«Время – это то, что не позволяет случаться всему сразу.
Рэй Каммингс»
«Время – всего лишь иллюзия, созданная нашей памятью. Нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Все происходит сейчас»
Начну с главного – эта книга хороша! Очень. А сквозь мою призму восприятия литературы вообще идеальна: динамичный сюжет, экшн, научность, гипотеза о времени и реальности, любовная линия, мораль и шииииикарное послевкусие. Есть всё! Более того, «Возвращение» для меня стало очень изящным и красивым завершением мини-эпопеи (и личной трансформации) о квантовой реальности (по мотивам книги Джо Диспенза) и вытекающих отсюда возможностях «проникнуть сквозь завесу восприятия», чтобы управлять настоящим и моделировать будущее.
«Возвращение» — это качественная художественная литература, которая производит впечатление, и я такое люблю, когда в моменте можно насладиться интересной историей, а после прочтения уйти в размышления (а может даже рефлексию).
Далее последовательно я расскажу вам про:
- сюжет
- гипотезе о времени и воспоминаниях + путешествиях в первом посредством второго
- художественное наполнение: стиль, приёмы, обороты
- мораль и выводы, о чем можно подумать, обсудить и даже поспорить.
СЮЖЕТ
– Хелена, то, что ты придумала, не просто позволяет людям заново переживать свои воспоминания. Оно на самом деле возвращает их в прошлое
Предупреждаю, картина вырисовывается не сразу, более того, начало требует усилий и терпения, чтобы банально въехать. Я привожу общую канву, однако в книге совсем иная структура подачи.
Нейробиолог Хелена ставит перед собой сразу две грандиозных задачи: изменить мир и сохранить память своей матери, у которой прогрессирует болезнь Альцгеймера. Внезапное и очень щедрое предложение от тайного спонсора позволяет исполнить мечту: героиня изобретает особую технологию, которая позволяет записывать воспоминания, чтобы затем проживать их вновь. Блестящее открытие действительно меняет мир, но только совсем не так, как Хелена могла подумать. А точнее так, как и подумать не могла. Работодатель (Майк Прайс - второй главный и отрицательный герой) оказывается человеком увлеченным (впоследствии одержимым), который доводит технологию до совершенства, получая возможность возвращать человека в его воспоминания в буквальном смысле. Да, речь о машине, а точнее кресле времени. Звучит великолепно, но есть нюансы: совершая перемещении, реальность обнуляется не только для «путешественника во времени», а вообще для всех, существующих в текущей ветке событий (и таким образом она обрывается). И всё бы ничего, если бы не одно жирное НО – достигая в новой реальности даты, в которой был совершен скачок в прошлое, все люди, так или иначе связанные с человеком, который вернулся в прошлое (были с ним знакомы, знали о его судьбе или просто были свидетелями событий с ним связанных) получают воспоминания о прошлой прерванной ветке жизни. Ощущаются они столь реально и явственно, что человечество, которое долгое время оставалось в неведении создания «кресла времени», объявляет этот эффект новым вирусным заболеванием под названием «ложные воспоминания».
И здесь я могу подключить в повествование третьего главного героя – детектива Барри, который сталкивается с последствиями ложных воспоминаний при исполнении: ощущения еще одной прошлой ненастоящей, но всё-таки жизни, которой вроде как точно не было и быть не могло, вынуждают женщину совершить самоубийство. Барри пытался помочь, но не смог…
Вернемся к Хелене, которая быстро осознаёт, что совершенный её руками научный прорыв во власти уже бывшего благодетеля становится угрозой для всего человечества. Поэтому она предпринимает попытку вернуться в прошлое и отказаться от работы, таким образом отменив создание революционной технологии.
Параллельно раскрывается линия Барри, который оказывается очень несчастным человеком, который в прошлом столкнулся с огромной трагедией – гибелью дочери. Продолжая расследование, детектив при максимально загадочных обстоятельствах также внезапно перемещается назад во времени, получая возможность прожить иную жизнь, где он уберег дочь от столкновения с машиной.
(для понимания: итого уже н-количество прыжков совершено и значит в определенные моменты у многих людей возникнут ложные воспоминания о прошлых, оборванных ветках реальности)
И уже только где-то на первой трети повествования всё начинается складываться в единую линию, прорисовывая весьма логичный и крайне интригующий сюжет:
В одной из точек Хелена и Барри встречаются, и далее начинается весьма лихая, очень динамичная история о любви и попытках спасти человечество. Добавлю, что таинственный Майк Прайс практически безумен, он прожил жизнь множество раз и столько же вернулся обратно. Когда воспоминания в определенных точках времени начинают возвращаться к Хелен (так как она была с ним связана), открывается невообразимый масштаб трагедии, и теперь уже вместе с Барри они пытаются каким-нибудь образом всё же переписать прошлое…
Ну вот так))) Сложно и надо успевать увязывать в голове детали, однако Крауч пишет максимально простым языком, что позволяет без особых усилий следить и понимать ход повествования.
Как работает кресло времени?
Воспоминания – самое драгоценное, что у нас есть. Они определяют нашу личность, делают нас теми, кто мы есть
Кажется, описать это будет проще, чем сюжет. В основе гипотезы Крауча лежат воспоминания, которые существуют как страницы в книге. Физические особенности людей позволяют воспринимать время только находясь с ним в непосредственном физическом контакте – то есть сейчас, в моменте. Технология Хелен (здесь, пожалуйста, избавлю себя от подробного описания, вся суть – вогнать мозг в критическое предсмертное состояние) позволяет «перелистывать» назад на нужную страницу прошлого. Главное условие – «страница», то есть воспоминание, должно быть ярким и точным.
При этом, как я писала в сюжетной части, каждое перемещение автоматически останавливает время, и вся земля начинает заново. Ближе к концу, когда… тут мог бы быть спойлер … созданная технология получает развитие в сторону перемещения в будущее. И очень аккуратно я только добавлю, что концепция воспоминаний (прошлых и будущих) в виде книги сохраняется, только речь уже не об одном конкретном произведении, а целой полке книг (может даже стеллаже и библиотеке).
Представь жизнь человека в виде книги, страницы которой – те или иные моменты. И так же, как мы читаем книгу, видя непосредственно только одну страницу, несовершенное восприятие не дает нам доступа ко всем остальным моментам нашей жизни. Но теперь все изменилось
Если мы можем далеко видеть, то способны и думать наперед, планировать. Следственно, и предугадывать будущее, даже если его не существует
Естественно, мне такая книжная аналогия понравилась очень, но не только из-за любви к литературе. На мой взгляд идея со страницами весьма логична и проста для восприятия (чем могут похвастать далеко не все произведения о перемещениях во времени).
При этом автор умен и начитан, поэтому оставляя легкие научные отсылки внутри повествования, он усиливает ощущение, что в действительности мы имеем ограниченное представление о связке «пространство-время», а значит любая гипотеза (до тех пор пока не доказана, не опровергнута) имеет место быть.
Для нас, тех, кто верит в физику, разница между прошлым, настоящим и будущим – лишь иллюзия, за которую мы упрямо держимся. Эти слова Эйнштейн сказал о своем друге Мишеле Бессо. Трогательно, согласись? И мне кажется, он был прав»
В последнее время Барри много читал великих философов и физиков. От Платона до Аристотеля. От абсолютного времени Ньютона до относительности Эйнштейна. Из какофонического моря теорий и философий скалой выступала единственная истина – никто и понятия не имеет, о чем говорит. Блаженный Августин все прекрасно сформулировал еще в четвертом веке: «Что же есть время? Если никто меня не спрашивает, я прекрасно знаю что. Если спросят, я не знаю, что ответить спрашивающему»
Почему же так хорошо?
Кто-то упрекает Крауча в простоте слога (типа сценарный стиль), но лично я очень признательна автору за это. Изложи он это сочными метафорами и сложными оборотами, уверенна, что не разобралась в сюжете.
Вместе с тем помним, просто не значит примитивно. Крауч искусно балансирует, когда понятные слова составляют короткие предложения, но получается лаконично, со вкусом и совсем не топорно.
Более того, богатая тема и нравственная проблематика книги хорошо компенсирует отсутствие стилистических изыской. Безусловно, вопрос субъективного через призму «Я» восприятия, но книга западет в сердце.
О чем задумалась:
Естественно, много раз сопоставила гипотезы Джо и предложенные формы Крауча. Нахожу что-то общее. Любая (самая классная и счастливая) реальность точно существует в поле Вселенной, надо лишь найти возможность, чтобы открыть нужную нам страницу.
Про любовь очень много, и даже неожиданно. Тут вижу и про предопределенность, судьбу и в то же время про выбор, который делаем (можем делать) сердцем. Хелена совершила множество перемещений в прошлое, но самой грустной веткой реальности оказалась та, где она не выбрала Барри…
Означает ли это, что она его бросила? Нашла другого? Не может больше раз за разом проживать двадцать девять лет с одним и тем же мужчиной?
Каким может быть конец света? Читая новости (пишу в середине июня 25 года), модель 3-й мировой войны, когда все страны тупо психанули, кажется (увы((( весьма вероятной…
Хочу ли я изменить мир? Всё ещё да, однозначно! Однако теперь задумалась и об ответственности, и о широте последствий.
– Хотите изменить мир? – спрашивает Слейд.
– Вот так приходится платить. Принять решение и идти до конца, во что бы то ни стало
А если не мир, а жизнь? И только одну и мою собственную? Здесь, как мне показалось, за себя автор даёт однозначный ответ. И я с ним согласна…
Жизнь, которую можно переиграть, – это не жизнь. Наше существование – не то, что имеет смысл подкручивать или оптимизировать ради того, чтобы избежать боли. Быть человеком – значит чувствовать красоту и боль, и одно невозможно без другого
Еще раз громко порекомендую, похвалю и глубоко, искренне поблагодарю автора (ура, современника!) за качественную, преобразующую литературу.
Буду счастлива услышать и Ваше мнение.