село Пушкино к Никольской церкви. Святитель Филарет Дроздов, известный своей проницательностью, очень ценил священника Ансерова. У последнего было десять сыновей, из которых восемь также стали священниками и служили в разных храмах Москвы и Московской губернии.

-5

С 1873 года на протяжении 32 лет настоятелем обоих церквей села Петровского близ Угреши был священник Павел Афанасьевич Архангельский. Он отличался "детским смирением" и имел характер миротворца. За более чем три десятка лет у не было ни одного конфликта с прихожанами. В своем приходе Архангельский всегда находился в окружении вереницы детей разного возраста, которые его очень любили. Часто священника можно было увидеть за сохой или бороной, обрабатывающим свой надел земли.

С 1888 года Архангельский стал духовником священников Богородского благочиния Московского уезда. Скончался он 22 января 1905 года в возрасте 72 лет. Крестьяне, прихожане отца Павла, в тот скорбный день отложили все дела и пришли в храм на погребение пастыря. В надгробном слове священник А. Кувакин говорил о Павле Архангельском:

Вся жизнь твоя протекла в полном единении с твоими прихожанами. 7 лет тому назад, в этом же храме я был свидетелем той детской искренней радости и любви к тебе, какими сияли лица твоих прихожан в день твоего 40 летнего юбилея служения… Об этом же свидетельствует и сегодняшний день, когда они пришли в таком большом количестве проститься с своим добрым пастырем.
Интерьер Никольской церкви до революции
Интерьер Никольской церкви до революции

В 1857 году княгиня Елизавета Чернышева выкупила село Петровское и объединила с соседним имением Лыткарино. Ее супруг князь Александр Чернышев незадолго до этого умер в Италии. Елизавета Николаевна перевезла тело мужа в Россию и похоронила в специально устроенном склепе под Петропавловской церковью в Петровском.

Александр Иванович Чернышев прославился как один из первых военных разведчиков. Чернышев был представителем Александра I при Наполеоне, и в 1810 году даже спас во время пожара сестер французского императора. Изображая легкомысленного русского офицера, Чернышев подкупил многих французских военных чиновников и накануне войны 1812 года вывез из Парижа в Петербург целый портфель с французскими секретными документами и картами.

Перед революцией 1917 года Лыткариным владела дочь князя-разведчика Мария Александровна Чернышева. В 1970-х годах в усадьбе Чернышевых в Лыткарино открылся городской краеведческий музей, а в 2012 году на его территории был установлен памятник Александру Ивановичу Чернышеву.