Найти в Дзене
История в деталях

Альберт Эйнштейн: почему он отказался быть президентом Израиля?

В ноябре 1952 года мировая общественность была поражена: государство Израиль предложило пост президента не политику, а великому физику — Альберту Эйнштейну. Гений теории относительности, уже ставший символом интеллектуального величия XX века, неожиданно оказался перед одним из самых необычных выборов в своей жизни. Почему же Эйнштейн отказался возглавить молодое еврейское государство? Предложение, которое потрясло мир 22 ноября 1952 года, через несколько дней после смерти первого президента Израиля Хаима Вейцмана, премьер-министр Давид Бен-Гурион предложил Эйнштейну занять этот высокий пост. Официальное письмо с приглашением было передано через посла Израиля в США Аббу Эбана. Эйнштейн, живший в Принстоне, Нью-Джерси, получил предложение, которое могло бы изменить не только его жизнь, но и историю страны. Почему именно он? Для израильских властей Эйнштейн был не просто выдающимся ученым — он был моральным авторитетом, символом еврейской идентичности, одним из самых уважаемых ев

В ноябре 1952 года мировая общественность была поражена: государство Израиль предложило пост президента не политику, а великому физику — Альберту Эйнштейну. Гений теории относительности, уже ставший символом интеллектуального величия XX века, неожиданно оказался перед одним из самых необычных выборов в своей жизни. Почему же Эйнштейн отказался возглавить молодое еврейское государство?

Предложение, которое потрясло мир

22 ноября 1952 года, через несколько дней после смерти первого президента Израиля Хаима Вейцмана, премьер-министр Давид Бен-Гурион предложил Эйнштейну занять этот высокий пост. Официальное письмо с приглашением было передано через посла Израиля в США Аббу Эбана. Эйнштейн, живший в Принстоне, Нью-Джерси, получил предложение, которое могло бы изменить не только его жизнь, но и историю страны.

Почему именно он? Для израильских властей Эйнштейн был не просто выдающимся ученым — он был моральным авторитетом, символом еврейской идентичности, одним из самых уважаемых евреев в мире. Несмотря на то, что Эйнштейн не был религиозным иудоем, его вклад в создание Израиля был заметен: он поддерживал сионистское движение, собирал средства для еврейских учебных заведений и активно выступал за создание государства для евреев после Холокоста.

Ответ Эйнштейна

Менее чем через неделю после получения письма, 1 декабря 1952 года, Эйнштейн направил официальный отказ. Его слова были точными и дипломатичными:

«Я глубоко тронут предложением Государства Израиль, и в то же время опечален, поскольку не могу принять его. Всю свою жизнь я посвятил объективной науке и недостаточно обладаю природными способностями и опытом для того, чтобы иметь дело с людьми и выполнять официальные функции».

Это был отказ, полный уважения. Эйнштейн ясно дал понять, что не считает себя подходящей фигурой для политического руководства. Ему было уже 73 года, он чувствовал упадок сил и не обладал нужными административными навыками. Кроме того, он никогда не был в Израиле, не знал иврита, а политическая жизнь была ему чужда.

Эйнштейн и Израиль: сложные отношения

Хотя Эйнштейн сочувствовал сионистскому движению, он оставался независимым мыслителем и критиком. Он мечтал о светском, культурном и нравственном еврейском государстве, но критиковал воинственные настроения в израильской политике и был сторонником арабо-еврейского сосуществования. В 1948 году он даже подписал письмо, опубликованное в The New York Times, в котором осуждал насильственные методы военизированной группировки «Иргун» и действия ее лидеров — в частности, будущего премьер-министра Менахема Бегина.

Такой взгляд на палестино-израильский конфликт вызывал раздражение у многих израильских политиков. Но именно это делало Эйнштейна особенным кандидатом: он мог бы стать символом примирения, моральным ориентиром в бурном мире.

Наследие решения

Отказ Эйнштейна не стал сенсацией в самом Израиле — большинство понимало, что физик вряд ли примет предложение. Однако этот эпизод стал одной из самых ярких историй о взаимодействии науки и политики в XX веке.

Президентский пост в итоге занял Ицхак Бен-Цви, опытный политик, один из основателей еврейского ишува в Палестине. А Эйнштейн продолжил жить в Принстоне, работая над «универсальной теорией поля» и размышляя о будущем человечества.

Вывод

Альберт Эйнштейн отказался быть президентом Израиля не из-за равнодушия к судьбе еврейского народа, а из глубокого понимания своих способностей и убеждений. Он выбрал остаться ученым и философом, а не политиком. Этот отказ не был жестом равнодушия, а наоборот — проявлением мудрости и честности. Эйнштейн знал цену власти и цену своего авторитета — и не захотел жертвовать ни тем, ни другим.